Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов контроллинга рисков.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты контроллинга;
- рассмотреть организацию службы контроллинга на предприятии;
- определить направление совершенствования контроллинга рисков
-разработать создание системы контроллинга на ЗАО «ГОТЭК».
Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «ГОТЭК».
Введение
2
Разде 1 Теоретические аспекты контроллинга
Сущность контроллинга
4
Функции и виды контроллинга
7
Особенности контроллинга риска
19
Раздел 2 Организация контроллинга ЗАО «ГОТЭК»
2.1 Общая характеристика предприятия
23
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия
26
2.3 Анализ контроллинга рисков в деятельности ЗАО «ГОТЭК»
36
Раздел 3 Первоочередные пусти совершенствования контроллинга риска
3.1 Направление совершенствования контроллинга риска
42
3.2 Способы понижения риска на предприятии
46
3.3 Создание службы контроллинга
50
Заключение
60
Список литературы
62
Приложение
Как и любая финансово-экономическая служба, служба контроллинга в течение определенного периода становления устанавливает связи с другими службами и отделами, налаживает информационное сотрудничество, происходит более точное разделение функций. В крупных европейских компаниях период становления контроллинга доходил до 6 лет.
Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и свой штат, для чего в каждую службу может быть назначен свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонение фактических параметров работы (прежде всего затрат) от плановых. Такая организация работы службы контроллинга существует во многих крупных европейских промышленных компаниях, например, в концерне «Fiat» в Италии.[28. c 48]
Поскольку информация, которую готовит служба контроллинга, предназначена для заместителя директора по экономике (финансового директора, коммерческого директора) и генерального директора, то целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую заместителю генерального директора по экономике, которому непосредственно подчинены также главный бухгалтер, начальники финансового и планово-экономического отделов, начальник службы сбыта (таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб).[9. c 79]
Более того, служба контроллинга ставится, в некотором роде, в привилегированное положение, поскольку приказом заместителя генерального директора по экономике (финансового директора) остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию. Поэтому не рекомендуется подчинять службу контроллинга начальнику планово-экономического отдела или главному бухгалтеру, несмотря на близость функций их служб функциям службы контроллинга.
Однако, реальная ситуация всегда отличается от плановой. На основании нашего опыта можно утверждать, что если какая-то аналитическая работа на предприятии проводится, то этим занимается планово-экономический отдел. Планово-экономический отдел составляет плановые сметы затрат и калькуляции на отдельные виды продукции, работ и услуг, на основании данных бухгалтерии составляет фактические сметы затрат и калькуляции, определяет отклонения. Кроме того, обычно на планово-экономическом отделе лежит функция ценообразования (по системе «затраты + нормативная прибыль»), проверка калькуляция поставщиков услуг и множество других функций. Учитывая вышесказанное можно предложить формирование службы контроллинга на предприятии ЗАО «ГОТЭК» в 2012 году. (Приложение J)
С большой долей уверенности можно утверждать, что планово-экономический отдел будет считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на его законную территорию и может скрытно или открыто бойкотировать деятельность службы контроллинга, «зажимать информацию», словом вести «позиционные бои местного значения». Самым распространенным аргументом планового отдела является: «Обучите нас методам контроллинга, и мы все сделаем сами».
Принципиальной ошибкой данной позиции является недооценка роли аналитической работы на предприятии, мнение, что анализом можно заниматься в свободное от основной работы время, «между прочим». Основные обязанности планово-экономического отдела — это расчет затрат и финансового результата но цехам, предприятию в целом, вилам продукции, именно на расчеты уходит большая часть работы, плановый отдел загружен текущей работой и его усилия направлены отнюдь не на анализ хозяйственной деятельности предприятия.
В то же время, кроме анализа и констатации текущего положения дел на внешнем и внутреннем рынках и на предприятии, должна проводиться работа по улучшению экономической деятельности. То есть должен идти «процесс непрерывных улучшений». Руководство предприятия может издать приказ о том, чтобы все начали работать по новым схемам, составлять новые отчеты в новые сроки. Но разрабатывать эти схемы и проверять их дееспособность на практике руководители обычно не могут из-за отсутствия времени, загруженности текущей работой (если кто-то из умных руководителей не загружен текущей работой, то его следует назначить начальником службы контроллинга). Для преодоления такой ситуации на предприятии создается служба контроллинга. Принципиальное отличие службы контроллинга от других финансово-экономических служб состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы (стратегические задачи).
Часто приходится слышать, что анализом затрат и предложениями по оптимизации экономической работы предприятия могут заниматься специально создаваемые временные группы. Допустим, собирается такая группа, состоящая из специалистов сбытового, планового, финансового отделов и бухгалтерии, раз в две недели и ищет решения проблем в области аналитической работы. Похожая организационная форма решения проблем существует во многих западных компаниях. К сожалению, мы не можем согласиться с тем, чтобы аналитическая работа в области затрат велась на такой временной (а следовательно, не вполне серьезной) основе. Аналитическая работа — это системная работа, и она требует системного подхода, работы на постоянной основе, ответственности за сроки и результаты. То же самое относится к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным (и часто единственно приемлемым) вариантом является организация службы контроллинга как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, плановым и финансовым отделами.
Организационную форму контроллинга выбирают исходя из нескольких критериев с учетом специфики обувного предприятия.
Задача построения рациональной
структуры финансово-
Служба контроллинга призвана занять свое достойное место среди этих подразделений предприятия.
В современных условиях в украинской экономике повсеместно наблюдается концентрация капитала и объединение предприятий в финансово-промышленные группы, корпорации, концерны. Этот процесс нарастает и некоторые исследователи прогнозируют, что в XXI век Украина войдет, имея 100-150 крупных промышленных групп, предприятия которых будут составлять подавляющую часть экономики. Оставим сейчас в стороне причины и методы объединения предприятий в финансово-промышленные группы и корпорации (пусть эти «политические» вопросы решают акционеры предприятий). Поскольку мы проводим исследование на уровне отдельного субъекта экономики, рассмотрим контроллинговую работу в объединении предприятий, которое часто называют также корпорацией или холдингом.
Сразу же следует отметить, что форма организации контроллинговой работы, службы контроллинга в ЗАО «ГОТЭК» будет изменяться одновременно с изменением (ростом) самой корпорации.
На начальном этапе существования корпорации, когда в нее входит всего несколько предприятий полипередельного производства, служба контроллинга может действовать на каждом предприятии в отдельности. Практически сразу после образования корпорации в ней выделяется «надстройка» — управляющая компания, которая координирует деятельность предприятий, входящих в группу (корпорацию).
В управляющей компании корпорации центральная служба контроллинга «держит руку на пульсе» предприятий с помощью имеющихся на них служб контроллинга. При такой организации службы контроллинга предприятий административно подчиняются генеральным директорам, предприятий (а точнее, финансовому директору), а методически — службе контроллинга корпорации. Служба контроллинга корпорации координирует и направляет работу служб контроллинга на местах (на предприятиях), получает от них сводные аналитические отчеты по предприятиям, что дает ей возможность составлять консолидированные отчеты по затратам корпорации в целом. Полученные консолидированные отчеты вместе с аналитическими комментариями служба контроллинга корпорации регулярно представляет президенту и вице-президентам корпорации, что позволяет руководителям оценивать деятельность корпорации как бы «с птичьего полета» и принимать верные стратегические решений (решения президента корпорации для отдельного предприятия будут почти всегда являться стратегическими).
Необходимо отметить, что «мозговой центр» контроллинговой работы в корпорации находится в управляющей компании, где должна быть собрана наиболее сильная команда аналитиков. Отдельные специалисты службы контроллинга корпорации должны курировать предприятия (персональные кураторы предприятий) и отвечать за организацию контроллинговой работы на предприятиях и своевременное получение сводных аналитических форм по предприятию руководством корпорации. В то же время концентрация сильных специалистов в одном месте (в службе контроллинга корпорации) дает простор для командной работы и обмена опытом, совместного решения сложных методических проблем. Каждый специалист имеет возможность применить на своем предприятии все лучшие наработки других предприятий корпорации. Служба контроллинга корпорации обеспечивает также единство в подходах и методике контроллинга, появляется некий стандарт контроллинга в корпорации, который включает в себя перечень аналитических таблиц, методов анализа, количества, качества и сроков аналитических отчетов, и если уровень этого стандарта достаточно высокий, следует обязать службы контроллинга всех предприятий придерживаться его в работе.[16. c 23]
Но, как известно, корпорации, как и отдельные предприятия, развиваются. Поэтому через некоторое время количество предприятий и фирм в объединении может достичь уже не нескольких единиц, а нескольких десятков, и тогда для сохранения управляемости потребуется дополнительная группировка предприятий и, соответственно, изменение организационной структуры корпоративного объединения. Такое изменение обычно происходит через децентрализацию функций управления корпорации и переход к дивизиональной организационной структуре.
Прежде всего, следует отметить, что даже после формального образования дивизионов децентрализация отдельных функций управления и передача их на уровень дивизионов происходит не сразу, а постепенно (по мере роста и развития корпорации). Первыми, как правило, перелаются функции сбыта и маркетинга, поскольку они требуют большей свободы и более детального знания конкретных рынков. Затем функция текущего контроля за производственной деятельностью предприятий, потом, спустя какое-то время (когда управление в дивизионах становится квалифицированным и зрелым) — функция контроля над финансовыми потоками предприятий (некоторые корпорации могут «не дорасти» до передачи этой функции). Отметим, что создавать в каждом дивизионе свою службу контроллинга следует незадолго до передачи в дивизионы функции контроля над финансовыми потоками предприятий. Спешить и децентрализовать контроллинг одновременно с функцией сбыта и маркетинга не следует в силу характера задач, решаемых службой контроллинга корпорации (стратегические задачи), а также из-за командного характера работы по решению сложных методических проблем, как это уже подчеркивалось выше.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были раскрыты и поставленные задачи и вопросы. В первом разделе работы были тщательно изучены вопросы, связанные с понятием контроллинга, его функций, организацией службы контроллинга. Было дано определение контроллинга, это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционирующего предприятия и достижения его.
Во втором разделе данной
курсовой работы был рассмотрен анализ
деятельности на конкретном примере
ЗАО «ГОТЭК». Анализ деятельности был
произведен за два года (2009-2010гг.). Был
проведен анализ контроллинга рисков
на ЗАО «ГОТЭК». В распознавании
рисков большое значение имеет оценка
взаимосвязи проблем. Существование
и характер такой взаимосвязи
может многое сказать и об опасности
риска, и его характере. Распознавание
рисков можно построить на показателях
финансово-экономической
- наращивание производства;
- увеличение объема продаж;
- повышение рентабельности.
Вместе с тем в деятельности ЗАО «ГОТЭК» существуют и признаки кризисных ситуаций, которыми являются следующие:
- предприятие развивается в большей степени за счет заемного капитала, его доля в балансе постоянно растет;
- показатели ликвидности
ЗАО «ГОТЭК» намного ниже
- предприятие на протяжении
двух последних лет не
В третьем разделе я рассмотрела создание службы контроллинга на ЗАО «ГОТЭК». Оценивая ЗАО «ГОТЭК» приступившего к использованию элементов контроллинга, можно с уверенностью утверждать, что при сравнительно небольших затратах он получит в свое распоряжение специализированную, системно-организованную информацию для оперативного и стратегического управления. Ценность этой информации в том, что все расчеты, основанные на ее использовании, исходят из принципов ограниченности ресурсов, разнообразия производственных и внепроизводственных факторов, влияющих на конечные результаты хозяйствования, из возможностей альтернативного выбора решений по управлению в условиях конкуренции и других особенностей свободной рыночной экономики.
Список литературы: