Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 13:54, контрольная работа
Туристическая деятельность — это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристической отрасли.
1. организационные Структуры и управление туристической организацией.
1.1. Принципы качественного управления организации
1.2. Уровни управления туристической организацией
1.3. Формы организационных структур.
2. Разделение труда в туристической организации
2.1. Горизонтальные и вертикальные связи.
2.2. Коллективные формы принятия решений.
3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ И ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Международный опыт в объединении интересов менеджмента и работников.
3.2. Коллективный договор как инструмент повышения эффективности деятельности организации.
4. ВЫВОДЫ
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вертикальное разделение труда связано с необходимостью деления процесса разработки и реализации управленческого решения на составляющие. Специалисты разных уровней управления берут на себя выполнение определенных обязанностей в соответствии с поставленной целью. Менеджеры высшего уровня занимаются разработкой управленческого решения, а менеджеры среднего и низшего уровней выполняют соответственно координацию и реализацию решения. Можно сказать, что данное разделение труда характеризует связи подчинения и иерархичность управления.
В управлении организацией выделяют следующие направления вертикального разделения труда, характерные и для менеджмента в туризме:
- общее руководство — выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации, например разработка стратегического плана развития туристской организации на период нескольких лет;
- технологическое руководство — разработка и внедрение прогрессивных технологий и рационализация производственных процессов с использованием современных методов управления, совершенствование информационных технологий в туризме. В сфере менеджмента в туризме технологическое руководство занимается применением интернет-ресурсов, маркетинговых стратегий и методов продвижения услуги, совершенствования производственных механизмов;
- экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;
- оперативное управление — составление и доведение до подразделений и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом предоставления туристской услуги;
- управление персоналом — подбор, отбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.
2.2. Коллективные формы принятия решений.
Индивидуальные решения принимаются руководителем организации единолично. Это не означает, что в процессе принятия решения не могут участвовать другие люди. Руководитель организации вправе выносить любые решения на обсуждение в группу, советоваться со своими подчиненными, привлекать к решению проблемы экспертов и аналитиков, но окончательное решение он принимает самостоятельно. В связи с этим индивидуальные управленческие решения иногда называют административными, которые, в свою очередь, делятся на партисипативные и авторитарные. В подготовке партисипативных решений участвуют все члены организации или группы. В отличие от них авторитарные решения подготавливаются и принимаются руководителем организации без учета мнений своих подчиненных. Однако весьма часто управленческие решения в организациях принимаются коллективно.
Коллективное управленческое решение имеет две стороны: с одной стороны, существует целый ряд положительных сторон, а с другой – и ряд отрицательных.
Положительные стороны:
- В коллективе легче преодолеваются стереотипы мышления. Целью коллективного решения является рождение новых идей, способов принятия решения. Методом мозгового штурма создается творческая дискуссия, преодолевается инерционность мышления.
- Коллективный поиск решения упр. задачи позволяет рассмотреть гораздо больше возможных вариантов решения. В результате появляется большая вероятность нахождения оптимального способа решения упр. задачи.
- В коллективном решении более адекватно отражается существо решаемой проблемы. По сложным проблемам групповые оценки ближе к истине, чем индивидуальные.
- Единство мнений, к которому приходят в результате выработки решения, является положительным фактором мотивации для эффективного труда каждого отдельного работника и для всего коллектива.
Но существуют и отрицательные качества коллективного решения:
- Когда высказываемые точки зрения не сближаются происходит блокировка решения (т.е. невозможность принятия нужного коллективного решения).
- Из-за столкновения различных точек зрения возможны напряженность и конфликтные ситуации.
- Компромиссы, возникающие в результате противостояния различных точек зрения могут привести к выработке неудачного решения, но удовлетворяющего наибольшее число сторон, принимающих участие в дискуссии. Таким образом, компромисс является поверхностной и неэффективной формой согласия, поскольку примиряет различные между собой точки зрения, пренебрегая истинным положением дела.
Коллективные решения — это результат совместного интеллектуального труда группы людей. Такие решения принимаются с учетом интересов и позиций всех членов группы. Несомненное достоинство коллективных решений по сравнению с индивидуальными — более высокое качество и обоснованность, так как для их разработки используется гораздо больший объем информации. Однако процесс принятия коллективных решений занимает много времени и требует относительно больших затрат других ресурсов. Поэтому при выборе формы принятия управленческого решения — индивидуальной или коллективной — всегда необходимо искать компромисс между качеством этого решения и затратами ресурсов на его принятие.
3. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ И ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Международный опыт в объединении интересов менеджмента и работников.
С целью повышения заинтересованности работников в результатах деятельности компании, поддержании здорового социального климата в трудовом коллективе и формировании положительного имиджа перед клиентами во многих странах получили распространение «производственные советы», задача которых – развитие сотрудничества между администрацией и работниками на благо организации.
Во Франции «комитеты предприятий» представляют собой совместные органы работников и работодателей. Законодательство Франции обязывает создавать их в организациях, где работает не менее 50 работников.
В Германии производственные советы представляют исключительно работников и подписывают специальные соглашения с работодателем в целях исключения проведения забастовок.
В Австрии, Нидерландах, Люксембурге действует так называемая двухканальная система, когда представительство работников с помощью производственных советов формально отделено от профсоюзного представительства, но на уровне предприятий работников представляют именно советы, а не профсоюзы.
В Японии широко применяется система Кайдзен — комплексная концепция управления, которая, с одной стороны, интегрировала в себе многие широкоизвестные инструменты менеджмента, а с другой — породила ряд новых идей и инструментов, со временем оформившихся в самостоятельные концепции управления. Ее сущность это непрерывный процесс совершенствования, в котором участвуют все — и менеджеры, и рабочие. Философия кайдзен предполагает, что образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения. Одним из ее элементов являются кружки КК (контроля качества), это малые группы добровольцев, которые осуществляют контроль качества на рабочем месте. Их деятельность — неотъемлемая часть общей программы мероприятий в масштабах всей компании, нацеленных на контроль качества, саморазвитие, взаимное образование, контроль технологического процесса и совершенствование на рабочем месте.
В России первые производственные советы появились в 1917 по решению Временного правительства, но затем были объединены с профсоюзами и упразднены. 7 мая 2012 года Президент РФ В.В.Путин издал Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», пункт 1з которого определяет: в целях расширения участия работников в управлении организациями подготовить до 1.12.2012 предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся создания производственных советов и их полномочий.
3.2. Коллективный договор как инструмент повышения эффективности деятельности организации.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Он заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации и часто бывает необходим для нормативного обоснования действий руководителя (например, по оплате труда персонала).
В ряде регионов организации, заключившие коллективный договор, пользуются особой поддержкой местных властей. Например, в столице они обладают преимущественным правом на рассмотрение в Правительстве Москвы и других городских структурах вопросов обеспечения своей социальной и экономической деятельности. Это право закреплено в Законе Москвы "О социальном партнерстве".
Наличие в организации коллективного договора позволяет оптимизировать налоговые выплаты. Согласно Налоговому кодексу в расходы на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами (ст. 255). В указанной статье приведен перечень расходов по оплате труда, который не является закрытым, что позволяет организациям устанавливать в трудовых и (или) коллективных договорах иные виды расходов в пользу работника, которые будут уменьшать облагаемую налогом на прибыль базу.
Компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах либо предоставление его по льготным ценам или бесплатно, оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом (согласно ст. 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, однако НК в п.п. 25, 26 ст. 270 разрешает включить их в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, если они предусмотрены положениями коллективного договора).
Коллективный договор может уменьшить и налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц: согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Предусмотренные коллективными договорами размеры возмещения суточных освобождают учреждения от обязанностей по удержанию и перечислению с этих сумм НДФЛ.
Как правило, заключение коллективного договора оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди трудятся с большей отдачей, когда видят, что руководитель считается с их мнением и интересами, а не воспринимает их простыми "винтиками" в большом производственном механизме. Наличие коллективного договора - признак солидной организации, уверенно смотрящей вперед, заботящейся о своем кадровом потенциале. В процессе работы над проектом колдоговора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с рыночной экономикой. Например, в США действует около 150 тыс. колдоговоров, в ФРГ - 45 тыс., во Франции -2 тыс. Статус коллективных договоров в развитых странах чрезвычайно высок, поскольку они являются важным, а зачастую - главным источником трудового права.
Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель. Демократические процедуры обсуждения и утверждения коллективного договора широко используются и в зарубежной практике. Их применение способствует заинтересованному отношению работников к коллективному договору, росту авторитета профсоюзных представителей и усилению поддержки, оказываемой им работниками. С учетом свободы, которую закон предоставляет сторонам в определении порядка заключения коллективного договора, имеет смысл сохранить традицию обсуждения проекта коллективного договора в структурных подразделениях организации и утверждения его на общем собрании (конференции) работников.
Согласно ст. 41 ТК РФ, содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Однако включаемые в него вопросы не должны выходить за пределы социально-трудовых отношений в организации.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам:
• форм, систем и размеров оплаты труда;
·выплаты пособий, компенсаций;
• механизма урегулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
• занятости, переобучения, условий высвобождения работников;
• рабочего времени и времени отдыха, включая предоставление и
• продолжительность отпусков;
· улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
• соблюдения интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
• экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве;
· льгот для работников, совмещающих работу с обучением;
• оздоровления и отдыха работников и членов их семей;
· контроля за выполнением коллективного договора, порядка внесения в него изменений и дополнений, ответственности сторон, обеспечения нормальных условий деятельности представителей работников;
· отказа от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
· другим вопросам, определенным сторонами.