Ключевые элементы управления предприятием (корпорацией) и их практическое использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить ключевые элементы управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность финансового рынка и его разновидности………………………4

2. Акция как инструмент рынка капиталов……………………………………8

3. Выпуск акций предприятием……………………………………………….13
4. Покупка акций предприятий………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………..25
Практическое задание…………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaia.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

     Культура  власти. В данной культуре организации  особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности. Данный тип культуры позволяет организации быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения и организовывать их исполнение.

     Ролевая культура характеризуется строгим  функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.

     Культура  задачи. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность  деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Культура личности. Организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер.

     Обобщая сказанное, дадим более общее  определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития

    Слово "стиль" греческого происхождения  Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк" Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода "почерк" в действиях менеджера

    Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

    Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера  в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

    Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для  менеджера приемов и способов решения задач управления, т е  стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.

    Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.

    Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречие. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

    Единство  методов и стиля руководства  состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

    Как видно, стиль руководства - явление  строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

    В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

    Впервые вопрос о стилях руководства был  рассмотрен К.Левиным, который выделил  авторитарный, демократический и  анархический стили. Данный подход и  положен автором в основу классификации  стилей руководства.

    Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

    Для автократа характерны догматизм  и стереотипность мышления. Все новое  воспринимается им с осторожностью  или вообще не воспринимается, так  как в управленческой работе он практически  пользуется одними и теми же методами. Т.е. вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все постоянно должны быть на виду, рис.1.  а). Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.

    

    Рис. 1.1. Место руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б) при проведении деловых совещаний 

    Руководитель  становится автократом тогда, когда  он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру 

Таблица 1.1. Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства

Характеристики  
    
    Стиль руководства
Авторитарный (директивный) Демократический
«Кредо», принцип

     

     

Руководитель - повелитель, руководимый — подчиненный Руководитель - координатор, руководимый — партнер
Авторитет

     

По должности (формальный) По работе (реальный)

     

Степень организованности Детальная организация

исполнения  работ

Гибкие организационные рамки исполнения работ
Вид решения Единоличные решения Коллегиальные решения
Вид распоряжений Приказ Просьба
Делегирование полномочий

     

Делегируются  только исполнительские задачи и ответственность за них Делегируется  общая задача и общая ответственность
Вид контроля Контроль исполнения Контроль результата

 

    Данный  стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема  автократом, что делает невозможным  повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение "неугодных" является целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу "Мы с тобой не сработаемся" В таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.

    Во  многом противоположен авторитарному  демократический стиль руководства. Современная НТР во многом изменила прежнюю ситуацию. Большинство видов физического труда и рутинные операции, относящиеся к умственному, начинают выполнять машины под управлением самих же машин, что неминуемо приводит к изменению отношения людей к своей работе.

    Теперь  затрата физических и умственных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественна, как, например, игра или отдых, поэтому любому человеку не должно быть присуще чувство отвращения к работе. Последняя при соответствующих условиях может и должна служить источником удовлетворения, а вовсе не наказанием, которого бы люди старались избежать. Ее добровольное выполнение делает ненужным принуждение и внешний контроль. Человек может управлять своей деятельностью самостоятельно, направляя ее на достижение поставленной цели, достижение само по себе становится наградой за приложенные усилия.

    Нормальный  человек в обычных условиях не только готов брать на себя ответственность, но и ищет ее; стремление же избежать последней, недостаток честолюбия, беспокойство о личной безопасности являются лишь следствием влияния окружающей действительности, а не спецификой человеческой природы.

    Большинство людей, по мнению исследователей, обладают сравнительно высокой степенью фантазии, изобретательности, творчества, которые  можно с успехом применить в интересах организации, тем более, что реальный потенциал человека сегодня используется лишь в незначительной степени.

    Организации, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением.

    Демократический стиль руководства апеллирует к  высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решении, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними, таким образом, демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении.

    Как и у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную». В рамках «консультативной» руководитель хотя и не полностью, но в значительной мере доверяет подчиненным, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагает. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержку.

    «Партисипативная» форма демократического руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и тогда они ответят тем же), всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, привлекают их к постановке целей и контролю, что дает возможность им не ощущать себя пешками. Все это сплачивает коллектив.

    Обычно  демократический стиль руководства  применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.

    Исследования  показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первом месте выступает качество.

    Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям, требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива

    Демократичный менеджер при проведении деловых  совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рис 1,6).

    Как видно, приемы и способы воздействия  на подчиненных у автократа и  демократа существенно разнятся (табл. 1).

Информация о работе Ключевые элементы управления предприятием (корпорацией) и их практическое использование