Коммуникация в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций и информацией, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга.
Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
-раскроем сущность и классификацию коммуникаций и информацией в системе управления;
- исследуем модели коммуникаций на предприятии;
- изучим современные информационные технологии в управлении
- выявим взаимосвязь коммуникаций с информацией

Содержание

Введение
I. Сущность и классификация коммуникаций в управлении
1.1 Понятие, классификация и сущность коммуникаций
1.2 Коммуникация в системе управления
1.3 Методы и функции управления
II. Информация в управлении
2.1 Общие понятия информации и информационного обмена
2.2 Информация как фактор оптимизации системы управления
2.3 Современная информационная технология в управлении
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 141.57 Кб (Скачать файл)

Коммуникации между руководителем  и рабочей группой. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера. Кроме того иногда рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Такие отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Кит Дэвис - известный исследователь, чьи взгляды на коммуникации положены в основу данной главы - установил, что происхождение этого термина относится к временам Гражданской войны в США. Провода телеграфной связи, протянутые с дерева на дерево, напоминали побеги виноградной лозы и широко использовались армией Севера и Юга. Сообщения, передаваемые по такому телеграфу, часто фальсифицировались и запутывались. В конечном счете, стало общепринятым квалифицировать неточные сообщения и сведения как «слухи» (прошедшие по системе тайного сообщения).

Слухи «витают возле автоматов  с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для  запланированной утечки и распространения  определенной информации или сведений типа «только между нами». Приписываемая  слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам  неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Он считает, однако, что уровень точности не может быть таким же высоким, когда  речь идет о личной или о сильно б эмоционально окрашенной информации. Дэвис указывает: «Люди склонны  считать слухи менее точной информацией, поскольку реальные ее погрешности  имеют более драматичный характер и потому глубже впечатываются в  память, чем каждодневная рутинная точность».

Кроме того, во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно  понятым и, следовательно, обмен  информацией - неэффективным. Джон Майнер, выдающийся исследователь в области управления, указывает, что, как правило, лишь 50% попыток обмена информацией приводит к обоюдному согласию общающихся. Чаще всего причина столь низкой эффективности состоит в забвении того факта, что коммуникация - это обмен.

С учётом обозначения различных  понятий, целей и функций коммуникации можно сделать вывод о том, что коммуникация - сложный и многогранный процесс. Это заметили ещё при  её изучении. Для полного понимания  нужна была модель её построения, из каких составляющих частей состоит  коммуникация, на кого (на что), она направлена, что она несёт. Одним из первых в 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов*:

 кто? (передает сообщение) - коммуникатор;

 что? (передается) - сообщение;

 как? (осуществляется передача) - канал;

 кому? (направлено сообщение) - аудитория;

 с каким эффектом? - эффективность

 

 

 

 

    1. Коммуникация в системе управления

 

Коммуникация в системе управления - официально, юридически регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ними определенной самостоятельности и индивидуальности.  

   С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:  

- форму взаимодействия людей, направленного на выполнение определенной общественно значимой функции,  

- социотехническую систему, где системообразующим компонентом выступает человек, совокупность взаимодействующих людей.   

 Коммуникационная система  реализуется одновременно через  содержание и отношения в процессе  взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в организации. Отношения — субъективная составляющая коммуникационного процесса.   

 Взаимодействие обеспечивается  и выражается через:   

а) систему официальных отношений, регламентируемых юридическими предписаниями;    

б) распределение функций (горизонтальная специализация);   

в) субординацию должностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответственности в принятии решений на разных уровнях);   

 г) систему коммуникаций — средств и каналов передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу).   

 Управленческая деятельность  имеет коммуникативный межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, достоверность, адекватность на всех этапах коммуникативного процесса — при приеме, передаче и переработке информации, во всех элементах его структуры.    

 Структура коммуникативного процесса условно имеет четыре элемента:  

1. Отправитель, лицо, генерирующее  идею, или собирающее и передающее  информацию. 

2. Собственно информация (сообщение), закодированная с помощью  символов. 

3. Канал, средство передачи  информации. 

4. Получатель, лицо, которому  предназначена информация и которое  интерпретирует ее.   

 Управленческие коммуникации  образуют несколько блоков:  

 А — коммуникации, обслуживающие органы управления. Это функциональное взаимодействие и служебная информация, циркулирующая в структурах всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих непосредственное социально-экономическое и политико-административное управление.   

 Б — коммуникации, существующие в сфере межличностных отношенийгосаппарата.  

 В — коммуникации, обращенные к обществу, часть коммуникационной деятельности в системе управления, которая делает ее открытой, способной к адаптации, совершенствованию.    

 Виды коммуникаций  как социальной (гуманитарной) технологии в управлении показаны на рисунке.

   

 На эффективность работы  и  сплоченность служащих влияет используемая в организации модель внутрикоммуникативных сетей.   

 Коммуникативные сети  подразделяются на централизованные (вся коммуникация замыкается на руководителе) и децентрализованные(коммуникация относительно равномерно распределяется между всеми членами организации). Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, снижают уровень коллективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства.   

 Известно множество  других вариантов коммуникационных  моделей:цепочная, звездная, иерархическая. Связи между передающей стороной (коммутатор — руководитель, Р) и воспроизводящей стороной (исполнитель, И) существенно различаются.  

    

 При цепочной структуре коммуникаций решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой структуре одинаковы, а командный стиль руководства не проявляется. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.    

 Многозвенная структура коммуникации — наиболее часто встречаемая на уровне первичного коллектива. Здесь все участники коммуникации связаны между собой. Эту модель отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Ярко выражены отношения субординации и командования.   

 В звездной структуре ярко выражен руководитель, через которого передается вся информация, все связи замыкаются на нем.   

 Для иерархической структуры характерны опять же ярко выраженные административно-командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.    

 В реальной жизни  имеется еще большее разнообразие  коммуникативных сетей и моделей. Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.   

 Руководитель — это центр коммуникативного взаимодействия и информационных потоков, который выполняет ведущие информационные роли: 

 • пользователя информации  — внешней и внутренней, поступающей в организацию; 

 • распространителя  информации — не только через  документооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.); 

 • предоставителя информации внешним организациям, заинтересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).    

 Выделяют шесть областей коммуникативного взаимодействияруководителя с сотрудниками.    

1. Прием на работу. Задача — убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данной организации, получить определенное представление о новом сотруднике.   

2. Ориентация. Задача — ознакомить с базовыми целями организации, конкретными программами, условиями их выполнения, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллективом задач.   

3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача — сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.   

4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача — представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.   

5. Обеспечение дисциплины. Задача — ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкция ми, традициями, контролировать их выполнение.   

6. Функционирование. Задача — обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно-методическую поддержку.   

 Регулирование и координация  индивидуальных усилий с последующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.   

 Выделяют следующие основные причины неэффективной коммуникации.   

» Недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций.   

» Отсутствие у организации обратных связей.   

» Неблагоприятный психологический климат в коллективе. К неверному восприятию информации и ее умышленному искажению приводят недоброжелательные отношения между сотрудниками.   

» Личностные моменты: предвзятость отдельных работников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к информации, нарушенное эмоциональное состояние и др.   

» Отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т.е. наличие семантических барьеров коммуникативного взаимопонимания и взаимодействия.  

» Большое количество промежуточных звеньев в коммуникативной цепи.

 

 

1.3

Управление  представляет собой динамичный процесс, осуществляемый и направляемый менеджерами за счет использования различных приемов и способов. Именно из последних и образуется система  методов управления в менеджменте. Правильно подобранные методы должны оказывать содействие в осуществлении эффективного функционирования управляющей, а также управляемой подсистем управления.

1.1. Классификация методов управления

В системе методов управления персоналом выделяют:

- Административные методы;

- Экономические методы;

- Социально-психологические  методы. 

 

Административные  методы управления

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и высказываниях.

Административные  методы ориентированны на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. [4]

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актами и распоряжениям вышестоящих  органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные  воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и  взыскания, дисциплинарная ответственность  и взыскания, административная ответственность.

Организационные воздействия  основаны на подготовке и утверждении  внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала  конкретного предприятия. К ним  относятся: устав предприятия или  организации, коллективный договор  между администрацией и трудовым коллективом и др.

Информация о работе Коммуникация в управлении