Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:34, контрольная работа
Актуальность изучения истории развития менеджмента состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение менеджмента представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Возникновение науки об управлении…………………………………..5
2. Формулировка принципов и целей управления……………………….12
3. Школы и подходы в науке об управлении. Школы в управлении…..17
Заключение…………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………30
Введение
Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет),
Без эффективно организованной
управленческой деятельности невозможно
было ни строительство египетских пирамид,
ни создание висячих садов Вавилона,
ни ведение войн, ни возникновение
и расцвет городов и
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных, Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения.
Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс! управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели.
Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. от более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Однако уже по этим разрозненным сведениям можно сделать вывод о том, что практика управления зародилась в древних государствах и появилась раньше, чем сама наука - менеджмент.
Актуальность изучения истории развития менеджмента состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение менеджмента представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.
1. Возникновение науки об управлении
Управление в человеческом
обществе существовало испокон веков.
Любое государственное
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 гг. до н. э) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".
В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний".
В Древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н. э) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.
Управленческие ноу-хау передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".
Он говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю". Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно иных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне". Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т.д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н.э. - это введение письменности.
Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере.
Во время правления
вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг.
до н. э) был разработан и введен в
действие Свод законов управления государством.
В соответствии с этим Сводом законов
управление в государстве переходило
от религиозного к светскому стилю
управления. Был усилен контроль и
ответственность за выполнение работ.
При правлении Навуходоносора II
(605-562 гг. до н. э) произошло соединение
государственных методов
Этапы развития управленческой мысли:
До н/э
5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов
4000 - Египтяне - Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 - Египтяне - Децентрализация в организации управления
1800 - Хаммурапи - Использование
свидетелей и письменных
1491 - Евреи - Концепция организации, скалярный принцип
600 - Навуходоносор - Контроль
за производством и
400 - Сократ - Формулировка
принципа универсальности
400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства
175 - Кат он - Использование описаний работ
Н/э:
20 - Иисус Христос - Единоначалие Золотое правило Человеческие отношения
1100 - Газали - Требования к
менеджеру1835 - Маршалл, Логман - Признание
и обсуждение относительной
1881 - Джозеф Вартон Разработка
для колледжа курса
1900 - Фредерик У Тейлор - Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка
1916 - Генри Файоль - Первая
полная теория менеджмента,
1919 - Моррис Л Кук - Различные
области использования
1927 - Элтон Мейо - Социологическая
концепция групповых
1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации
1976 - Ромари Стюарт Альтернатива
и ограничение действий
Наука об управлении Тейлора.
Но первый настоящий прорыв
в развитии теории управления был
совершен благодаря трудам американского
инженера Фредерика Уинслоу Тейлора
(1856-1915). Этому в значительной степени
способствовала обстановка, сложившаяся
к началу XX в. в США. Для США
этого периода характерно бурное
развитие промышленности. Сеть железных
дорог превратила страну в один огромный
рынок рабочей силы, которая нуждалась
в эффективном управлении. Процветали,
прежде всего те предприятия, на которых
предприниматели уделяли
Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:
1. Создание научного фундамента,
заменяющего собой старые, традиционные,
практически сложившиеся
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
4. Равномерное распределение
труда и ответственности между
администрацией и рабочими. Интересны
его, носившие революционный
2. Формулировка принципов и целей управления
Двенадцать принципов
Эмерсона. Основное направление работ
Эмерсона посвящено повышению
1. Отчетливо поставленные
цели. Правильно ориентированные
и согласованные цели
2. Здравый смысл. В основе
организации производства
3. Компетентная консультация.
Эмерсон предлагал
4. Дисциплина, Должны существовать
инструкции, каждый работник должен
их знать и выполнять.
5. Справедливое отношение
к персоналу. Работникам
6. Быстрый, надежный, полный,
точный и постоянный учет. Эмерсон
считал, что только тот, кто
учитывает количество
7. Диспетчирование.