Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Он влияет на способность к управлению. Именно поэтому феномен стресса требует специального изучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущностная характеристика стресса руководителя 8
1.1.Понятие стресса, его основные виды и стадии 8
1.2. Основные виды профессионального стресса и стрессовые сценарии 16
1.3. Симптоматика стрессов руководителя и принципы сопротивления им 21
Глава 2. ИСТОЧНИКИ СТРЕССА И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
2.1. Источники стресса руководителя 25
2.2. Организационные меры управления стрессами руководителя 33
2.3. Программы управления стрессами в руководителя 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий  буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

Следующим фактором стресс-менеджмента  на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

Однако практически  организовать реализацию данного права  достаточно сложно. Одним из способов решения этой задачи могут служить плановые совещания, на которых обсуждаются задачи, стоящие перед подразделением. Не всегда перераспределение работы возможно. Однако менеджеры, заботящиеся о профилактике стрессов, должны всегда помнить о наличии подобной задачи. Для ее осуществления можно использовать, например, увольнение по собственному желанию одного из сотрудников. Освобождение рабочего места всегда может служить поводом для пересмотра должностных инструкций и рабочих заданий с тем, чтобы придать рабочим местам большую привлекательность с точки зрения сотрудников. А также предотвратить перегруженность или незагруженность. Методы анализа работы, используемые для этой цели, достаточно известны (в частности, фотография рабочего дня, хронометраж и экспертная оценка)25.

Прекрасным средством профилактики стресса также служит переход на гибкий рабочий график. Введение в организации категории сотрудников, которые в зависимости от своих функциональных обязанностей и производственной необходимости строят свой график самостоятельно, при необходимости отработать в течение дня/недели/месяца определенное количество часов, позволяет сотрудникам снизить стрессовые нагрузки и повышает удовлетворенность трудом.

Также к организационным  факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что их участие в оказании социальной поддержки персонала является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь следует проходить обучение по антистрессовым программам26.

  Таким образом, при возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может, как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. При правильном управлении трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу «Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее», заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

 

2.3. Программы  управления стрессами руководителя

 

В ходе исследований, проведенных  в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения методам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода.

Есть опыт, когда для  решения этих задач в организациях обучают часть наиболее сенситивных руководителей, для того чтобы они умели справляться со стрессовыми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги, необходимые на программы управления стрессами как для руководителей, так и для сотрудников.27

Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы. Цель этих программ - укрепление физического здоровья руководителя. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом руководителе.

Создание организациями отдельных программ только для управленцев связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца обходится в 600 000 долларов. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигается различными средствами, в том числе и тренингами, направленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуникаций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев надо учить не только избегать стрессовых ситуаций, но и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Организации, содержащие тренажерные залы, спортивные залы для подвижных игр или бассейн, обеспечивают руководителям приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Индивидуальным мерам  профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса  можно научиться на специальных  тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся, прежде всего, умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения.

  Способность техник релаксации уменьшать стресс доказана еще в 30-е годы XX в. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно расслабляя и напрягая мышцы. Сосредоточив свое внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигали все более и более полной релаксации. Со временем эти базовые техники были усовершенствованы. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода - аутотренинга и медитации28.

Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа «А», о которых было сказано в ГЛАВЕ I, к чьим характеристикам относятся чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения.

Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач  разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после  тщательного исследования стрессогенных  факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество  опросников.

Хотя, конечно, опытом многих организаций уже доказана эффективность антистрессового обучения руководителей. Кроме того, повышение их профессионального менеджерского уровня само по себе может служить профилактикой обострения стрессогенной обстановки в организации29.

Надежность и адекватность программы и ее целей обеспечивается участием в ее разработке экспертной группы в составе представителей линейного менеджемента, топ-менеджмента  и руководителей HR-службы. Четко разработанные цели обучения позволят не только сбалансировать обучение стресс-менеджменту, но и системно подойти к выбору провайдера услуги. Наиболее распространенная практика выбора провайдера на конкурсной основе позволяет увидеть разные подходы специалистов к поставленной задаче и сориентироваться на рынке услуг по уровню подготовки специалистов и ценам30.

Завершая рассмотрение вопроса о противостоянии стрессогенным факторам на индивидуальном уровне, следует обратить внимание на то, что у каждого человека (руководителя) есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть руководители, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: «стресс вола» - для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика» - кто избегает его; «стресс льва» - кого такие ситуации мобилизуют.

Таким образом, существуют различные методы борьбы со стрессами. К мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами руководителя. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники таких программ, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и «повышение иммунитета» к производственным стрессам.

 

                              ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

 

Исследования показывают, что руководители гораздо чаще испытывают стресс, и этот стресс гораздо глубже и интенсивнее проходит, чем у сотрудника этой же компании. Это происходит в силу высокой ответственности (материальной, имиджевой) не только за собственные действия, но и за действия своих подчиненных, результаты которых определенным образом сказываются на всей деятельности компании.

Исследования взаимосвязи  профессиональной деятельности и ряда соматических болезней показали тревожную картину: руководители организаций, собственники и врачи-хирурги в восемь раз чаще страдают от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, и в два раза чаще, чем адвокаты или судьи.

Психологи и   психофизиологи, изучающие особенности управленческого труда, объясняют это запредельным эмоциональным напряжением, которое проявляется в тревоге руководителя за состояние дел в организации, отношения с персоналом, с вышестоящими управленческими структурами, взаимодействие с многочисленными проверяющими (но не отвечающими за дела организации) инстанциями.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи, которые  позволили сделать следующие  выводы:

           1. Понятие «стресс» чаще используют в узком смысле, понимая под стрессом то напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Стресс характеризуется динамикой и имеет логику (стадии) своего развития. Последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций. При длительном или постоянном стрессе могут возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться необратимые изменения.

2. Существуют различные виды профессионального стресса: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс. Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Миллионы людей жалуются, что проблемы на работе вызывают у них повышенную озабоченность, тревогу и депрессию, приводят к ухудшению настроения и самочувствия, расстройствам сна и аппетита. Конечно, руководитель избавлен от многих психологических проблем своих подчиненных, однако это вовсе не дает возможности почивать на лаврах, т.к. руководителю приходится решать ряд непростых внешних проблем.

3. Избыточное нервно-психическое напряжение (в буквальном переводе с английского стресс и означает напряжение), приводит к появлению ряда неприятных психологических и физических симптомов. Среди них чаще всего отмечаются следующие:  соматические (телесные) симптомы, эмоциональные симптомы, поведенческие симптомы. Руководителям всех уровней следует серьезно позаботиться о том, чтобы научиться справляться со стрессом и не позволять ему омрачать жизнь. Главный принцип - подразделение задач по степени их значимости и поочередное решение, начиная с самых важных и срочных. Если же пытаться одновременно решать несколько разных проблем, то это, во-первых, и получается хуже, во-вторых - приводит к нервному напряжению.

          4. Для анализа стрессоров у лидеров или руководителей можно выделить две большие группы стрессоров, или источников стресса:

1.Стрессоры служебной деятельности.

2.Стрессоры внеслужебной  деятельности.

Стрессоры служебной  деятельности, в свою очередь, подразделяются на:

1) общие: плохая организация  служебной деятельности; недостаток  сотрудников, заставляющий их  выполнять, кроме своих прямых обязанностей, еще и обязанности других; нарушение режима рабочего времени; использование сверхурочного времени; статусные проблемы; заорганизованность, формализм и бюрократическая суета; неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации.

2) специфические: нечеткие  ролевые обязанности; ролевой  конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми; нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству; особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя; особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали; особенности взаимодействия с персоналом; особенности управленческого труда.

5.  К организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся меры по изменению организационного климата и внедрению благоприятных организационных факторов. Создание благоприятного организационного климата - кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:

- организация системы  обратной связи через корпоративную  прессу или сайт;

- привлечение персонала  к участию в принятии решений,  связанных с реорганизацией структуры  или технологического процесса;

- использование проектных  и командных форм организации труда.

Факторами стресс-менеджмента  на организационном уровне служат предоставление работникам большей ответственности  за результаты своего труда, переход  на гибкий рабочий график, а также  меры социальной поддержки персонала.

Информация о работе Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя