Контроллинг риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов контроллинга рисков.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты контроллинга;
- рассмотреть организацию службы контроллинга на предприятии;
- определить направление совершенствования контроллинга рисков
-разработать создание системы контроллинга на ЗАО «ГОТЭК».
Объектом исследования данной курсовой работы является ЗАО «ГОТЭК».

Содержание

Введение
2
Разде 1 Теоретические аспекты контроллинга
Сущность контроллинга
4
Функции и виды контроллинга
7
Особенности контроллинга риска
19
Раздел 2 Организация контроллинга ЗАО «ГОТЭК»
2.1 Общая характеристика предприятия
23
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия
26
2.3 Анализ контроллинга рисков в деятельности ЗАО «ГОТЭК»
36
Раздел 3 Первоочередные пусти совершенствования контроллинга риска
3.1 Направление совершенствования контроллинга риска
42
3.2 Способы понижения риска на предприятии
46
3.3 Создание службы контроллинга
50
Заключение
60
Список литературы
62
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Контроллинг риска.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Как и любая финансово-экономическая служба, служба контроллинга в течение определенного периода становления устанавливает связи с другими службами и отделами, налаживает информационное сотрудничество, происходит более точное разделение функций. В крупных европейских компаниях период становления контроллинга доходил до 6 лет.

Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние  и свой штат, для чего в каждую службу может быть назначен свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонение фактических параметров работы (прежде всего затрат) от плановых. Такая организация работы службы контроллинга существует во многих крупных европейских промышленных компаниях, например, в концерне «Fiat» в Италии.[28. c 48]

Поскольку информация, которую  готовит служба контроллинга, предназначена  для заместителя директора по экономике (финансового директора, коммерческого директора) и генерального директора, то целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую заместителю генерального директора по экономике, которому непосредственно подчинены также главный бухгалтер, начальники финансового и планово-экономического отделов, начальник службы сбыта (таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб).[9. c 79]

Более того, служба контроллинга ставится, в некотором роде, в  привилегированное положение, поскольку приказом заместителя генерального директора по экономике (финансового директора) остальные службы обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию. Поэтому не рекомендуется подчинять службу контроллинга начальнику планово-экономического отдела или главному бухгалтеру, несмотря на близость функций их служб функциям службы контроллинга.

Однако, реальная ситуация всегда отличается от плановой. На основании  нашего опыта можно утверждать, что  если какая-то аналитическая работа на предприятии проводится, то этим занимается планово-экономический отдел. Планово-экономический отдел составляет плановые сметы затрат и калькуляции на отдельные виды продукции, работ и услуг, на основании данных бухгалтерии составляет фактические сметы затрат и калькуляции, определяет отклонения. Кроме того, обычно на планово-экономическом отделе лежит функция ценообразования (по системе «затраты + нормативная прибыль»), проверка калькуляция поставщиков услуг и множество других функций. Учитывая вышесказанное можно предложить формирование службы контроллинга на предприятии ЗАО «ГОТЭК» в 2012 году. (Приложение J)

С большой долей уверенности  можно утверждать, что планово-экономический отдел будет считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на его законную территорию и может скрытно или открыто бойкотировать деятельность службы контроллинга, «зажимать информацию», словом вести «позиционные бои местного значения». Самым распространенным аргументом планового отдела является: «Обучите нас методам контроллинга, и мы все сделаем сами».

Принципиальной ошибкой  данной позиции является недооценка роли аналитической работы на предприятии, мнение, что анализом можно заниматься в свободное от основной работы время, «между прочим». Основные обязанности планово-экономического отдела — это расчет затрат и финансового результата но цехам, предприятию в целом, вилам продукции, именно на расчеты уходит большая часть работы, плановый отдел загружен текущей работой и его усилия направлены отнюдь не на анализ хозяйственной деятельности предприятия.

В то же время, кроме анализа  и констатации текущего положения  дел на внешнем и внутреннем рынках и на предприятии, должна проводиться работа по улучшению экономической деятельности. То есть должен идти «процесс непрерывных улучшений». Руководство предприятия может издать приказ о том, чтобы все начали работать по новым схемам, составлять новые отчеты в новые сроки. Но разрабатывать эти схемы и проверять их дееспособность на практике руководители обычно не могут из-за отсутствия времени, загруженности текущей работой (если кто-то из умных руководителей не загружен текущей работой, то его следует назначить начальником службы контроллинга). Для преодоления такой ситуации на предприятии создается служба контроллинга. Принципиальное отличие службы контроллинга от других финансово-экономических служб состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы (стратегические задачи).

Часто приходится слышать, что  анализом затрат и предложениями  по оптимизации экономической работы предприятия могут заниматься специально создаваемые временные группы. Допустим, собирается такая группа, состоящая из специалистов сбытового, планового, финансового отделов и бухгалтерии, раз в две недели и ищет решения проблем в области аналитической работы. Похожая организационная форма решения проблем существует во многих западных компаниях. К сожалению, мы не можем согласиться с тем, чтобы аналитическая работа в области затрат велась на такой временной (а следовательно, не вполне серьезной) основе. Аналитическая работа — это системная работа, и она требует системного подхода, работы на постоянной основе, ответственности за сроки и результаты. То же самое относится к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным (и часто единственно приемлемым) вариантом является организация службы контроллинга как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, плановым и финансовым отделами.

Организационную форму контроллинга выбирают исходя из нескольких критериев с учетом специфики обувного предприятия.

Задача построения рациональной структуры финансово-экономических  служб предприятия заключается  в создании служб предприятия, способных  решать весь спектр проблем предприятия и в то же время не дублировать функции Друг друга. Вес эти службы, как правило, подчиняются финансовому директору или заместителю генерального директора по экономике и должны работать единой командой в целях увеличения объема продаж и повышения прибыльности предприятия.[15. c 234]

 Служба контроллинга призвана занять свое достойное место среди этих подразделений  предприятия.

В современных условиях в  украинской экономике повсеместно наблюдается концентрация капитала и объединение предприятий в финансово-промышленные группы, корпорации, концерны. Этот процесс нарастает и некоторые исследователи прогнозируют, что в XXI век Украина войдет, имея 100-150 крупных промышленных групп, предприятия которых будут составлять подавляющую часть экономики. Оставим сейчас в стороне причины и методы объединения предприятий в финансово-промышленные группы и корпорации (пусть эти «политические» вопросы решают акционеры предприятий). Поскольку мы проводим исследование на уровне отдельного субъекта экономики, рассмотрим контроллинговую работу в объединении предприятий, которое часто называют также корпорацией или холдингом.

Сразу же следует отметить, что форма организации контроллинговой работы, службы контроллинга в ЗАО «ГОТЭК» будет изменяться одновременно с изменением (ростом) самой корпорации.

На начальном этапе  существования корпорации, когда в нее входит всего несколько предприятий полипередельного производства, служба контроллинга может действовать на каждом предприятии в отдельности. Практически сразу после образования корпорации в ней выделяется «надстройка» — управляющая компания, которая координирует деятельность предприятий, входящих в группу (корпорацию).

В управляющей компании корпорации центральная служба контроллинга «держит руку на пульсе» предприятий с помощью имеющихся на них служб контроллинга. При такой организации службы контроллинга предприятий административно подчиняются генеральным директорам, предприятий (а точнее, финансовому директору), а методически — службе контроллинга корпорации. Служба контроллинга корпорации координирует и направляет работу служб контроллинга на местах (на предприятиях), получает от них сводные аналитические отчеты по предприятиям, что дает ей возможность составлять консолидированные отчеты по затратам корпорации в целом. Полученные консолидированные отчеты вместе с аналитическими комментариями служба контроллинга корпорации регулярно представляет президенту и вице-президентам корпорации, что позволяет руководителям оценивать деятельность корпорации как бы «с птичьего полета» и принимать верные стратегические решений (решения президента корпорации для отдельного предприятия будут почти всегда являться стратегическими).

Необходимо отметить, что  «мозговой центр» контроллинговой  работы в корпорации находится в управляющей компании, где должна быть собрана наиболее сильная команда аналитиков. Отдельные специалисты службы контроллинга корпорации должны курировать предприятия (персональные кураторы предприятий) и отвечать за организацию контроллинговой работы на предприятиях и своевременное получение сводных аналитических форм по предприятию руководством корпорации. В то же время концентрация сильных специалистов в одном месте (в службе контроллинга корпорации) дает простор для командной работы и обмена опытом, совместного решения сложных методических проблем. Каждый специалист имеет возможность применить на своем предприятии все лучшие наработки других предприятий корпорации. Служба контроллинга корпорации обеспечивает также единство в подходах и методике контроллинга, появляется некий стандарт контроллинга в корпорации, который включает в себя перечень аналитических таблиц, методов анализа, количества, качества и сроков аналитических отчетов, и если уровень этого стандарта достаточно высокий, следует обязать службы контроллинга всех предприятий придерживаться его в работе.[16. c 23]

Но, как известно, корпорации, как и отдельные предприятия, развиваются. Поэтому через некоторое  время количество предприятий и  фирм в объединении может достичь  уже не нескольких единиц, а нескольких десятков, и тогда для сохранения управляемости потребуется дополнительная группировка предприятий и, соответственно, изменение организационной структуры корпоративного объединения. Такое изменение обычно происходит через децентрализацию функций управления корпорации и переход к дивизиональной организационной структуре.

Прежде всего, следует  отметить, что даже после формального  образования дивизионов децентрализация отдельных функций управления и передача их на уровень дивизионов происходит не сразу, а постепенно (по мере роста и развития корпорации). Первыми, как правило, перелаются функции сбыта и маркетинга, поскольку они требуют большей свободы и более детального знания конкретных рынков. Затем функция текущего контроля за производственной деятельностью предприятий, потом, спустя какое-то время (когда управление в дивизионах становится квалифицированным и зрелым) — функция контроля над финансовыми потоками предприятий (некоторые корпорации могут «не дорасти» до передачи этой функции). Отметим, что создавать в каждом дивизионе свою службу контроллинга следует незадолго до передачи в дивизионы функции контроля над финансовыми потоками предприятий. Спешить и децентрализовать контроллинг одновременно с функцией сбыта и маркетинга не следует в силу характера задач, решаемых службой контроллинга корпорации (стратегические задачи), а также из-за командного характера работы по решению сложных методических проблем, как это уже подчеркивалось выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе написания курсовой работы были раскрыты и поставленные задачи и вопросы. В первом разделе  работы были тщательно изучены вопросы, связанные с понятием контроллинга, его функций, организацией службы контроллинга. Было дано определение контроллинга, это искусство управления (система  управления), направленное определение  будущего состояния деятельности функционирующего предприятия и достижения его.

Во втором разделе данной курсовой работы был рассмотрен анализ деятельности на конкретном примере  ЗАО «ГОТЭК». Анализ деятельности был  произведен за два года (2009-2010гг.). Был  проведен анализ контроллинга рисков на ЗАО «ГОТЭК». В распознавании  рисков большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование  и характер такой взаимосвязи  может многое сказать и об опасности  риска, и его характере. Распознавание  рисков можно построить на показателях  финансово-экономической деятельности. Таким образом, анализ финансово-экономической  деятельности ЗАО «ГОТЭК» показал, что предприятие за отчетный период достигло положительных результатов, таких, как:

- наращивание производства;

- увеличение объема продаж;

- повышение рентабельности.

Вместе с тем в деятельности ЗАО «ГОТЭК» существуют и признаки кризисных ситуаций, которыми являются следующие:

- предприятие развивается  в большей степени за счет  заемного капитала, его доля в  балансе постоянно растет;

- показатели ликвидности  ЗАО «ГОТЭК» намного ниже нормативных;

- предприятие на протяжении  двух последних лет не является  финансово устойчивым, а поэтому  может оказаться на грани банкротства.

В третьем разделе я  рассмотрела создание службы контроллинга на ЗАО «ГОТЭК». Оценивая ЗАО «ГОТЭК» приступившего к использованию элементов контроллинга, можно с уверенностью утверждать, что при сравнительно небольших затратах он получит в свое распоряжение специализированную, системно-организованную информацию для оперативного и стратегического управления. Ценность этой информации в том, что все расчеты, основанные на ее использовании, исходят из принципов ограниченности ресурсов, разнообразия производственных и внепроизводственных факторов, влияющих на конечные результаты хозяйствования, из возможностей альтернативного выбора решений по управлению в условиях конкуренции и других особенностей свободной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Актонян, Л. Роль и место риск-менеджмента в управлении компанией / Л. Актонян // Общество и экономика. - 2008. - №2. - С. 100-114
  2. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: учебник-М.: Омега-Л, 2003-280с.
  3. Аронова Л. Balanced Scorecard-мировые стандарты и российский опыт-Материалы сайта www. balanced scorecard.ru
  4. Бланк, И.А. Управление финансовыми рисками / И.А. Бланк. - К.: Ника-Центр, 2006. - 600 с.
  5. Балдин, К.В. Риск-менеджмент: учеб. пособие / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев. - М.: Гарадарики, 2007. - 285 с.
  6. Воробйов В. І. Удосконалення методичного забезпечення антикризового управління на підприємствах видавничо-поліграфічної галузі: моногр. / В. Воробйов, А. Штангрет, О. Петрашова. — К.: УкрНДІСВД, 2010. — 296 с.
  7. Виноградов С.Л. Контроллинг как технология менеджмента//Контроллинг в России, 2002г, №2
  8. Гиляровская Л. Контроллинг как база обоснования и принятия управленческих решений//Управление собственностью, 2002 г, №2
  9. Гришунин С.В. Разработка и внедрение системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии - СПб.: Санкт-Петербургский гос. Технический университет, 1999 г.
  10. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности / Н.А. Никифорова. - М.: Дело-Сервис. 2006. - 324 с
  11. Дубинин, Е. Анализ рисков инвестиционного проекта [Электронный ресурс] / Е. Дубинин. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/invrisk/ inv_risk.shtml, свободный
  12. Захаров М.Н. Контроллинг на предприятии - М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1999 г.
  13. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. - М.: Финансы и статистика. - 2007. - №4. - С.18-19
  14. Ковалева, А.М. Финансы фирмы / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М. 2006. - 416с.
  15. Карминский А.М. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организации-М.: Финансы и статистика, 2003 г-256 с.
  16. Лабзунов П. Об организации системы контроллинга на промышленных предприятиях России // проблемы теории и практики управления, 2003 г, №2
  17. Лапаева М.Г. Факторы и тенденции, определяющие предпосылки становления и развития контроллинга // Вестник ОГУ, 2004 , №10
  18. Лукасевич, И.В. Принципы управления финансовым риском / И.В. Лукасевич // Промышленный маркетинг. - 2009. - №5. - С. 38-41
  19. Лусников, А. Как снизить финансовые риски / А. Лусников // Директор-Инфо. - 2007. - №5. - С.18-22
  20. Маркарьян, Э.А. Управленческий анализ в отраслях / Э.А. Маркарьян. - М.: ИКЦ-Март. 2008. - 352 с.
  21. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления - М.: Финансы и статистика, 2000 г.
  22. Манн Т. Контроллинг для начинающих - М.: Финансы и статистика, 2001 г.
  23. Недосекин, А.О. Стратегический подход к управлению рисками корпорации / А.О. Недосекин, К.Е. Павлов, З.И. Абдуллаева. - Спб.: СЗТУ. 2007. - 226 с.
  24. Петренко С.Н. Контроллинг / Учебное пособие. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. - 328 с.
  25. Петрова А.Н. Стратегический менеджмент - СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
  26. Плугина, Г.И. Учет и оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия на этапе принятия решения / Г.И. Плугина // Вестник СевКавКГТУ. - 2007. - №3.
  27. «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» Институт ИТКОР, издание III -М.: 2010 г.
  28. «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» Институт ИТКОР, издание IV -М.: 2010 г.
  29. «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» Институт ИТКОР, издание I -М.: 2011 г.
  30. Токаренко, Г.С. Прогнозирование рисков компании / Г.С. Токаренко // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 3. - С. 132-142.
  31. Фольмут Х.Й. «Инструменты контроллинга от А до Я»: Пер. с нем. / Под ред. и предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2002.
  32. Черняк, В.З. Финансовый анализ / В.З. Черняк. - М.: Экзамен, 2007. - 414 с.
  33. Шапкин, А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций / А.С. Шапкин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2008. - 880 с.: ил.
  34. Шепитько Г.Ф. Контроллинг: Пособие (для студентов економический специальностей всех форм обучения). – К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2005. – 136 с.
  35. Яковлева, И.Н. Управление финансовыми рисками компании / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. - 2009. - №7. - С.14-19

Информация о работе Контроллинг риска