Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 10:16, контрольная работа
Целью данной работы является выявление и обобщение способов разрешения и предотвращения конфликтов. Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность и значение конструктивных конфликтов;
• выявить причины возникновения такого вида конфликтов;
• описать возможные действия в конфликтных ситуациях;
• выяснить способы предупреждения конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ……...……………………………………………………………… 3
КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ………………….… 4
ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ………….……………….. 8
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ………………………………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 21
СИТУАЦИЯ «ВСЁ И СРАЗУ»………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………………………….. 27
Реализация руководителем роли посредника включает раздельные беседы с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта. С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей.
Процесс урегулирования включает: уточнение информации и принимаемых решений, снятие постконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта.
Рассмотрим так же личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.
Имея в виду личный пример, в первую очередь отметим, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом:
Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения служат способности и желание руководителя выполнять общие функции управления. К ним относятся: планирование, организация, регулирование, контроль.
Неотъемлемой составной частью указанных функций управления является выполнение руководителем задач координационного характера:
Несомненно, также, что любой руководитель должен быть в определенной степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения руководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.
Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания.
Очевидно, что от качеств, которыми обладает руководитель, зависит, может ли он быть для сотрудников примером высокопрофессионального поведения или, напротив, служить наглядным свидетельством того, как не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении конфликтами и стрессами как делом, своими профессиональными действиями, так и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным "магнетизмом".
Возникновение конфликтов определяется и сложными ситуациями в деятельности трудовых коллективов, и недостатками в системе управления, и индивидуальными особенностями работников. Современный подход к конфликтным ситуациям в организации состоит не в подавлении их тем или иным способом (уход от конфликта, административное воздействие и т.д.), а во всестороннем анализе конфликта и выработке совместного решения с участием всех заинтересованных сторон. При общении с людьми не может быть готовых рецептов поведения на все случаи жизни. Реальный практический опыт, развитие у себя навыков анализа ситуации, мотивов поведения людей, навыков воздействия на человека – всё это является необходимой основой, на которой возникает умение разбираться в самой сложной ситуации и принимать правильное решение.
Как выяснилось, роль руководителя в управлении конфликтами очень велика, а подчас – решающая. Умение анализировать сложившуюся ситуацию, выбор верной стратегии выхода из неё, возможность направить события и их участников в позитивное русло – есть отличительные особенности грамотного руководителя, способного поддерживать в коллективе здоровую рабочую обстановку.
Что же касается устранения последствий конфликтов в организации, то это сопряжено со значительными затратами (материальными, эмоциональными). Для того чтобы предупреждать конфликты в организации, нужно проводить работу по профилактике и предупреждению конфликтов. Предупреждение конфликтов может быть реализовано в виде воздействия на поведение личности в организации, для приведения в соответствие организационных ролей работников с их функциями.
В книгах Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Г. Дж. Скотт «Конфликты и пути их преодоления» можно встретить рекомендации, соблюдение которых поможет снизить риск возникновения и развития конфликтов в организации по субъективным причинам, вот что предлагают авторы: во-первых, надо попытаться адекватно оценить собственное поведение в конфликтной ситуации; во–вторых, надо попытаться взглянуть на конфликтную ситуацию глазами другого человека (оппонента); в–третьих, нужно избегать выносить суждения по поводу действий и высказываний другого человека (оппонента); в – четвертых, должен быть контроль над своими эмоциями; в – пятых, вовлеките оппонента в процесс обсуждения спорных вопросов, даже если Вы можете взять инициативу на себя и в – шестых, надо учесть, что неправильно поданная или переданная информация может явиться базой слухов, а искаженная информация - базой сплетен.
Соблюдение этих несложных правил поможет снизить риск возникновения и «смягчить» развитие конфликтной ситуации, а в частности и в организации.
СИТУАЦИЯ: «ВСЁ И СРАЗУ»
Действующие лица:
Время и место действия: ноябрь месяц, составление графика на декабрь и январь для сотрудников подразделения.
Ситуация: все три сотрудника работают в одном подразделении, на аналогичных должностях, с равным функционалом. График работы у сотрудников сменный, рабочие дни понедельник-воскресенье, все сотрудники отдыхают только 1,2,7 января, 8 марта, 9 мая. График сотрудники составляют самостоятельно. Обязательное требование высшего руководства - ежедневно в офисе должно работать 2 менеджера, исключение составляют только случаи отпусков и больничных. При составлении графика иногда возникали конфликты, которые улаживались путем коллективного обсуждения, без привлечения руководителя.
Однако в преддверии Нового Года, составление графика переросло в конфликт. Сотрудники обратились к руководителю Яне с просьбой составить график, т.к. самостоятельно договориться о выходных не могут.
Сотрудники выдвинули следующие требования:
Екатерина 1: выходной на 30 и 31 декабря, 3 и 4 января. Екатерина1 заявила, что если эти выходные ей не будут предоставлены, она напишет заявление на увольнение, т.к. она хочет уехать на праздники к супругу в другой город.
Екатерина 2: 30,31 декабря выходной, 3 и 4 января тоже, т.к. хочет поехать к родителям. В случае отказа – пойдет на больничный, т.к. давно собирается на обследование.
Елена: выходной 31.12, у ребенка утренник, который нельзя пропустить, готова пойти на крайние меры, вплоть до увольнения.
Итог: в коллективе конфликт, клиентам уделяется мало внимания, страдает бизнес.
Проблема: необходимо урегулировать вопрос с графиком работы, таким образом, что бы никто из сотрудников не покинул компанию, а так же что бы было соблюдено требование высшего руководства.
План действий
1.Яна составляет график без учета чьих-либо предпочтений | |
Плюсы |
Минусы |
|
|
2. Яна предоставляет требуемые
выходные только одному « | |
Плюсы |
Минусы |
|
|
3. Руководитель назначает | |
Плюсы |
Минусы |
|
|
4. Яна сознательно затягивает составление графика, рассчитывая, что сотрудники самостоятельно договорятся, когда пройдет обострение конфликта | |
Плюсы |
Минусы |
|
|
5. Руководитель предлагает Екатер | |
Плюсы |
Минусы |
|
|
План действий: Екатерина 1 оформляет отпуск с 30.12. по 05.01, Екатерине 2 Яна предоставляет выходные на 30, 31 декабря и 3-4 января. С Еленой достигается договоренность, что 31 декабря на период проведения утренника её на рабочем месте заменит Яна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ