Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:21, контрольная работа
В современных условиях предприятие обязано занимать активную позицию в изучении спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к повышенным требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки. В конкурентной борьбе за кадры все большую ценность приобретают профессионализм, интеллектуальный и творческий потенциал, предпринимательские способности работников.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Конкурентоспособность персонала……………………………………… 4
1.1 Сущность конкурентоспособности персонала………………………….. 4
1.2 Показатели конкурентоспособности персонала……………………….. 10
1.2.1 Этапы оценки конкурентоспособности персонала …………………….10
1.3 Факторы влияния на конкурентоспособность персонала……………... 13
Заключение………………………………………………………………………. 18
Список литературы ………………………………………………………………20
Этап III. Определение признаков и показателей оценки по каждому из параметров.
Этап IV. Определение приоритетов для организации по каждому направлению оценки.
Этап V. Разработка шкалы оценки по каждому признаку и показателю.
Этап VI. Определение нормативного значения показателей оценки и степени важности каждого параметра, а также нормативного значения общего показателя конкурентоспособности.
Этап VII. Оценка конкурентоспособности конкретных работников организации, сравнение значений между собой и с нормативом.
Признаки и показатели
конкурентоспособности
Итоговое значение весовых коэффициентов по оцениваемым показателям всегда приравнивается к единице.
Оценить физиологические параметры конкретного человека довольно просто, хотя по такому признаку, как состояние здоровья, необходима дополнительная информация, которая имеется не всегда. Квалификационные параметры и ценностно-мотивационные свойства работника требуют исследований по каждому из направлений оценки. Методика проведения подобных исследований выходит за рамки настоящей статьи.
Комплексная оценка конкурентоспособности
персонала предполагает совмещение
оценки конкурентоспособности со стороны
организации и
Высокий уровень конкурентоспособности
работников конкретного предприятия
означает для работодателя повышенный
уровень расходов на персонал, так
как высококвалифицированным
Для оптимизации затрат на
исследование, поддержание и повышение
конкурентоспособности
Комплексная оценка конкурентоспособности работников может осуществляться как силами сотрудников службы управления персоналом, так и с привлечением сторонних специалистов из консалтинговых организаций, оказывающих услуги в этом направлении.
Таким образом, оценка конкурентоспособности персонала имеет не только чисто теоретическое, но и сугубо прикладное значение для формирования кадровой политики, а также для выбора оптимальных мотивационных механизмов, позволяющих в полной мере развивать и использовать кадровый потенциал организации для повышения ее результативности, успешности, а значит, и конкурентоспособности.
Вопросы повышения
Исходными понятиями можно считать конкурентоспособность работника (с одной стороны, это способность конкурировать с другими индивидами, с другой — совокупность его характеристик, находящихся на требуемом рынком уровне, обеспечивающих занятость и определяющих ее условия) и человеческий капитал (совокупность свойств, приносящих доход). Человеческий капитал организации — это человеческий ресурс организации, обладающий высокой конкурентоспособностью, приносящей доход как носителям, так и самой организации.
Конкурентоспособность персонала играет ключевую роль в формировании конкурентоспособности организации в целом. Чаще всего она проявляется не в прямой конкуренции с персоналом других компаний, а опосредованно — через результаты деятельности организации в целом и признание обществом значимости этих результатов. Исключение составляют организации, доходность которых в основном определяется развитием креативного капитала. В этом случае возникает жесткая конкуренция между профессиональными ядрами (например, конкуренция сотрудников конструкторских бюро, научных школ, рекламных и маркетинговых агентств, высокотехнологичных компаний и т.п.). Причем конкурентоспособность персонала не является суммой ”конкурентоспособностей” работников и определяется характеристиками человеческого капитала организации (профессионального ядра и профессиональной периферии), а также конкурентной средой человеческого капитала, формируемой в организации.
Конкурентоспособность организации часто сопровождается внутренней конкуренцией между отдельными работниками. Если этот процесс управляем, то возможно повышение конкурентоспособности отдельных работников, а также качества рабочей силы организации. Конкурентоспособность персонала обеспечивается в первую очередь за счет конкурентоспособности совокупности работников, входящих в профессиональное ядро, которое является мобильным и трансформирующимся.
Профессиональное ядро
образуют носители
Свойства профессионального ядра:
- мобильность;
- трансформируемость;
- адаптивность;
- способность к формированию необходимых частей ядра;
- способность к отторжению
частей, использование которых
- cпособность к ”рождению”
других ядер (используются такие
инструменты как
- способность к обеспечению устойчивости организации;
- способность к укреплению корпоративной культуры.
Воспроизводственная функция системы управления персоналом связана с формированием преемственности ядра. Качество человеческого капитала определяется силой (сплоченность и устойчивость носителей) и массой (количество носителей специфического человеческого капитала организации) ядра.
Развитию человеческого
капитала и повышению его
Определяющее влияние
на конкурентоспособность
Основываясь на направлениях конкуренции в трудовых отношениях можно выделить факторы, влияющие на напряженность конкуренции и уровень конкурентоспособности со стороны работодателя и работника(Рис.1).
В современных условиях среди факторов, повышающих престиж работодателя, особенно актуальны денежные и еще такой фактор, как соответствие трудовых отношений требованиям законодательства. Неслучайно во многих объявлениях о вакансиях говорится об «оформлении по Трудовому кодексу». Данное условие повышает конкурентоспособность организации в глазах потенциальных кандидатов и нередко влияет на их выбор.
Правда, следует отметить, что конкурентная борьба за квалифицированных и результативных работников, с одной стороны, и за должность и уровень вознаграждения - с другой, может вестись как добросовестными, так и недобросовестными методами. В первом случае информация работодателя об условиях труда, уровне заработной платы, карьерных перспективах, а также описание работником собственных знаний и навыков отражают реальное положение дел, во втором - имеются существенные отступления от действительности, и не в лучшую сторону. Соответственно у обеих сторон возникает потребность оценить и сопоставить предложения с реальной ситуацией.
Заработная плата;
Условия,характер
Компенсационный
и безопасность труд;
Профессиональная
пакет организации
Психологический
Рис. 1 Общая характеристика основных факторов конкуренции в трудовых отношениях
Разграничивая понятия конкурентоспособности с позиции работодателя и с позиции работника, следует говорить о характеристике персонала (позиция работодателя) и самооценке работника (персонифицированная конкурентоспособность с позиции личности).
Оценка персонала с позиции работодателя.
Оценка конкурентоспособности персонала осуществляется по параметрам, имеющим значение для работодателя, а именно:
• количественные
показатели (доля расходов на
персонал в общей структуре
затрат организации, доля
• качественные показатели
(компетентность персонала,
Для оценки конкурентоспособности персонала принципиальное значение имеет оценка синергических свойств, которые проявляются в результате совместного участия работников в общем трудовом процессе, специализации и кооперирования труда, развития внутригрупповых экономических отношений.
Конкурентоспособность персонала напрямую связана с эффективностью бизнеса, а ее поддержание и развитие направлено на достижение целевых ориентиров организации.
Заключение
Понятие «конкурентоспособность»
используется сравнительно недавно, с
90-х годов прошлого века, и это
не случайно. Раньше российской экономики
не приходилось сталкиваться с этим
явлением, поскольку господствовала
плановая экономика, что исключало
любое соревнование. Правда, нельзя
сказать тоже самое о предпринимателях,
торговавших с другими
Анализ различных
источников выявил множество различных
трактовок понятия «
Уровень конкурентоспособности персонала определяется его конкурентными преимуществами на конкретном рынке. Фатхутдинова Р.А. выделяет наследственные (способности, темперамент, физические данные) и приобретенные (образование, деловые качества, интеллигентность и культура, организованность, возраст, коммуникабельность, целенаправленность мотивации деятельности, эмоциональность и характер) конкурентные преимущества.
Кроме конкурентных преимуществ на конкурентоспособность оказывают влияния и другие факторы. Например, рынок, его размеры и темпы роста, чем он больше, тем борьба «за место под солнцем» сильнее; препятствия вхождения на рынок; цена; мощности; требования и др.
Информация о работе Контрольная работа по "Управлению персоналом"