Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов контроллинга рисков.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты контроллинга;
- рассмотреть организацию службы контроллинга на предприятии;
- определить направление совершенствования контроллинга рисков
-разработать создание системы контроллинга на ЗАО «ГОТЭК».
Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «ГОТЭК».
Введение
2
Разде 1 Теоретические аспекты контроллинга
Сущность контроллинга
4
Функции и виды контроллинга
7
Особенности контроллинга риска
19
Раздел 2 Организация контроллинга ЗАО «ГОТЭК»
2.1 Общая характеристика предприятия
23
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия
26
2.3 Анализ контроллинга рисков в деятельности ЗАО «ГОТЭК»
36
Раздел 3 Первоочередные пусти совершенствования контроллинга риска
3.1 Направление совершенствования контроллинга риска
42
3.2 Способы понижения риска на предприятии
46
3.3 Создание службы контроллинга
50
Заключение
60
Список литературы
62
Приложение
В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленных ниже.
Основные функции и задачи контроллинга разделяем на следующие группы: учет, планирование, контроль и регулирование, информационно-аналитическое обеспечение, дополнительно – специальные функции. Опишем состав каждой из этих групп.
Учет:
- сбор и обработка информации;
- разработка и ведение системы внутреннего учета;
- унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
Планирование:
- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
- формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования;
- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
- координация процесса обмена информацией;
- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
- составление сводного плана предприятия.
Контроль и регулирование:
- определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
- сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
- определение допустимых границ отклонений величин;
- анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшении отклонений либо коррекции плана.
Информационно-аналитическое обеспечение:
- разработка архитектуры информационной системы;
- стандартизация информационных носителей и каналов;
- предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
- сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
- разработка, изучение и внедрение эконометрического экономико-математического и иного инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
- консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;
- обеспечение экономичности функционирования информационной системы.
Специальные функции:
- сбор и анализ данных о внешней среде: состояние финансовых рынков, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы и др.;
- сравнение с конкурентами;
- обоснование целесообразности установления контактов (вплоть до слияния) с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
- проведение калькуляций и иных расчетов для особых заказов;
- расчеты эффективности инвестиционных проектов и др.
На основе приведенного перечня функций и задач контроллинга можно достаточно четко представить себе сферу его применения. Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:
- экономического состояния организации;
- понимания руководством и (или) собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
- уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
- сложившегося уровня конкурентности в отрасли;
- квалификации управленческого персонала;
- квалификации сотрудников службы контроллинга.
В крупных организациях целесообразно
создавать специализированную службу
контроллинга. Небольшие по размеру
организации не всегда имеют в
своей структуре такую службу.
На малых предприятиях основные функции
контроллинга выполняет либо руководитель
фирмы, либо его заместитель. При
этом многие задачи интегрируются и
упрощаются. Например, задачи разработки
планов, их координации и проверки
на реализуемость можно
В условиях ухудшения экономического положения на предприятии, которое проявляется в снижении уровня ликвидности и рентабельности, от служб контроллинга ожидают в большей степени услуг по координации планов, анализу причин отклонения планов от факта, а также рекомендаций по обеспечению выживания на ближайшую перспективу.
Современный менеджмент разделяет
цели предприятия на две группы:
оперативные (краткосрочные) и стратегические
(долгосрочные, перспективные). Поэтому
контроллинг позволяет
Стратегический контроллинг. Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и отслеживание движения предприятия к намеченной стратегической цели развития (Приложение А).
Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому необходим анализ внешних и внутренних факторов.
Стратегический контроллинг
несет ответственность за обоснованность
стратегических планов. Прежде чем
осуществлять контроль за достижением
какой-либо цели, необходимо установить,
насколько обоснованно она
Если выбранный вариант
стратегического плана нас
- стратегические цели (как качественные, так и количественные);
- критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
- узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.
При определении системы подконтрольных показателей необходимо помнить о следующих требованиях:
- объем показателей должен быть ограничен;
- показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям;
- выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность составления данных, как минимум, за пять лет);
- показатели должны иметь характер раннего предупреждения;
- при выборе показателей необходимо обращать внимание на их сопоставимость (с прошлыми достижениями, с другими предприятиями отрасли и т. п.).
Анализ выбранных
- сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений;
- выявление причин и виновников отклонений;
- определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия;
- анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.
Аналитическую информацию передают с определенной периодичностью руководству предприятия для принятия управленческих решений.
Оперативный контроллинг. Цель
оперативного контроллинга – создание
системы управления достижением
текущих целей предприятия, а
также принятия своевременных решений
по оптимизации соотношения
В отличие от стратегического
оперативный контроллинг
Основные подконтрольные показатели:
- рентабельность капитала;
- производительность;
- степень ликвидности.
Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. Структура контроллинга схематично представлена на Рис. 1.2 Структура контроллинга (Приложение В).
Установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
Планирование – превращение
целей предприятия в прогнозы
и планы. Первый шаг планирования
– анализ сильных и слабых сторон
предприятия, возможностей и опасностей
(так называемый SWOT-анализ). На основе
этого разрабатывают сначала
стратегию предприятия, а затем
– план. План позволяет предприятию
оценить, насколько реально достижение
поставленных целей, что помогает, а
что мешает их достижению. План –
это количественное выражение целей
предприятия и разработка путей
их достижения. Планы разрабатывают
как по всему предприятию в
целом, так и по каждому подразделению.
Контроллинг участвует в
Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Как элемент системы контроллинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета. Специфика управленческого учета состоит в том, что он ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений, а бухгалтерский учет нацелен, прежде всего, на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.).[22. c 57]
Система информационных потоков
– важнейший элемент системы
контроллинга на предприятии. Сам процесс
управления часто рассматривают
как процесс преобразования информации:
управленческие воздействия – это
информация особого рода. В теории
информации математически доказано,
что существует некий минимальный
объем информации, без которого эффективное
управление невозможно. Применительно
к предприятию это означает, что
чем более изменчива
Контроллинг является поставщиком
информации, необходимой для
- достоверности;
- полноты;
- релевантности (существенности);
- полезности (эффект от пользования информацией должен превышать затраты на ее получение);
- понятности;
- своевременности;
- регулярности.
Таким требованиям должна
отвечать любая информация, в том
числе информация традиционного
бухгалтерского (финансового) учета. Однако
значимость различных требований может
быть различной: если для бухгалтерского
(финансового) учета главное –
достоверность информации, то в системе
контроллинга – релевантность информации
(насколько она существенна
Релевантными для принятия управленческого решения можно считать только те сведения, которые непосредственно связаны с данным решением:
- условия, в которых принимается решение;
- целевые критерии;
- набор возможных альтернатив (какие решения в принципе можно принять);
- последствия принятия каждой из альтернатив (что произойдет, если будет принято то или иное решение).