Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:44, реферат
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Введение 3
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины 6
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) 10
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) 12
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук 15
5. Школы 1940 - 1960-х годов 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра общего
менеджмента и
Реферат
по дисциплине «Менеджмент» на тему №2
«История развития практического менеджмента»
Исполнитель:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Эволюция
менеджмента как научной
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) 10
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) 12
4. Школы
человеческих отношений и
5. Школы 1940 - 1960-х годов 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение
управленческих функций
Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.
Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.
2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».
3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и
зернохранилищах.
Однако
первое проявление настоящего
интереса к управлению как
к самостоятельному виду
В данной
работе сделана попытка
Целью данной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Определить достижения школы научного управления;
Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;
Привести основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли;
Сформулировать концепцию управления школы человеческих отношений.
1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Первое
проявление настоящего
Изменение
отношения к управлению
Первой
объективной предпосылкой, которая
стимулировала интерес к
Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.1
Третья
предпосылка связана с
Появление
и оформление управления как
области научных исследований
было, во-первых, ответом на потребности
большого бизнеса в
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.)2. В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью3. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.
В то
же время в мире происходили
великие перемены, связанные с
научно-техническим прогрессом, с
изменением в отношениях
С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:
Основные этапы эволюции управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.
Подходы, школы |
Годы |
Подход с позиций школ
управления |
1885 —1920 |
Подход научного управления |
1885 —1920 |
Подход административного
управления |
1920 - 1950 |
Подход с позиций человеческих
отношений |
1930 - 1950 |
Подход с позиций науки
о поведении |
1950 - по настоящее время |
Подход с позиций |
1950 - по настоящее время |
Подход к управлению как
к процессу |
1920 - по настоящее время |
Системный подход |
конец время 1950-х — по
настоящее |
Ситуационный подход |
конец время 1960-х — по
настоящее4 |
2. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.)
Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.
Первым
этапом становления
Работа
по управлению — это
Авторы
работ по научному управлению
выдвинули и обосновали
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Создание
научного подхода (методики) к
организации выполнения
Отбор рабочих
для выполнения конкретной
Сотрудничество
между администрацией и
Равномерное
распределение труда и
Важным
вкладом этой школы было
Информация о работе История развития практического менеджмента