Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение различных типов конфликтов, грамотное управление и выгодное разрешение данных ситуаций.
Введение
1. Понятие конфликта
1.1 Типология конфликтов
1.2 Структура конфликта
1.3 Причины конфликтов
2. Функции конфликта
2.1 Модель процесса конфликта
2.2 Функциональные последствия конфликта
2.3 Дисфункциональные последствия конфликта
3. Управление конфликтом
3.1 Структурные методы разрешения конфликта
3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов
3.3 Правила поведения в конфликтных ситуациях
4. Типы конфликтных личностей
4.1 Демонстративный тип
4.2 Ригидный тип
4.3 Неуправляемый тип
4.4 Сверхточный тип
4.5 Бесконфликтный тип
4.6 Рационалист
4.7 «Трудные» в общении
Заключение
Список использованной литературы
Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководители отдела сбыта, кадровые службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.
Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят. Дизайнерский отдел ценит свободу творчества и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.
Различия
в манере поведения и жизненном
опыте. Эти различия также могут
увеличить возможность
Неудовлетворенные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не “выжимать соки” из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов. Подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
2. Функции конфликта
Существование
одного или более источников конфликта
увеличивает возможность
Следующая
стадия конфликта как процесса -
это управление им. В зависимости
от того, насколько эффективным будет
управление конфликтом, его последствия
станут функциональными или
2.2 Функциональные последствия кон
Любой
конфликт сигнализирует о наличии
проблемы, требующей решения, позволяет
ее познать, поскольку выявляется в
совокупности воспринимаемых людьми фактов.
Имеется несколько
Конфликт
может также уменьшить
2.3 Дисфункциональные последствия конфликта
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
Меньшая степень сотрудничества в будущем.
Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
Представление о другой стороне, как о “враге”; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
Смещение акцента: придание большого значения “победе” в конфликте, чем решению реальной проблемы.
3. Управление конфликтом
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтом. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Анализ фактических причин возникновения конфликта и используя соответствующую методику позволит уменьшить тяжесть последствий.
3.1 Структурные методы разрешения конфликта
К
структурным методам разрешения
конфликта относят: разъяснение
требований к работе, использование
координационных и
Разъяснение
требований к работе. Одним из лучших
методов управления, предотвращающий
дисфункциональный конфликт, - разъяснение
того, какие результаты ожидаются
от каждого сотрудника и подразделения.
Здесь должны быть упомянуты такие
параметры как уровень
Координационные
и интеграционные механизмы. Еще
один метод управления конфликтной
ситуацией - это применение координационного
механизма. Один из самых распространенных
механизмов - цепь команд. Как еще
давно отмечал Вебер и
В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.
Общеорганизационные
комплексные цели. Установление общеорганизационных
комплексных целей - еще один структурный
метод управления структурной ситуацией.
Эффективное осуществление этих
целей требует совместного
Например,
если три смены производственного
отдела конфликтуют между собой,
следует сформулировать цели для
своего отдела, а не для каждой смены
в отдельности. аналогичным образом,
установление четко сформулированных
целей для всей организации в
целом также будет
Приводя компанию “МакДоналдс” в качестве примера организации, сформулировавшей комплексные цели для всех сотрудников, профессора Паскаль и Атос говорят:
“Начиная
строить свою империю ресторанов
быстрого обслуживания, “МакДоналдс”
направил внимание не только на цены, качество
и долю рынка. Руководство компании
считало, что они действительно
оказывают услугу американцам, имеющим
ограниченные средства. Эта социальная
“миссия” придала большой вес
оперативным целям. Повара и официанты
в заведениях, работающих под вывеской
“МакДоналдс”, отнеслись к этим
целям более высокого порядка
как к полезному приему, помогающему
выдержать общефирменную
Структура
системы вознаграждений. Вознаграждения
можно использовать как метод
управления конфликтной ситуацией,
оказывая влияние на поведение людей,
чтобы избежать дисфункциональных
последствий. Люди, которые вносят свой
вклад в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим
группам организации и
Например,
если вознаграждать руководителей
отделов сбыта только на основании
увеличения объема проданных товаров,
то это может вступить в противоречие
с намеченным уровнем получения
прибыли. Руководители этих отделов
могут увеличить объемы сбыта, предлагая
без всякой надобности больше скидки
и, тем самым, снижая уровень средней
прибыли компании. Или может возникнуть
конфликт между отделом сбыта
и кредитным отделом фирмы. Стараясь
увеличить объем продаж, отдел
сбыта может не уложиться в
рамки, установленные отделом
Систематическое
скоординированное
3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов
Уклонение.
Этот стиль подразумевает, что человек
старается уйти от конфликта. Один из
способов разрешения конфликта - это
не попадать в ситуации, которые
провоцируют возникновение
Сглаживание.
Этот стиль характеризуется