Конкурентные преимущества предприятия и создание покупательской ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

В работе описаны все приёмы, инструменты и механизмы, по средствам которых организация достигает определённых конкурентных преимуществ на региональном рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕСУРСНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
1. 1. Подходы к формированию направлений развития.
1. 2. Основные формы мобилизации ресурсов организации в условиях конкурентной борьбы на рынке.
1. 3. Стратегическое управление человеческими ресурсами.
Глава 2. ИМИДЖ, КАК ОСНОВА ПЕРВИЧНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2. 1. Брендинг, как инструмент конкурентоспособности предприятия на рынке.
2. 2. Типология брендов.
2. 3. Разработка брендов: технология и составляющие.
Глава 3. КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА: РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
3. 1. Общеэкономические предпосылки роста роли деловых исследований в получении конкурентного преимущества предприятием.
3. 2. Основные принципы организации информационно-аналитической технологии.
3. 3. Поставщики решений в области информационных исследований на российском рынке.
3. 3. 1. Линия программных продуктов от «Hummingbird».
Глава 4. СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «САРАТОВГАЗАВТОСЕРВИС».
4. 1. Краткая история организации.
4. 2. Линейно-функциональная структура предприятия.
4. 3. Общая характеристика автосервисных предприятий.
4. 4. Сравнительный анализ финансово-экономической деятельности автосервисных организаций саратовского регионального рынка.
4. 5. Анализ конкурентоспособности организации ООО «СаратовГАЗавтосервис» на основе модели М. Портера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 117.88 Кб (Скачать файл)

4. 3. Общая характеристика  автосервисных предприятий.

Развитие сервисного обслуживания продукции отечественного автомобилестроения является одним из условий удовлетворения потребностей покупателей. Потребности  покупателя и требования к товару постоянно меняются. Успех на рынке  будет иметь та фирма-производитель, которая сможет наилучшим образом  приспособиться к оптимальному удовлетворению потребностей покупателя, что составляет важную функцию ее маркетинговой  деятельности.

Главной задачей при изучении рынка является определение продолжительности  жизненного цикла товара от зарождения до насыщения рынка. Управляющие  фирм должны уметь предугадывать  смену фаз цикла спроса и жизненного цикла товара и пересматривать стратегию  фирмы в соответствии с меняющимися  условиями конкуренции на рынке.

Организация сервисного обслуживания является одним из важных направлений  роста эффективности производства автомобилей. Для производства конкурентоспособных  автомобилей необходимы коренные изменения  не только в организации самого производства, но и в системе сервисного обслуживания. С этой целью в регионах страны была образована сеть автосервисных предприятий, дилерских центров с разными формами собственности и хозяйствования, функциями, размерами, производственной структурой, взаимоотношениями с товаропроизводителями. Однако многие теоретические вопросы сервисного обслуживания продукции отечественного автомобилестроения не получили должного отражения в литературе. Это определяет актуальность данной работы.

Организация автосервисного обслуживания является одним из важнейших направлений повышения эффективности автомобилестроительных фирм. В регионах страны создана сеть автосервисных предприятий, дилерских центров с разными формами собственности и хозяйствований, функциями, размерами, производственной структурой, взаимоотношениями с автомобилестроителями.

Рынок автосервисных услуг определяется, прежде всего, такими факторами, как платежеспособный спрос потребителей машин, научно-технический прогресс в сфере производства, разработка и освоение изготовителями экономичных и экологичных марок машин, новых технологических процессов ремонта и так далее. Рынок автосервисных услуг является сложной системой, и для его изучения нужна специальная методика. Она включает два раздела: анализ экономического состояния предприятий-дилеров и анализ уровня организации выполнения сервисных услуг.

Методика анализа основных экономических показателей состоит  из двух этапов: экспресс-анализа и  углубленного анализа. Основная ее цель - получить подробную характеристику имущественного и финансового положения  предприятия, скорости оборота всего  капитала и его составляющих, доходности используемых средств. Основой экономического анализа является получение ключевых параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  каждого предприятия.

Пользуясь данной методикой  и ориентируясь на сложившиеся рыночные цены, предприятие может определить минимально допустимую цену продажи  для получения оптимального финансового  результата, проводить эффективную  ценовую политику за счет нахождения наиболее выгодных комбинаций цены и  объема, минимизируя издержки и выбирая наиболее эффективные схемы работы. В настоящее время на рынке автосервисных услуг действуют различные по формам хозяйствования и размерам предприятия. Приватизация многих предприятий автосервисного направления привела, с одной стороны, к значительному уменьшению объема выполняемых услуг и сокращению численности персонала. С другой же стороны, этот процесс имеет и полезное действие: вследствие вышеперечисленных фактов качество автосервисных услуг несколько возросло.

 В настоящее время  основная организационно-правовая  форма этих предприятий зачастую  представлена обществами с ограниченной  ответственностью (ООО). Большинство  предприятий относятся к категории  малых, то есть с численностью  до 100-120 человек. Анализ показал,  что все эти предприятия оказывают  услуги по ремонту, обслуживанию, восстановлению и изготовлению  запчастей. Объем услуг на предприятиях  неуклонно возрастает, что связано  с ростом числа владельцев  автомобилей, а также с расширением  номенклатуры сервисных услуг. 

Приватизированные предприятия, как правило, располагают значительной производственной базой. Вновь созданные  предприятия работают в основном в форме частного предпринимательства  и имеют пока слабую производственную базу. Стоимость технического обслуживания и ремонта на более крупных  предприятиях, по статистике, на 20% ниже стоимости их выполнения у частных  предпринимателей. Это связано с  использованием специализированного  оборудования, которое имеет более  высокую производительность.

Прежде, чем заниматься анализом конкурентных преимуществ предложенного к рассмотрению мною предприятия, я считаю уместным и целесообразным немного ознакомиться с результатирующими показателями его хозяйственной деятельности.

4. 4. Сравнительный анализ  финансово-экономической деятельности  автосервисных организаций саратовского регионального рынка.

На региональном рынке  автосервисных услуг работают не только крупные предприятия, но и много мелких. В условиях рынка ведущей функцией управления является маркетинг, который определяет не только рыночную, но и всю политику предприятия. Анализ структур управления маркетинговой деятельностью является важной составной частью работы каждого предприятия. Однако в них порой отсутствуют достаточно квалифицированные специалисты-маркетологи, поэтому, зачастую, не проводятся и маркетинговые исследования. Вследствие этого маркетинговая стратегия компании формируется эмпирически. Должностные инструкции не соответствуют новым условиям хозяйствования и требуют коренного пересмотра. Анализ структуры затрат автосервисных предприятий показывает, что наибольший удельный вес имеют затраты на материалы и запчасти, а также затраты на оплату труда, наблюдается их рост. Подробную характеристику доходно-расходных показателей предприятий автосервисного профиля отображен ниже в табл. 1.  и табл. 2.  

 

Табл. 1. Анализ показателей  конкурентоспособности предприятий  по суммарным издержкам, занятых  в автосервисном бизнесе за 2004 год.

Показатели суммарных издержек по автосервисным предприятиям

ОАО «Покровск-Лада» 

ООО «СаратовГАЗ автосервис»

ООО «Энгельский РТКЦ»

ООО     «Сиес-Плюс»

 

т. р.

в %

т. р.

в %

т. р.

в %

т. р.

в %

Общепроизводственные расходы

1536,9

9,7 

1211,2 

8,5

451,1

10,3

401,1

9,7

Затраты на повышение качества фирменного сервиса и обучение персонала

1220,1

7,7

1168,5 

8.2

341,6

7,8

351,5 

8,5

Затраты на закупку запасных частей для автомобилей

522,9

3,3

584,2

4,1

118,3

2,7

128,2 

3,1

Затраты на технический контроль качества 

760,5 

4,8

612,7 

4,3

157,7 

3,6

157,2 

3,8

Затраты на рекламу и развитие сбыта

1632,0 

10,3

1738,5 

12,2

424,9 

9,7

442,4

10,7

Затраты на маркетинговые исследования рынков и конкурентов

1362,7 

8,6

1311,0 

9,2

328,5 

7,5

396,9 

9,6

Расходы на зарплату работникам

4499,9 

28,4

4075,5 

28,6

1362,2 

31,1

1141,3 

27,6

Затраты на гарантийное обслуживание автомобилей

887,3 

5,6

598,5 

4,2

188,3 

4,3

140,6 

3,4

Транспортные расходы

205,9 

1,3

142,5 

1,0

70,1 

1,6

136,4 

3,3

Налоговые отчисления

2139,1 

13,5

1866,7 

 

13,1

621,9 

14,2

516,9 

12,5

Затраты на амортизацию основных средств

792,2 

5,0

783,7 

5,5

227,8 

5,2

219,1 

5,3

Затраты на аренду торговых площадей

95,1 

0,6

42,7 

0,3

48,2 

1,1

57,9 

1,4

Командировочные расходы

190,1 

1,2

114,0 

0,8

39,4 

0,9

45,5 

1,1

ИТОГО 

15845 

100

14250 

100

4380 

100

4135 

100


 

На основании этой аналитической  таблицы можно сделать некоторые  выводы относительно конкурентных позиций  рассматриваемых мною предприятий  по суммарным издержкам производства. Стратегия достижения успеха на конкурентном рынке за счёт оптимального распределения издержек – одна из ведущих позиций стратегии интегрированного роста (развития) компании.

На нашем примере видно, что рассматриваемые мною предприятия, во-первых, имеют немного различных  баланс по статьям производственных расходов. Это связано с тем, что  данные организации довольно сильно варьируются между собой по объёму валового оборотного капитала (прибыли). Следовательно, такие организации  способны вкладывать в своё экономическое  развитие по строго заданным позициям несколько больше финансовых средств, чем другие. Однако не стоит недооценивать  такие два фактора, как загрузка (или интенсивность) производства и  количество занятого в технологическом  процессе персонала. Чем меньше списочный  состав работников, тем рентабельнее производство. Подобные компании, как  ЗАО «Энгельский РТКЦ» и ООО «Сиес-Плюс», имеют относительно небольшие производственные площади и численность работающего персонала (в среднем 15-25 человек), в отличие от их конкурентов, где сосредоточено большое количество занятых в деле людей (в среднем, 100-120 человек).  Вот и первый фактор, обуславливающий высокую рентабельность малых автосервисных предприятий.

Не менее важным остаётся и стратегии продвижения собственного бренда на рынок. Компании ООО «СаратовГАЗавтосервис» и ОАО «Покровск-Лада» отводят большое внимание и широко финансируют, как видно из таблицы, собственную рекламную компанию, а также проявляют большую заинтересованность в изучении и анализе как рынка потенциального покупателя, так и конкурентов. 

Ещё одной важной составляющей является технический контроль, которому отводится одно из главных позиций  в организациях. Выделяют входной  технический контроль – или предпродажная  подготовка автомобилей, а также  и их запасных частей, узлов и  агрегатов, и выходной технический  контроль – выявление определённых отклонений по ходу и после проведения коммерческого и гарантийного ремонта. Исходя из этого, можно сделать один интересный вывод: высокий технический  контроль – это одна из составляющих имиджа и деловой репутации компании, поскольку клиент всегда «тянется»  к высокому качеству. К сожалению, многие компании стараются экономить  на техническом контроле качества, поскольку он повышает производственную себестоимость автосервисных услуг, что негативно влияет на рентабельность производства.

Бесспорно, огромную роль играют и такие факторы, как затраты  на повышение качества фирменного сервиса  и обучение персонала. В компании ООО «СаратовГАЗавтосервис» действует программа развития персонала. Иными словами, компания придерживается принципа внутреннего продвижения кадров  по карьерной лестнице. Солидное участие организации проявляет и в повышении качества внутри сервисного обслуживания. Так, начиная с 2000 года, предприятие раз в год заказывает для своих сотрудников сферы топ и среднего мнеджмента бизнес-тренинги по повышению их квалификации. Иногда компания даже посылает некоторых сотрудников на учебно-практические стажировки (так, за эти фактически 5 лет многие сотрудники успели побывать в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Ярославле).

Теперь рассмотрим доходные статьи данных организаций (табл. 2)[20].

Табл. 2. Анализ показателей  конкурентоспособности предприятий  по суммарным издержкам, занятых  в автосервисном бизнесе за 2004 год.

Статьи доходов по автосервисным предприятиям

ОАО  «Покровск-Лада»

ООО «СаратовГАЗ автосервис»

ООО «Энгельский РТКЦ»

ООО     «Сиес-Плюс»

 

т. р.

в %

т. р.

в %

т. р.

в %

т. р.

в %

Доход от реализации автомобилей

19577,8 

62,3

17441,1 

63,7

6408,8 

65,9

5586,5 

73,7

Доходы от гарантийного ремонта автомобилей

1014,0 

3,2

711,9 

2,6

290,2 

3,0

228,4 

3,0

Доходы от профилактических осмотров автомобилей

2325,4 

7,4

1149,9 

4,2

914,1 

9,4

341,1 

4,5

Доход от автосервисной деятельности (включая и тюнинг)

8516,2 

27,1

8077,1 

29,5

2110,3 

21,7

1425,0 

 

18,8

ИТОГО 

31425,4 

 

100

27380,0 

100

9725,4 

100

7580,0

100


Анализ финансового состояния  проанализированных мною автосервисных предприятий показал их достаточно высокую доходность. А показатель доходности, как известно, также очень тесно связан с показателем финансовой рентабельности экономической деятельности организаций. Однако, не смотря на высокие объёмы валовых оборотных средств у таких предприятий, как ОАО «Покровск-Лада» и, соотвественно, ООО «СаратовГАЗавтосервис», их экономическая рентабельность будет значительно ниже, нежели у их конкурентов, как, например, ЗАО «Энгельский РТКЦ» и «Сиес-Плюс». Финансово-экономическая рентабельность от оказания услуг по автосервису и продажи автомобилей представлена ниже в табл. 3[21].

Табл. 3. Динамика рентабельности предприятий автосервиса.

Автосервисное   предприятие 

2002 год

2003 год

2004 год

 

Прибыль

(т. р.)

Рентаб.

(%)

Прибыль

(т. р.)

Рентаб.

(%)

Прибыль

(т. р.)

Рентаб.

(%)

ОАО

«Покровск-Лада»

23439,8 

12,3

28672,7 

12,7

31425,4 

13,6

ООО

«СаратовГАЗавтосервис»

20170,2 

11,1

24386,8 

12,5

27380,5 

14,2

ЗАО

«Энгельский РТКЦ»

6855,3 

15,4

8532,5 

16,8

9725,4 

19,4

ООО

«Сиес-Плюс»

5729,5 

16,2

7105,1 

18,3

7580,0 

20,1

Информация о работе Конкурентные преимущества предприятия и создание покупательской ценности