Контрольная работа по «Инновационный менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:54, контрольная работа

Краткое описание

Существует две модели протекания инновационного процесса: диффузная и внутриорганизационная.
Диффузная модель характеризует развитие нововведений за пределами предприятия, на котором создано это нововведение. Этот процесс состоит из трех этапов: создание нововведения => распространение нововведения => внедрение нововведения.
Центральным процессом является распространение (раскрытие) нововведения.
Параметры инновационного процесса при диффузной модели.
Определение масштаба раскрытия нововведения, который зависит от следующих условий:
- от характера самих нововведений;
- от развитости коммуникаций между разработчиками, производителями и потребителями нововведения (развитость коммуникаций определяет скорость распространения нововведений;

Содержание

Реферат
1. Модели инновационного менеджмента
2. Типы инновационных стратегий
3. Организационные структуры инновационного менеджмента
4 Научно-техническая и инновационная деятельность
5. Анализ эффективности инновационной деятельности
Контрольная работа №1 – «Сущность инноваций»
Контрольная работа №2 – «Планирование и управление затратами на инновационную деятельность»
Контрольная работа №3 – «Инновационное развитие предприятий»
Контрольная работа №4 – «Инвестиционная привлекательность инновационного проекта»
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

 

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.

Американская практика организации  поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - экспериментам, патентам, коммутантам.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих  компонентов: идеи инновации —нового изделия, технологии; общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового капитала для финансирования.

В отличие от других форм инвестирования данная форма обладает рядом специфических черт:

- долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;

- предоставление средств на длительный срок; активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Венчурные предприятия могут  быть двух видов: 1) собственно рисковый бизнес; 2)внутренние рисковые проекты  крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес представлен двумя  основными видам и хозяйствующих субъектов: независимые малые инновационные фирмы; предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные фирмы  основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно недостаточно для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.

Своеобразной промежуточной  формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных  преобразований старых сегментов рынка, называются экспериментами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Для уменьшения риска разрабатываются  типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха. Например, финансирование рассчитано на 48месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков с учетом двух правил: 1) каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта; 2) каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях. Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков.

Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису.

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты.

Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях»максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.

Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность — непременное  условие деятельности фирм. В них предусматривается должность инновационного менеджера. Этим фирмам следует быть очень осторожными в изменении своей политики.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.

Фирмы-коммутанты действуют  на этапе падения цикла выпуска  продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной  постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

 

 

4. Научно-техническая и инновационная деятельность

 

Научно-техническая и  инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические  исследования, направленные на получение  новых знаний. Их результатом могут  быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных  исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск  путей использования результатов  фундаментальных исследований; новых  методов решения тех или иных проблем.

Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов  или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных  в действие. Они могут быть связаны с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или технической системы; идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств; технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт; созданием опытных образцов; проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта.

Таким образом, научные исследования и разработки включают:

  • конструкторские работы;
  • проектные работы;
  • технологические работы;
  • создание опытных образцов;
  • проведение испытаний.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную  с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению  и применению научно-технических  знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

  • научные организации в качестве неосновной деятельности;
  • самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим услугам  относятся: предоставление научно-технической  информации; перевод, редактирование и  издание научно-технической литературы; разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; патентно-лицензионная деятельность.

Объектами управления в инновационном  менеджменте является процесс внедрения  инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения  новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной  деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства;
  • пуск производства и пред производственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов;
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии;
  • производственное проектирование.

Источниками финансирования науки и инноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные  исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том  числе федерального (для научных  исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных  бюджетов, получаемые организацией непосредственно  или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда  стабилизации экономики, фонда регионального  развития, отраслевых и межотраслевых  внебюджетных фондов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических  и физических лиц, находящихся вне  политических границ государства, а  также от международных организаций).

 

 

5. Анализ эффективности инновационной деятельности

 

Жизненный путь новшества  может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение  в организации в инновацию, продажа  как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические  и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей  предъявляются следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами;
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации;

Одним из основных показателей  эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

Внедрение новшеств может  дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

Информация о работе Контрольная работа по «Инновационный менеджмент»