Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:50, лекция
Принятие решений непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. В личной жизни каждый человек принимает решения о выборе профессии, устройстве семьи, проведении отдыха, распределении бюджета т.п. Формирование и выбор этих решений, как правило, производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции. В то же время человек готовит или принимает различные решения в рамках своей служебной деятельности. Такая деятельность прежде всего характеризует труд руководителя, который как лично принимает решения, так и организует работу сотрудников по подготовке и реализации тех или иных решений.
Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта. Концепция компромиссов – это тема, к которой мы будем возвращаться часто. В деле руководства организациями встречается очень мало ситуаций настолько однозначных, что результатом наилучшего решения будет одно только благо.
Эффективно работающие руководители и люди, наиболее удачливые в повседневной жизни, – это индивиды, не позволяющие возможным недостаткам решений парализовать их волю. Это люди, понимающие, что непринятие решения, “флюгерная” тактика обычно в такой же мере неудовлетворительный или даже худший ход, чем принятие плохого решения.
Тем не менее встречаются ситуации, в которых с очевидностью отказ от выбора будет хорошим решением. Например, если дополнительная информация должна вскоре поступить, а время не является критическим фактором, может, будет лучше не принимать решение немедленно. Это подводит нас к вопросу о том, как люди принимают решения, то есть к мыслительному процессу, которым они пользуются, делая выбор из нескольких вариантов.
В настоящее
время известно достаточно много
различных методов выработки
управленческих решений. Они имеют
свою классификацию. Одни из них предложил
В. Лисичкин, который выделил три класса методов:
1) общенаучные (методы логического и эвристического
характера— наблюдение, эксперимент,
анализ, синтез, индукция, дедукция, экспертные
оценки, коллективная генерация идей);
2) интернаучные (методы, применяемые для
широкого круга объектов из разных сфер
деятельности — математическая статистика,
компьютерное и математическое моделирование,
метод граф и др.);
3) частные (методы, специфичные для единого
объекта или отрасли знаний — интуитивные,
аналитические).
Некоторые ученые делят методы, используемые
при принятии решений, по признаку формализации
используемого аппарата, и выделяют такие
методы:
1) формальные (статистические и экономико-математические
методы, а также экономико-математические
модели);
2) эвристические (включая методы аналогии
и имитационного моделирования);
3) методы экспертных оценок (наиболее
применяемые при исследовании сложных
объектов самостоятельно, а также в сочетании
с другими методами).
Моделирование
в управленческой деятельности имеет
свои преимущества и ограничения. К основным
преимуществам моделирования относятся
следующие:
• моделирование позволяет решать проблемы,
которые невозможно (либо трудно) решить
с помощью математики;
• моделирование дает возможность аналитикам
экспериментировать с виртуальной системой,
не подвергаясь риску, связанному с проведением
экспериментов с реальной системой;
• моделирование экономит время, позволяя
менеджеру быстро знакомиться с самыми
отдаленными результатами;
• моделирование является ценным инструментом
в обучении; позволяет менеджеру и разработчикам
набирать опыт, понимая принципы работы
системы при разнообразных условиях.
К основным ограничениям моделирования
можно отнести следующие:
• моделирование не дает оптимального
решения, так как показывает лишь приблизительное поведение сист
• многие методы моделирования (метод
вероятностного моделирования, моделирование
теоретических распределений) можно использовать
только при наличии элементов, которые
описываются случайными числами;
• крупномасштабное моделирование требует
огромной работы по созданию адекватной
модели, компьютерного времени для проведения
моделирования и значительных затрат
на исследования.
Исследования психологов доказали эффективность использования групповой дискуссии при принятии решений. Групповая дискуссия дает возможность ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что способствует внедрению новшеств. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения и помочь ее участникам увидеть проблему с разных сторон. Если решение выдвинуто группой и поддержано присутствующими, то ее значение возрастает и оно превращается в групповую норму.
К разновидностям групповых дискуссий относятся: совещания, «мозговая атака» («брейнсторминг»), «метод-635», «метод синектики» и др.
Сущность метода
«мозговой атаки» («брейнсторминга»)
приведена выше. Процесс организации
совещаний подробно и широко описан
в научной и учебной литературе
Иногда совещание проводится формально, т. е. некоторые руководители заведомо знают, какое решение они примут и, действуя по принципу «говори-говори», формально выслушивают все мнения, но принимают свои решения, которые могут в корне противоречить высказанным идеям. Новые подходы к управленческой деятельности предполагают переход от единоначалия к партисипативным методам принятия решений, от элементарного к системному подходу выработки решений, от принятия решений на основе жизненного опыта к выбору альтернативных решений на основе теории принятия решений.
Разновидностью «брейнсторминга» является «метод-635». Этот метод отличается определенной процедурой взаимодействия участников в процессе выработки идей по заданной проблеме. Число участников фиксировано (6 человек). Участники совместно выдвигают 3 идеи решения проблемы, которые рассматриваются каждым участником, дополняющим их новыми тремя идеями. Эта процедура повторяется 5 раз.
Сначала каждый из участников записывает в свой бланк (специально разработанный для сбора идей) основные идеи решения поставленной проблемы (их 18, т. е. 6x3). Эти основные идеи поступают по очереди к членам группы, каждый из которых дополняет их еще тремя собственными предложениями. После пятикратного прохождения бланков через руки всех шести участников их бланки содержат 108 идей решения проблем. Затем в работу включаются критики.
В отличие от «мозговой атаки» групповая дискуссия по «методу-635» сопровождается письменным оформлением предложенных идей. Идеи в письменной форме отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем выказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными. Тем не менее, следует отметить, что любая работа в группе, с психологической точки зрения, полезна для каждого человека, так как положительно влияет на развитие многих качеств личности, дает полезные навыки взаимодействия в творческом общении.
Специалисты рекомендуют размещать участников групповой дискуссии по «методу-635» по кругу, в центре которого находится организатор дискуссии.
«Метод синектики», предложенный А. Гордоном, в буквальном смысле означает «соединение разнородного». Суть этого метода состоит в том, что дискуссию начинают пять-семь синекторов — людей, заранее определенных, занимающих разные позиции по поводу решения проблемы. Группа в процессе дискуссии уясняет крайние точки зрения, высказанные членами группы, оценивает их и принимает совместное взвешенное решение.
2. Анализ и принятие управленческих решений
В условиях рыночной экономикистепень неопределенности экономического поведения субектов рынка достаточно высока . Всвязи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа , когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов .
Теоритически
существует четыре типа
2.1 Анализ и принятие управленческих
решений в условиях
Это самый простой случай : известно аоличество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы . Нужно аыбрать один из возможных вариантов . Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов . Рассмотрим две возможные ситуации :
а) Имеется два возможных варианта ;
n=2
В данном случае аналитик должен выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов . Последовательность действий здесь следующая :
Возможны различные методы решения этой задачи . Как правило они подразделяются на две группы :
методы основанные на дисконтированных оценках ;
методы , основанные на учетных оценках .
Первая группа
методов основывается на следующей
идее . Денежные доходы , поступающие
на предприятие в различные
Pi = Fi / ( 1+ r ) i
где r- коэфициент дисконтирования.
Назначение
коэфициента дисконтирования
Итак последовательность
действий аналитика такова ( расчеты
выполняются для каждого
NPV= E Pi - IC
Вторая группа методов продолжает использование в расчетах прогнозных значений F . Один из самых простых методов этой группы - расчет срока окупаемости инвестиции .Последовательность действий аналитика в этом случае такова :
б) Число альтернативных вариантов больше двух .
n > 2
Процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности вариантов , техника “ прямого счета “ в этом случае практически не применима . Наиболее удобный вычислительный аппарат - методы оптимального программирования ( в данном случае этот термин означает “ планирование ” ) . Этих методов много ( линейное , нелинейное, динамическое и пр. ), но на практике в экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное программирование. В частности рассмотрим транспортную задачу как пример выбора оптимального варианта из набора альтернативных . Суть задачи состоит в следующем .
Имеется n пунктов производства некоторой продукции ( а1,а2,...,аn ) и k пунктов ее потребления ( b1,b2,....,bk ), где ai - обьем выпуска продукции i - го пункта производства , bj - обьем потребления j - го пункта потребления . Рассматривается наиболее простая , так называемая “закрытая задача ” , когда суммарные обьемы производства и потребления равны . Пусть cij - затраты на перевозку еденицы продукции . Требуется найти наиболее рациональную схему прикрепления поставщиков к потребителям , минимизирующую суммарные затраты по транспортировке продукции . Очевидно , что число альтернативных вариантов сдесь может быть очень большим , что исключает применение метода “ прямого счета ” . Итак необходимо решить следующую задачу :
E E Cg Xg -> min
E Xg = bj E Xg = bj Xg >= 0
Известны различные способы решения этой задачи -распределительный метод потенциалов и др . Как правило для расчетов применяется ЭВМ .
При проведении анализа в условиях определенности могут успешно применяться методы машинной имитации , предполагающие множественные расчеты на ЭВМ . В этом случае строится имитационная модель обьекта или процесса ( компьютерная программа ) , содержащая b-е число факторов и переменных , значения которых в разных комбинациях подвергается варьированию . Таким образом машинная имитация - это эксперимент , но не в реальных , а в искусственных условиях . По результатам этого эксперимента отбирается один или несколько вариантов , являющихся базовыми для принятия окончательного решения на основе дополнительных формальных и неформальных критериев .
Информация о работе Классификация методов анализа управленческого решения