Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:11, контрольная работа
Демократический принцип распределения функций управления
основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с
этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.
Введение 3
1 Принципы, функции и методы управления 4
1.1 Цели управления 4
1.2 Принципы управления 6
1.3 Функции управления 8
1.4 Методы управления 11
1.5 Организационные методы управления 13
1.6 Взаимосвязь между методами, принципами и функциями управления 15
Заключение 17
Библиографический список 18
Содержание
Введение
1 Принципы, функции и методы управления
1.1 Цели управления
1.2 Принципы управления
1.3 Функции управления
1.4 Методы управления
1.5 Организационные методы управления
1.6 Взаимосвязь между методами, принципами и функциями управления 15
Заключение
Библиографический список
Введение
Управленческая деятельность
основывается на использовании
специальных принципов управления.
Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа.
Основные принципы определяют
философию и стратегию
руководства предприятием и его звеньями.
Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого
решения и, следовательно, высокой эффективности
управления.
С учетом выработанных принципов
корректируются цели
деятельности предприятий, уточняются
приоритеты, формулируется его политика,
разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов
и политики
предприятий осуществляется с помощью
соответствующих рабочих методик,
инструкций, положений, нормативов. Последние
формируют механизм управления
организацией.
Демократический принцип
распределения функций управления
основан на методах и правилах общественного
разделения труда. В соответствии с
этими правилами за каждым органом и лицом
хозяйственного руководства, начиная
с директора завода и заканчивая производственным
бригадиром, закрепляется определенная
часть управленческой работы (функция).
Различные по содержанию управленческие
функции необходимо распределять таким
образом, чтобы каждый делал свое дело,
которое знает и за исполнение которого
отвечает.
Принцип научной обоснованности
методов и правил управления
предполагает, что методы, формы и средства
управления должны быть строго научно
обоснованы и выверены практикой. Производство
— это та среда, где на основе законов
природы и общественного развития выводятся
законы производства.
Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как и знание законов физики и биологии.
Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей. Управление имеет особое общественное предназначение, следовательно, присущую только ему одному целевую картину. Управление базируется на определенных принципах, ибо беспринципное управление изначально лишено всякого смысла в силу так называемого «человеческого фактора», который лежит в основе управления отдельными индивидами или их совокупностью. Управление – это совершение определенных действий, это функционирование. Управлению также присущи и разнообразие, и некое творческое начало (или креативное видение происходящего). Выполнять одну и ту же функцию можно различными методами, используя отличные друг от друга подходы к пониманию менеджмента.
В любой управленческой системе можно выделить цели, принципы, функции и методы ее существования. Это те семантические блоки (категории науки менеджмента), которые идентифицируют и регламентируют всю деятельность по упорядочению и движению элементов данной системы. Опираясь на теорию синергетики, можно сказать, что система как раз и отличается от других образований наличием целевого, базового (в значении принципа), функционального и методологического подходов к анализу внешних и внутренних факторов.
1.1 Цели управления
В системе управления есть два самых важных фактора: субъект и объект управления. Субъект менеджмента управляет объектом. Но, прежде чем начать непосредственно процесс управления, субъект всегда предполагает определенные изменения относительно своего объекта управления. Речь идет о перспективном видении нового желаемого (по отношению к субъекту) состояния объекта. Данное желаемое состояние очень важно в самом начале сформулировать в виде цели. Формулировка цели представляет собой перевернутую формулировку проблемы или возможности. Сама же цель – это не что иное, как желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта (решения, действия и т. п.) в заданных условиях его реализации.
Каждой цели должен соответствовать ряд взаимосвязанных задач. Задачи проекта – конкретные стратегические шаги, которые необходимо предпринять для изменения проблемной ситуации и достижения поставленной цели. Они формулируются так, чтобы их выполнение было легко проконтролировать, а результаты – оценить. Обязательно приводятся количественные данные, назначаются ответственные лица, указывается временной промежуток или конкретная дата исполнения.
Необходимо особо оговорить такой аспект целеполагания, как сознательная и бессознательная «целевая» деятельность людей. Зигмунд Фрейд, открывший и изучивший феномен бессознательного, в своих трудах не раз приводил примеры, доказывающие достаточно весомую роль подсознательных процессов в сфере постановки целей и задач человеком. Однако в теории управления цели следует рассматривать как осознанные конструкты человеческого мышления (индивидуального и группового). Причем цели отражают не только объективность происходящего, но и субъективные качества тех, кто их формулирует.
Признаков, по которым можно классифицировать цели управления, достаточно много. Но основными среди них являются следующие:
1) сферы управления: экономические, социальные, политические, духовные, религиозные, технические, информационные, коммуникативные, имиджевые (PR, реклама) и др. Следует отметить, что каждый вид целей из данного перечня подразделяется на подцели. Например, к основным целям паблик рилейшнз относятся позиционирование, возвышение имиджа, антиреклама, отстройка от конкурентов, контрреклама;
2) масштаб действия: глобальные, узкоспециальные, общие;
3) срок действия: краткосрочные, долгосрочные, постоянные (мониторинговые);
4) территория распространения:
локальные, местные,
5) видение перспективы: стратегические, тактические, ситуационные (моментные, оперативные);
6) эффект от реализации: эффективные (результативные), неэффективные (безрезультатные);
7) уровень управления: индивидуальные, групповые, организационные, отраслевые и т. д.;
8) инновационный критерий: качественные, количественные, инерционные;
9) направления управленческих
действий: информирование, изменение
отношения, изменение
Релевантность целеполагания в системе управления объясняется прежде всего тем, что цели помогают развиваться организации (или какому-либо другому объекту управления) не хаотично, а программно - дифференцированно, т. е. по большому счету предсказуемо и адекватно.
1.2 Принципы управления
Система, как правило,
подчиняется требованиям
В методологии управления решающее значение приобретает одна из важнейших категорий отечественной теории управления, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики общественного производства. Это принципы управления общественным производством.
Под принципами управления в отечественной традиции понимают руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.
Принципы управления подразделяют на общие (универсально-фундаментальные) и частные (специально-ориентированные). Общие принципы охватывают управление в целом, они складываются под влиянием действий всей системы экономических законов. Частные принципы возникают в результате решения каких-либо локальных задач, обладают свойством ситуационности.
Градация общих принципов управления:
1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, миграций, усилий и других факторов;
2) строгое соблюдение утвержденных стандартов;
3) работник должен
работать на том рабочем месте,
4) оплата труда напрямую зависит от результатов деятельности рабочих;
5) привлечение к управлению профессиональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
6) формирование исключительно
дружеских и вместе с тем
профессиональных отношений
7) разделение труда, улучшающее качество труда и повышающее квалификацию персонала;
8) власть, означающая то, что кто-то должен обладать правом отдавать команды и нести ответственность за результаты;
9) дисциплина;
10) единство руководства;
11) подчинение индивидуальных интересов общим интересам;
12) стабильность персонала, ибо кадры должны находиться в стабильной ситуации;
13) инициатива, являющаяся
двигателем развития
14) корпоративный дух.
Перечисленные выше принципы были сформулированы в начале прошлого столетия. С течением времени многие из них качественно изменились, потеряли свою силу или, наоборот, из второстепенных стали доминирующими.
К «старым» принципам добавились «новые»: системность, виртуальность, комплексность, объективность, конкретность, основное звено, матричность структуры, зависимость от уровня реальности и многие другие.
Следует особо подчеркнуть и то, что некоторые из «новых» принципов подразделяются на ряд подпринципов. Так, например, принцип системности градируется на подпринцип иерархичности, подпринцип необходимого разнообразия и подпринцип обратной связи. Иерархичность рассматривает сложные и большие системы как многоуровневые, которые требуют деления всей системы на элементы. Необходимое разнообразие заключается в том, что управляющая система должна обладать не меньшей сложностью, чем управляемая система. Из этого принципа следует, что невозможно спроектировать простую систему управления для сложной системы производства. Под обратной связью понимается получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным. Смысл обратной связи заключается в установлении зависимости личных, коллективных и общественных интересов от результатов управленческих решений. Обратная связь является регулирующим и вместе с тем защитным средством управления.
1.3 Функции управления
Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью; это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное управление.
Основные (общие) функции управления – такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления.
К основным функциям относятся:
- прогнозирование — определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;
- планирование — это