Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 00:46, курсовая работа
Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Он влияет на способность к управлению. Именно поэтому феномен стресса требует специального изучения.
Введение 3
Глава 1. Сущностная характеристика стресса руководителя 8
1.1.Понятие стресса, его основные виды и стадии 8
1.2. Основные виды профессионального стресса и стрессовые сценарии 16
1.3. Симптоматика стрессов руководителя и принципы сопротивления им 21
Глава 2. ИСТОЧНИКИ СТРЕССА И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
2.1. Источники стресса руководителя 25
2.2. Организационные меры управления стрессами руководителя 33
2.3. Программы управления стрессами в руководителя 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
Во всем мире предприятия и фирмы самого разного профиля несут огромные убытки, вызванные психологическим неблагополучием своих сотрудников. По данным американского журнала «Бизнес», не менее 20% издержек и потерь от текучести кадров, прогулов, сопротивления серьезным переменам и падения производительности труда вызваны профессиональными стрессами и неврозами. Ежегодно они наносят американской экономике ущерб в 500 миллионов долларов. В точности этих цифр можно усомниться, однако они заставляют задуматься11.
Миллионы людей жалуются, что проблемы на работе вызывают у них повышенную озабоченность, тревогу и депрессию, приводят к ухудшению настроения и самочувствия, расстройствам сна, аппетита и даже половой функции. По данным социологических исследований, каждый третий работающий россиянин хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает сильный стресс, а 13% - почти ежедневно. Людей угнетают сложные, конкурентные и не всегда доброжелательные отношения с коллегами, давление со стороны начальства, тревоги, неопределенность и неуверенность, связанные с карьерным ростом. Многие мечтают как можно выше подняться по служебной лестнице, полагая, что это не только повысит их социальный статус и благосостояние, но и принесет душевное равновесие, избавит от психологических проблем.
Однако это наивная иллюзия. Ученые убеждены, что повышение в служебной иерархии не снижает стрессы, напротив - приводит к их накоплению и усилению. В подтверждение этого приводится множество свидетельств. Одно из них неожиданно обнаружили представители английской компании Fleet Management Services (FMS), владеющей 14000 автомобилями, которые она сдает в прокат различным учреждениям в качестве служебного автопарка. Статистика показывает, что частота аварий, в которые эти машины попадают, напрямую связана со служебным положением человека, который сидит за рулем12.
Так, у директоров и старшего управленческого звена компаний, пользующихся машинами FMS, аварии происходят в среднем каждые 9250 миль (15000 км), у руководителей отделов продаж - каждые 11000 миль (17600 км), у лиц, непосредственно занимающихся продажами, - каждые 12500 миль (20000 км), у управленцев среднего звена, в основном работающих в офисах, - каждые 14500 миль (23000 км). При этом стоимость ремонта после аварии, в которую попал директор, составляет в среднем 1020 фунтов, что почти вдвое больше, чем ущерб, наносимый сотрудниками более низкого ранга. Эту закономерность представители FMS объясняют душевной неуравновешенностью, которая свойственна руководителям в большей степени, чем их подчиненным. И психологи готовы согласиться с этим наблюдением. Они даже ввели особое понятие – «стресс руководителя», в отличие от «обычного» нервно-психического напряжения рядовых сотрудников.
Конечно, руководитель избавлен от многих психологических проблем своих подчиненных. Он в меньшей степени зависим от сложных взаимоотношений с коллегами, равными по статусу, над ним не довлеет громоздкая иерархия начальства со своими строгими, а порой и противоречивыми требованиями и претензиями. Дисциплинарные рамки руководитель определяет для себя сам. К тому же озабоченность карьерным ростом ему почти не свойственна - он и так уже добился достаточно высокого положения. Однако это вовсе не дает возможности почивать на лаврах13.
Таким образом, руководителю приходится решать ряд непростых внешних проблем. Это отношения с партнерами и конкурентами, с официальными структурами, налоговыми органами и т.п. Если рядовой сотрудник имеет возможность сосредоточиться на конкретной поставленной перед ним задаче, то руководителю приходится самому ставить стратегические и тактические цели, находить оптимальные способы их достижения, учитывать возможные риски и при этом удерживать в голове множество разнообразных вариантов и комбинаций.
1.3. Симптоматика
стрессов руководителя и
Современному руководителю постоянно приходится принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать внимание с учетом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме ожидания, неопределенности, дефицита или избытка информации. К тому же руководителю приходится общаться с множеством людей, в том числе и подчиненных, которых надо стимулировать к эффективному труду. Последнее иногда требует «непопулярных мер», наказаний и взысканий, а большинство руководителей отмечают, что необходимость накладывать взыскания, а тем более увольнять работников связана для них самих с сильнейшим стрессом.
В результате возникает избыточное нервно-психическое напряжение (в буквальном переводе с английского стресс и означает напряжение), приводящее к появлению ряда неприятных психологических и физических симптомов. Среди них чаще всего отмечаются следующие:
1. Соматические (телесные) симптомы: нарушения сердцебиения, стойкие головные боли, мышечное напряжение, спазмы и тики, расстройства пищеварения, кожные высыпания и др.
2. Эмоциональные симптомы: резкие перепады настроения, чрезмерная раздражительность, постоянное беспокойство, утрата симпатии к окружающим, в том числе даже к близким людям, невозможность сосредоточить внимание, потеря чувства юмора и нарастающая склонность к пессимизму.
3. Поведенческие симптомы: уклонение от решения насущных задач - как производственных, так и бытовых; злоупотребление алкоголем, курением, транквилизаторами; частое возникновение аварийных ситуаций, чреватых травмами; утрата взаимопонимания с окружающими.
Поначалу эти симптомы бывают выражены неявно и лишь со временем накапливаются в «критическую массу». Руководителям всех уровней следует серьезно позаботиться о том, чтобы научиться справляться со стрессом и не позволять ему омрачать жизнь. Разумеется, наиболее эффективны индивидуальные рекомендации специалиста, соответствующие конкретной жизненной ситуации и профессиональным проблемам. Однако существует и несколько общих принципов, которым необходимо следовать, чтобы снизить влияние стресса на самочувствие14.
Психологи отмечают, что главным стрессором для руководителя является бремя ответственности за решение разнообразных задач. Многие исповедуют принцип: «Хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, - сделай его сам», или, по крайней мере, стремятся скрупулезно контролировать все этапы решения каждой профессиональной проблемы. Поэтому наиболее комфортно в психологическом плане чувствуют себя те руководители, которые умеют правильно делегировать полномочия, распределять груз ответственности между сотрудниками. Мудро поступает тот начальник, который оставляет для себя лишь приоритетные стратегические вопросы и доверяет тактические частности нижестоящим работникам. При этом очень важна роль компетентного секретаря, заместителя, помощника и т.п., которые должны «отфильтровывать» для доклада руководителю лишь самые существенные вопросы.
Многообразие насущных задач порождает серьезную проблему дефицита времени. Поэтому руководителю необходимо овладеть практическими навыками управления временем (на эту тему написаны подробные руководства, разработаны соответствующие тренинги).
Главный принцип - подразделение задач по степени их значимости и поочередное решение, начиная с самых важных и срочных. Если же пытаться одновременно решать несколько разных проблем, то это, во-первых, и получается хуже, во-вторых - приводит к нервному напряжению.
Таким образом, руководителю нельзя позволять профессиональным заботам всецело овладеть сознанием. Для этого необходимо научиться «отключаться». Некоторым это удается лишь тогда, когда появляется возможность полностью сменить окружающую обстановку. Значит, так и следует поступать при избытке напряжения. Руководящему сотруднику следует позволить себе куда-нибудь уехать хотя бы на уикэнд и полностью посвятить это время приятному досугу. В этом отношении три-четыре недельных отпуска в течение года полезнее, чем месяц, проведенный на курорте. А если руководитель считает, что не может себе этого позволить, потому что без него дела пойдут вкривь и вкось, значит, работа его фирмы плохо организована и требует совершенствования. Или другого руководителя.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I
Рассмотрение вопросов, отнесенных к ГЛАВЕ I, позволяет сделать вывод, что термином «стресс» обозначают широкий круг реакций человека, его организма в результате как неблагоприятных, так и неблагоприятных воздействий на организм, а также неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.
Сейчас понятие «стресс» чаще используют в узком смысле, понимая под стрессом то напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.
Стресс характеризуется динамикой и имеет логику (стадии) своего развития. Последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций. При длительном или постоянном стрессе могут возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться необратимые изменения: сердечно-сосудистая патология, заболевание желудочно-кишечного тракта и т. п. Для сопротивления стрессам необходимо придерживаться ряда общих принципов, позволяющих снять напряжение и оптимизировать условия его возникновения.
Глава 2. ИСТОЧНИКИ СТРЕССА И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Источники стресса руководителя
Важнейшие факторы или обстоятельства, которые способствуют возникновению тревоги или волнения у руководителя, можно свести к семи позициям:
- оценка специфичности данной управленческой ситуации;
- сложность ситуации, с точки зрения возможностей самореализации, как субъекта ответственности;
- неуверенность, возникающая в предвидении якобы надвигающейся неудачи;
- угроза неудачи, включающая и возможность быть выставленным на посмешище;
- высокий (неадекватный) уровень притязаний относительно собственных способностей и знаний;
- личностные черты — стыдливость, тревожность, эмоциональная лабильность (неустойчивость) и т. п.;
- предчувствие наказания в случае неуспеха (например, понижение статуса, лишение экономических благ и т. п.)15.
Для анализа стрессоров у лидеров или руководителей можно выделить две большие группы стрессоров, или источников стресса:
1.Стрессоры служебной
2.Стрессоры внеслужебной
Стрессоры служебной деятельности, в свою очередь, подразделяются на: 1) общие и 2) специфические.
Рассмотрим общие стрессоры, проявляющиеся в управленческой деятельности. Их можно выделить семь.
1. Плохая организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), отсутствие системы в работе. Организация часто работает в режиме аврала. Руководитель, в свою очередь, действует в вертикальной структуре, выстроенной по иерархическому принципу, и неритмичность, бессистемность в работе вышестоящего руководителя тут же сказывается на деятельности руководителей нижестоящих.
2. Недостаток сотрудников, заставляющий их выполнять, кроме своих прямых обязанностей, еще и обязанности других, что уменьшает количество времени, затрачиваемого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях работа либо выполняется некачественно, так как ее объем резко увеличен, либо выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой — путем чрезвычайного напряжения сил.
3. Нарушение режима рабочего времени (работа в повышенном ритме и в неудобные часы). Человеческому организму свойственны естественные, циклические ритмы в течение суток, недели, года. Сюда входят периоды сна и активной деятельности. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм — накапливается стресс.
4. Использование сверхурочного времени. Работу руководителя сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме того, деятельность любого руководителя сопряжена с решением непредвиденных кризисных проблем16.
5. Статусные проблемы
(низкий статус, небольшая зарплата,
недостаточные перспективы служ
Информация о работе Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя