Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:00, контрольная работа
В связи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности экономики регионов, но и определить возможности использования механизмов, воздействующих на эти факторы, в целях повышения конкурентоспособности экономики регионов.
Рассмотрим особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия.
Введение ……………………………………………………………. 3
1.Формирование конкурентоспособности региона ………………………….. 4
1.1 Конкурентоспособность региона как экономическое явление …… 4
1.2 Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособности региона..4
2. Концепция формирования конкурентоспособности региона …………….. 7
2.1 Конкуренция и конкурентоспособность регионов ………………... 7
2.2 Естественные и искусственные конкурентные преимущества …… 9
2.3 Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада
России …………………………………………………………………….12
2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона ……16
Заключения ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮГОРСКИЙ государственный университет»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И
кафедра МЕНЕДЖМЕНТА
Контрольная работа
по дисциплине
«Управление развитием территорий»
Вариант № 21
Конкурентоспособностьтерритори
Выполнил:
студент 2 курса
заочного отделения
группы ЗУ-4790
Карпекин А.С.
Проверил:
Старший преподаватель
Бессонова Т.Н.
Ханты-Мансийск 2011
Оглавление
Введение ……………………………………………………………. 3
1.2 Концепция М. Портера в оценке
конкурентоспособности региона.
2. Концепция формирования конкурентоспособности региона …………….. 7
2.4 Повышение конкурентоспособности приграничного региона ……16
Заключения ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы ……………………………………19
Введение
Современное региональное социально-экономическое развитие проходит в условиях усиливающейся конкуренции регионов за создание благоприятных условий ведения бизнеса и повышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной России является значительная дифференциация темпов экономического развития российских регионов. Рыночные условия изменили и понимание региональной политики, проводимой федеральным центром и самими регионами.
Конечная цель любой экономической
системы – повышение уровня и
качества жизни населения. В связи
с этим возрастает значение не только
экономико-социальных факторов, но и
конкурентные аспекты регионов. В
условиях нестабильного экономического
развития, которое осложняется
Оценка конкурентоспособности региона представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.
В связи с этим важно
не только обозначить факторы, влияющие
на уровень конкурентоспособности
экономики регионов, но и определить
возможности использования
Рассмотрим особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия.
Конкурентоспособность региона
– это обусловленное
Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.
1.2 Концепция М.
Портера в оценке
Базовый подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать на основе концепции конкурентоспособности страны, предложенной М. Портером. Она включает два аспекта оценки конкурентоспособности: факторный и результатный. Факторную оценку конкурентоспособности можно построить на основе детерминант регионального ромба. Конкурентоспособность региона – это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов.
Для оценки факторов формирования
конкурентной способности региона
в целом и возможности
Согласно концепции М. Портера, развитие конкурентоспособности (как и страны в целом) происходит по следующим четырем стадиям: конкуренция на основе факторов производства; конкуренция на основе инвестиций; конкуренция на основе нововведений; конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия – застой и спад. Конкурентное преимущество региона обеспечивается:
на первой стадии – благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
на второй стадии – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
на третей стадии – за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
на четвертой стадии – за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.
В целом для анализа
конкурентоспособности
2. Концепция формирования конкурентоспособности региона
Процессы глобализации и экономической интеграции приводят к формированию геоэкономического пространства. А потому региональное развитие определяется способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.
Каждый регион обладает факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его международную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективность их использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе. Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда. Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения, регионы создают предпосылки для развития специализированных производств и функций, наращивая свои конкурентные преимущества.
Каждый регион стремится занять выгодное положение в системе глобального обмена, привлечь на свою территорию ресурсы. Поэтому на первый план выходит понятие конкуренции регионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовых ресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. В конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальные условия, привлекательные для внешних контрагентов – конкурентные преимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетными являются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия их удержания.
Реализация стратегии создания конкурентных преимуществ направлена на формирование в регионе особых условий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализация стратегии удержания конкурентных преимуществ предполагает реализацию мероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспечения конкурентных преимуществ – это формирование и поддержка благоприятного регионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматривается уникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентских групп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес, институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность бренда может достигаться за счет использования стратегии дифференциации, предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.
Особое значение для вовлечения территории в систему глобального обмена имеет бизнес. Современный транснациональный бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизировать прибыль, размещает свои активы там, где производительность капитала максимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие условия.
Конкурентоспособность региона связана с наличием условий для появления региональных производственных и сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантах конкурентоспособности:
Конкурентное преимущество получают регионы, в пределах которых:
Современная российская экономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.
Региональные конкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях и предпосылках развития. Их уникальное сочетание создает конкурентные преимущества, позволяя сформировать уникальный региональный бренд. Одно из правил создания конкурентного преимущества – стать непохожим на других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов. Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание конкурентных преимуществ. В Республике Карелия к таким особенностям относятся:
Информация о работе Конкурентоспособностьтерритории. Конкурентные преимущества территории