Конфликты в организации и методы управления ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конфликтов, их последствий и методов преодоления в организации и методы управления ими, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения конфликтов;
- провести анализ конфликтов в стоматологической поликлинике

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения конфликтов стрессов 4
1.1 Понятие и сущность конфликта 4
1.2 Управление конфликтами в организации 7
1.3 Природа и причины стресса. Методы диагностики стрессового состояния 12
Глава 2 Анализ конфликтов и стрессов в стоматологической поликлинике 14
2.1 Общая характеристика организации 14
2.2 Исследование конфликтов в организации и советы по их разрешению 14
Глава 3 Рекомендации в регулировании конфликтов в стоматологической поликлинике 26
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!.docx

— 267.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

Стр.

Приложения

 

Введение

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что необходимость изучения конфликтов, их причин, а также методов и способов управления ими возникла относительно недавно и именно сейчас, когда российская экономика переживает стадию радикального реформирования, данный аспект менеджмента вызывает интерес у многих исследователей. Поскольку конфликты в условиях совместной деятельности людей способны снижать производительность труда, необходимо, как можно раньше их предвидеть.

Суждения ученых о роли и месте конфликтов в жизни общества условно разделяются на две плоскости. Одной, принадлежат взгляды таких ученых, как: Ч.Дарвин, К. Боулдинг, Г. Зиммель и других, рассматривающих динамику общества через борьбу и конфликт. В другой плоскости лежат идеи специалистов, которые четко ассоциируют конфликт с агрессивным и реструктуризирующем общество явлением, к ним относятся мнения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других.

Целью данной работы является изучение конфликтов,  их последствий и методов преодоления в организации и методы управления ими, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты  изучения конфликтов;

- провести анализ конфликтов  в стоматологической поликлинике

Объектом исследования является стоматологическая поликлиника.

Предметом исследования являются конфликты и пути их предотвращения.

Структурно работа содержит введение, две главы разделенные на три параграфа, заключение и список литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов  в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения конфликтов стрессов

1.1 Понятие и сущность конфликта

В научной литературе понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в самых разнообразных значениях. Основой же его всегда является комплекс индивидуальных противоречий, которые, накапливаясь, приводят к возникновению конфликтной ситуации.

В дальнейшем, конфликт будет пониматься как противостояние, длящееся во времени между двумя или более сторонами, по поводу отсутствие согласия по какому- либо вопросу и характеризующееся желанием одной стороны навязать свою точку зрения другой стороне посредством каких-либо усилий.

Стремительный рост производства, развитие новых форм собственности и, соответственно, предприятий привел к появлению особого вида конфликтов, возникающих в организациях в условиях совместной деятельности.

Конфликты возникают в любой системе взаимодействия людей, однако существуют так называемые организационные конфликты, возможные исключительно в организации.

Как справедливо отметил ученый Ф Ротлисберг «Организация, где работает человек, это не только средство для достижения экономических целей (т.е. получения зарплаты, за счет которой можно жить, учить детей и т.д.), но это и организация людей, в которой их надежды и воодушевления стремятся найти свое воплощение»1.

А это подчеркивает то, что в таких условиях, где есть стремление достижения личных целей, существует и конкуренция, а значит, и дефицит ресурсов, что влечет за собой возникновение конфликтной среды.

Можно согласиться с мнением З.Н. Хисматуллиной, что организация содержит в себе потенциал напряженности и она изначально конфликтна по своей природе2. Поскольку организация - это сложное целое, включающая в себя помимо личностей, с присущими им моральными установками, статусами и интересами, различные социальные образования, имеющие цель занять лучшее место с структуре организации, изменить существующий порядок или систему отношений в организации. Между тем разные структурные подразделения могут по-разному подвергаться управленческому воздействию, что в совокупности с другими причинами может привести в возникновению организационного конфликта. Существуют различные подходы к определению понятия «организационный конфликт»

Так, Е.Е. Миронов в своей монографии «Модернизация конфликтов в организации» под организационным конфликтом понимает личную неприязнь одного члена организации к другому (другим), мешающую их сотрудничеству и достижению общей цели3.

С.С. Фролов в монографии «Организационные конфликты. Общее представление о конфликтах в организации» трактует организационный конфликт, как неправильные действия одного или нескольких членов организации, наносящие ущерб одному делу или срывающие достижение общей цели4.

В. Яценко в статье «Поведение человека в производственных конфликтах» трактует организационный конфликт, как неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации, т. е. тем местом и статусом, которые работники или социальные группы занимают в структуре организации5.

Из этого следует, что в научной литературе под организационными конфликтами понимают не любое столкновение интересов, происходящее в рамках организации, а то, которое вызвано нарушением норм поведения, ценностных ориентаций, вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива с целью реализации интересов участников конфликта в условиях противодействия. Такие конфликты связаны в первую очередь с самой организацией и условиями деятельности.

В дальнейшем под организационным конфликтом рассматривается конфликт, происходящий в рамках организации и вызванный ее специфическими свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями, в результате сознательных действий одних участников с целью влияния на интересы других участников. Последнее обстоятельство приводит к ответному противодействию, способному снижать эффективность совместной работы и производительность труда и нуждается в управлении.

Поскольку любой конфликт, в особенности организационный, представляет собой сложное многоуровневое явление его управление в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от большого количества обстоятельств, в том числе от личности работника, его профессиональной деятельности, социального положения внутри организации и прочих. Сложность природы этого явления и ограниченность рамками сферы его распространения выделяют организационный конфликт из общего понятия конфликта как такового. В таблице 1 представлены основные характеристики, отличающие понятие «конфликт» от понятия «организационного конфликта».

Таблица 1.1 - Основные характеристики, отличающие понятие «конфликт» от понятия «организационный конфликт»

Конфликт

Организационный конфликт

1. Сфера  возникновения и развития конфликта  может быть любой

1.Сфера  конфликта ограничена рамками  организации

2. Причиной конфликта  является отсутствие согласия  по какому-либо вопросу участников  конфликта и стремлением навязать  свою точку зрения другой стороне  посредством каких- либо усилий

2. Причиной  конфликта являются специфические  свойства организации, ее структурные  особенности

3. Влияние конфликта  проявляется в ухудшении или  улучшении взаимоотношений участников

3.Влияние организационного  конфликта проявляется в ухудшении  или улучшении эффективности  производства

4. Протяженность  и интенсивность не ограничена  во времени

4. Существует  ограниченность во времени, вследствие  необходимости совместной деятельности


 

Как показывают данные таблицы, организационный конфликт является частью такого многозначного явления как конфликт. Однако нетрудно заметить явные различия, выделяющие организационный конфликт в самостоятельную категорию. Это дает основание для поиска специфических методов и механизмов управления данным конфликтом. Что на сегодняшний день является актуальной задачей современного менеджмента.

1.2 Управление конфликтами  в организации

Сегодня проблема управления конфликтами в организациях стоит особенно остро, по причине длительного отсутствия внимания со стороны отечественных исследователей к данной теме. Вопросы, касающиеся управления конфликтов, в частности организационных, в нашей стране стали активно изучаться относительно недавно. Учитывая мнения авторитетных специалистов в области изучения конфликтов6 целесообразно отметить тот факт, что необходимость управления организационными конфликтами признается и подчеркивается большинством ученых, как обязательный элемент управленческой деятельности.

Анализ современной научной литературы показывает различные подходы к пониманию сущности определения «управление конфликтом» представленные в приложении 1.

Таблица показывает, что данное направление развивается в отечественной и зарубежной науке и на сегодняшний день накоплен определенный опыт в области управления конфликтами.

Следует отметить многовариантность понимания учеными данного явления. Одни исследователи считают, что управление конфликтом - это деятельность, другие подчеркивают что это - процесс. Однако все авторы акцентируют свое внимание на наиболее важной, по их мнению, стороне вопроса: управление конфликтом - это часть общего процесса социального управления, представляющая собой целенаправленную, планируемую, контролируемую, регулируемую, прогнозируемую, и сознательно организуемую деятельность, способствующую достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Однако акцента на управлении конфликтами в организации не отмечается в представленных выше определениях. Об этом свидетельствует и тот факт, что многие ученые, которые занимаются этим вопросом, вообще не выделяют, как таковое управление конфликтами в организациях в особый вид деятельности, отождествляя его с методами по урегулированию или разрешению конфликтов. Следует считать, что данное отождествление не целесообразно и не может применяться к деятельности по управлению конфликтами, так как разрешение и регулирование конфликта - это есть часть функций деятельности по управлению конфликтами.

Эти понятия нередко употребляются как синонимы, однако они отнюдь не тождественны, а отражают различные грани процесса управления конфликтами, являясь составляющими частями этой деятельности.

Применительно к управлению конфликтами одни ученые противопоставляют эти понятия, другие считают их равноправными. Последнее - не верно.

Следует отчасти согласиться с мнением Д. Оунева и С. Майковой высказанного в статье «Трансформация организационного конфликта» о том, что управления конфликтной ситуацией, направленного на его разрешение, оказывается недостаточным7. По их мнению, требуется системное преобразование, позволяющее устранить природу возникновения конфликта.

Процесс управления и представляет собой такое преобразование конфликта, позволяющее устранить природу возникновения конфликта, исключить возможность его обострения и возникновения деструктивных последствий, посредством эффективной системы предупреждения и разрешения конфликтов.

Мнения, разделяющего понятия «управление» и «разрешение» конфликта, придерживаются многие авторитетные ученые в области изучения организационных конфликтов.

Термины управление и разрешение конфликта имеют разную смысловую нагрузку и отражают различные по своему содержанию действия, по этой причине они не могут являться синонимами, применительно к деятельности по управлению конфликтами.

Так, употребление термина «разрешение конфликта» возможно, когда речь идет о каких-либо действиях, направленных на подавление или устранение конкретной конфликтной ситуации.

В данном случае, по аналогии с медициной, разрешение конфликта представляет собой метод экстренной терапии, направленный на борьбу с уже развившимся, тяжело протекающим заболеванием, которое представляет собой конфликт, основной задачей которой является устранение негативных проявлений болезни. Однако, устранив симптомы болезни, не всегда возможно ее вылечить. И тогда, разрешив один конфликт, через некоторое время возможно появление последующих, из-за того, что не выяснена и не устранена первопричина конфликта. Управление конфликтом, в таком случае представляется профилактической прививкой, имеющей цель минимизации негативных последствий конфликта и приведение его к конструктивному исходу.

Таким образом, разрешение конфликта, понимается, как деятельность по устранению уже имеющегося, проявившегося конфликта, и по причине того, что в данном случае не проводится профилактика конфликтного противостояния, не отслеживаются причины, предпосылки возникновения конфликта, а также по тому, что эта деятельность носит локальный, изолированный характер она является малоэффективной с точки зрения управления конфликтами. Я считаю, что в дальнейшем необходимо сконцентрировать свое внимание именно на понятии «управление конфликтом», поскольку такая трактовка наиболее точно отражает смысл деятельности по предотвращению, регулированию и устранению конфликтных ситуаций. В связи с этим считаем возможным дополнить вышеизложенное тем, что процесс управления организационным конфликтом представляет собой симбиоз различных способов, приемов и стратегий разрешения и регулирования конфликтов, основанных на научных знаниях и подкрепленных личным опытом участников конфликта.

Это обстоятельство позволяет выполнить некоторое уточнение в данном понятии относительно организации и сформулировать цель управления конфликтами в организации (рис. 1.1).

Информация о работе Конфликты в организации и методы управления ими