Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вопросов применения контроля в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Рассмотреть сущность и назначение контроля в системе менеджмента.
Исследовать процесс контроля и дать определение понятию контроллинг.
Исследовать современные тенденции развития контроля в системе менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие, сущность и принципы контроля в менеджменте 5
1.2. Виды контроля 10
2. ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 20
2.1. Значимость установления стандартов 20
2.2.Сопостовление достигнутых результатов с установленными стандартами и принятие необходимых корректирующих действий 22
2.3. Контроллинг на предприятии: содержание, функции, задачи 26
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Распространение
информации играет ключевую роль в
обеспечении эффективности
Основные
трудности, возникающие на пути сбора
и распространения контрольной
информации, связаны с различными
коммуникационными проблемами. В
то время как часть данных собирается
и обрабатывается ЭВМ, большая часть
информации должна быть обработана человеком.
Присутствие человека в этой цепочке
сопряжено с возможным
Заключительная
стадия этапа сопоставления
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт [17, с. 288].
Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.
Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.
Прежде, чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношения к данной проблеме, внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить [17, с. 288].
Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
Стандарты,
требования которых выполнить очень
трудно, фактически, делают тщетными стремления
рабочих и менеджеров достичь
сформулированных целей и сводят
на нет всю мотивацию. Как и
в случае с корректирующими действиями
различного типа, необходимость радикального
пересмотра стандартов (в сторону
повышения или понижения) может
служить симптомом проблем, возникших
либо в процессе собственно контроля,
либо в процессе планирования.
2.3.
Контроллинг на предприятии: содержание,
функции, задачи
В любой организации существует система контроля, т. е. совокупность взаимосвязанных актов оценки и проверки состояния объекта управления, установление отклонений параметров от нормативных или планируемых величин.
Явно выраженные приоритеты контроля характеризуют своеобразный тип менеджмента, который получил название контроллинга.
Контроллинг – система непрерывного отслеживания тенденций развития организации по методике обнаружения отклонений от планов и нормативов, а также улавливание слабых сигналов возможного кризиса и анализа возможных его последствий [12, с. 495].
Контроллинг теснейшим образом связан с планированием. Он позволяет оценивать качество плана, своевременно его корректировать или создавать условия для его реализации. Контроллинг требует упорядочения и системы нормативного регулирования процессов. Он является важнейшим фактором процессного управления. В этом его преимущества и роль в современном менеджменте.
Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.
Основные принципы контроллинга следующие:
1.
Регулирование динамики
2.
Фиксация фактов, норм, заданий, показателей
и т. д. Без фиксации или
документального оформления
3.
Регулярность контроля или
4. Гибкость контроля. Этот принцип заключается в необходимости варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации.
5. Фактология отражает правило логичного сбора и построения фактов. В основе такой логики должны лежать цель и миссия организации, концепция управления, систематизация фактов. Факты – это не просто информация, но и отражение действительности, отвечающее критериям объективности и выделенное в качестве содержательного элемента проблемы. Удачная фактология облегчает принятие решения и повышает его эффективность.
6.
Накопление информации, которое
позволяет вести статистику и
производить статистический
7.
Анализ тенденций, который
8. Стратегичность. Главным содержание контроллинга является потребность обеспечения развития по стратегической программе, настройка деятельности по разработанной стратегии.
9.
Своевременность обнаружения
10.
Для эффективного
Принципы только тогда отражают реальность и действенность контроллинга, когда они используются в полном их комплексе.
К функциям контроллинга относятся следующие:
1.
Мониторинг состояния и
2.
Информационное обеспечение
3.
Контроль и мотивация
4.
Оценка устойчивости развития
организации, осуществление
5.
Установление границ
6.
Анализ причин отклонений, определение
ограничений объективных,
7.
Прогнозирование развития на
ближайшую и дальнюю
8.
Контроль затрат и
9.
Разработка методологии
10.
Корректирование планов по
Эти
функции могут распределяться между
различными подразделениями системы
управления. В этом случае возникает
опасность нарушения
Для осуществления контроллинга в полном объеме его функционирования необходимо создание специализированной службы контроллинга. В нее могут входить: отдел прогнозирования и планирования, отдел статистики, отдел анализа процессов, центр качества. В практическом построении контроллинга необходимо стремиться к простым структурам его построения. Контроллинг – это не увеличение системы управления дополнительными звеньями, а эффективное распределение функций, необходимых для повышения эффективности управления.
Служба контроллинга может быть чисто функциональным подразделением, но часто она получает некоторые полномочия оперативного управления, которые оговариваются определенными характеристиками возможных ситуаций.
Работниками службы контроллинга могут быть различные специалисты персонала управления: контролеры, аналитики, статистики, плановые работники, экономисты, аудиторы.
Контроллинг обеспечивает связь тактики и стратегии развития. Но в этом его назначении могут действовать различные приоритеты. Очень часто в качестве главных типов контроллинга выделяют контроллинг тактический и стратегический [12, с. 504].
Стратегический контроллинг призван отслеживать изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей среде. При этом большую роль играет характер изменений. Стратегический контроллинг предназначен для отслеживания изменений, которые имеют важные последствия и влияют на будущее. Главным являются вопросы адаптации к изменениям, а также готовность к их возможным последствиям.