Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа
Актуальность. Опыт человеческой цивилизации показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Создание в России рыночной экономики невозможно без оптимизации народнохозяйственных комплексов на базе рыночных механизмов, стержнем которых является реальная конкуренция. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.
Введение с.3
Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды
в торговле с.5
1.1. Сущность конкуренции с.5
1.2. Конкурентная среда в торговле в современной России с.9
Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле с.16
2.1. Анализ уровня конкуренции в торговле с.16
2.2. Развитие торговли и конкурентной среды
в Ивановской области с.19
Глава 3. Мероприятия по развитию конкурентной
среды в торговле с.26
3.1. Стратегия развития конкурентной среды в торговле с.26
3.2. Меры по развитию конкурентной среды
в Ивановской области с.29
Заключение с.33
Список литературы с.35
Согласно данным Росстата, в I квартале 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года по результатам опросов участников розничной торговли числовые значения по трем из указанных показателей выросли. Так, максимальный рост с 28 до 33,5% наблюдался по доле опрошенных хозяйствующих субъектов, считающих, что состояние конкуренции улучшилось за истекший период.
Доля хозяйствующих субъектов, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше, увеличился с 8,6 до 9%. Доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что доступность услуг естественных монополий увеличилась, выросла с 12,5% в 2009 году до 13,2% в 2010 году. Исключением является показатель «доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что уровень недобросовестной конкуренции снизился за истекший год», по которому наблюдается незначительное снижение 20,7% в 2009 году до 20% в 2010 году.
2.2. Развитие торговли и конкурентной среды в Ивановской области
Развитие сферы розничной торговли по итогам 2009 года в Ивановской области характеризуется небольшим спадом розничных продаж. За 2009 год оборот розничной торговли составил 60 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6,7% меньше, чем за 2008 год.
Населению области было реализовано продовольственных товаров на сумму порядка 32 млрд. рублей, непродовольственных – на 28 млрд. рублей.
В ситуации падения покупательского спроса изменилась и структура оборота розничной торговли. Продолжилась тенденция роста доли продовольственных товаров, начавшаяся в конце 2008 года. В 2009 году доля продовольственных товаров составила 53,3%, а непродовольственных – 46,7%. Тогда как по итогам 2008 года, наоборот, преобладала доля непродовольственных товаров – 50,7%.
Покупательские предпочтения в 2009 году изменились. Уменьшился спрос на деликатесные продукты питания и готовые блюда. Серьезно сократилась продажа товаров длительного пользования. Фотокамеры, телевизоры, бытовая и компьютерная техника, а также некоторые другие товары промышленной группы перешли в разряд товаров «отложенного спроса».
Индекс физического объема оборота продовольственных товаров за январь – декабрь 2009 года к уровню 2008 года составил 101,8%, непродовольственных – 85%. Это показатель того, что в 2009 году жители области большую часть средств тратили на приобретение продуктов питания, что свидетельствует о снижении покупательской способности населения.
Несмотря на экономический спад в 2009 году в Ивановской области продолжилось расширение сети продовольственных магазинов «Купец», «Гастроном у дома». Введены в строй торговые центры: «Карамель», «Holiday», «REAL – Гипермаркет».
ООО «REAL – Гипермаркет» – одно из самых крупных предприятий розничной торговли в городе Иваново и области. Общая площадь гипермаркета составляет 22,5 тыс. кв. метров. В гипермаркете реализуется универсальный ассортимент продовольственных товаров, в том числе местных сельхозтоваропроизводителей. Имеются собственные цеха по приготовлению полуфабрикатов, холодных закусок, готовых блюд и кондитерских изделий, а также пекарня.6
Объем отгруженных товаров собственного производства за 2009 г. составил:
- добыча полезных ископаемых – 442,1 млн. рублей, 66,3% к аналогичному периоду предыдущего года;
- обрабатывающие производства – 42,9 млрд. рублей (75,7%);
- производство и распределение
электроэнергии, газа и воды –
18,5 млрд. рублей (118,4%).
Развитие сферы розничной торговли за I квартал 2010 года характеризуется стабильной положительной динамикой.
За январь – март 2010 года оборот розничной торговли составил 14,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 1,9% меньше, чем за I квартал 2009 года.
Населению области было реализовано продовольственных товаров на сумму 7532,0 млн. рублей, непродовольственных – на 7068,3 млн. рублей.
В структуре розничного товарооборота доминирует продовольственная группа товаров – 53,6%. Однако, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля продовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли уменьшилась на 2,9%.
Индекс физического объема розничного товарооборота в январе – марте 2010 года для продовольственных товаров составил 92,6%, а для непродовольственных – 105,3%. Для сравнения индекс физического объема для продовольственных товаров за аналогичный период прошлого года составлял 117,1%, а индекс физического объема для непродовольственных товаров – 87%.
Можно отметить, что в течение всего I квартала 2010 года наблюдался небольшой подъем продаж непродовольственной группы товаров по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Это можно объяснить улучшением финансово-экономической ситуации, когда население может позволить себе приобретать не только на продукты питания, но и товары промышленной группы.
Опираясь на показатели I квартала, можно предположить, что оборот розничной торговли за I полугодие 2010 года составит 30,5 млрд. рублей, а индекс физического объема – 98,3%.
По итогам 2010 года ожидается, что оборот розничной торговли вырастет на 0,5% и составит 62,4 млн. рублей.7
Развитию конкуренции способствуют также розничные рынки Ивановской области.
Рассмотрим также конкурентную среду на розничных рынках Ивановской области.
Розничные рынки области являются одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Они имеют особую социальную значимость, так как в большинстве случаев покупателями на рынках являются граждане с невысоким уровнем доходов.
По статистическим наблюдениям в последние годы продажа товаров на розничных рынках и ярмарках области ежегодно уменьшается. Серьезную конкуренцию рыночной торговле создают развивающаяся сетевая торговля, а также открытие новых торговых комплексов и центров. В 2009 году в связи с кризисом эта тенденция продолжилась.
По данным статистики товарооборот рыночной торговли по итогам 2009 года в денежном выражении составил 4893,92 млн.руб. Продажа товаров на розничных рынках области в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 19,7%, при этом доля оборота рыночной торговли в розничном товарообороте сократилась с 10,5% – в 2008 году, до 8,2% – в 2009, а индекс физического объема упал, соответственно, со 113% до 72,2%. (см. Приложение)
Численность объектов рыночной торговли в 2009 году не изменилась. По состоянию на 1 января 2010 года на территории восьми муниципальных образований Ивановской области функционирует 18 розничных рынков:
Из 18 розничных рынков
3 предприятия имеют
Общее число организованных на рынках торговых мест составляет более 6000 единиц, из них 81% размещается во временных сооружениях и 19% – в стационарных.
Количество розничных рынков (ед.) |
Торговая площадь (кв.м.) |
Количество торговых мест (ед.) |
Коэффициент использования торговых мест (%) | |
Количество рынков по плану: |
22 |
х |
х |
х |
Количество действующих рынков всего: |
18 |
67468 |
6081 |
73,2 |
в том числе: a) универсальных |
14 |
51193 |
5089 |
х |
б) специализированных |
3 |
15125 |
832 |
х |
в) сельскохозяйственных |
1 |
1050 |
160 |
х |
Из общего количества торговых мест 1800 мест (29,7%) отведено для товаропроизводителей и населения. Данное количество позволяет полностью удовлетворить потребность в местах по реализации промышленных и продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции. Однако средний коэффициент использования торговых мест на рынках в течение 2009 года составил немногим более 73%.8
Итоги мониторинга Федерального закона о розничных рынках показали эффективность его действия. Принятие Закона дало импульс для повышения качества организации рыночной торговли, активизировало работу органов местного самоуправления.
За время действия Федерального закона повысилась ответственность управляющих компаний за качество организации рыночной торговли, в том числе за содержание и обустройство торговых площадок и торговых мест. Несмотря на трудности, связанные с финансовым кризисом и достаточно высокой конкуренцией со стороны других предприятий розничной торговли, рынки Ивановской области продолжают развиваться и вводить в эксплуатацию современные стационарные павильоны, выполняя при этом установленные законодательством требования и сохраняя торговые места субъектов малого предпринимательства, осуществляющих торговлю во временных сооружениях. С этой целью большинством управляющих компаний разработаны планы организации работ по приведению рынков в соответствие с требованиями законодательства.
В течение 2009 года на территории 3-х розничных рынков производились работы, связанные со строительством и вводом новых сооружений. Еще 2 рынка начали разработку проектов строительства новых и реконструкции действующих капитальных зданий. В частности, был введен в эксплуатацию стационарный павильон на территории рынка в городе Вичуге для торговли обувными товарами, рассчитанный на организацию 25 торговых мест. В стадии подготовки к вводу в эксплуатацию в 2009 году находится капитальное сооружение, возведенное на территории рынка, принадлежащего управляющей компании ООО «Красмеланж», в городе Иваново.
На 2010 год запланировано
строительство новых
Кроме этого, на территории областного центра запланировано строительство многофункционального комплекса по ул. Карла Маркса, д.1, предназначенного для размещения торговых мест субъектов малого предпринимательства, осуществляющих в настоящее время торговлю на универсальном рынке «Вознесенский базар».
Кроме этого, принято решение о строительстве сельскохозяйственного рынка на территории городского округа Кинешма. В настоящее время ведется разработка проектной документации.
С учетом изменения положений Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в целях поддержки местных сельхозтоваропроизводителей, в 2009 году были внесены соответствующие изменения в Закон Ивановской области от 15.06.2007 № 77-ОЗ «О розничных рынках в Ивановской области», регламентирующие размещение и порядок предоставления торговых мест на розничных рынках. По данному Закону орган местного самоуправления определяет количество торговых мест для граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, не только на сельскохозяйственных, как было предусмотрено ранее, но и на универсальных рынках, находящихся на территории муниципального образования. Кроме этого в региональном законодательстве для данной категории продавцов предусматривается упрощенная форма предоставления торговых мест.
Глава 3. Мероприятия по развитию конкурентной среды в торговле
3.1. Стратегия развития конкурентной среды в торговле
Розничная торговля является одной из самых динамично развивающихся отраслей, однако в 2009 году динамика роста несколько замедлилась. В 2009 году на фоне сложной экономической ситуации в стране и в Ивановской области состояние торговой отрасли характеризовалось отрицательными темпами роста оборота розничной торговли и оборота общественного питания в связи с падением потребительского спроса и снижением реальных располагаемых денежных доходов населения. Основным негативным последствием кризиса для торговой сферы стало сокращение инвестиций. Вместе с тем реализация антикризисных мер позволила удержать ситуацию на потребительском рынке под контролем. В целом не произошло обвала розничного рынка, массового закрытия предприятий отрасли и увольнения работников.
Тем не менее имеется ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции:
несовершенство договорных
отношений между поставщиками и
торговыми сетями, которые зачастую
носят дискриминационный
отсутствие равных возможностей
у субъектов розничной
неразвитость логистической структуры создает проблему сбыта для производителей сельскохозяйственной продукции.
Информация о работе Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику