Конфликты на предприятиях и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности управления конфликтной ситуацией на примере «Азимут Отель Владивосток».
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и типы конфликтов;
- проанализировать причины возникновения конфликтов и их последствия;
- изучить методы разрешения конфликтов;
- проанализировать основные способы разрешения конфликтных ситуаций в «Азимут Отель Владивосток»;

Содержание

Введение
1 Конфликты и их применение в деятельности современной организации
1.1 Характеристика и их диагностика
1.2 Источники конфликтов и их развитие
1.3 Управление конфликтами
2 Анализ управления конфликтами на примере «Азимут Отель Владивосток»
2.1 Характеристика организации
2.2 Управление конфликтами в «Азимут Отель Владивосток»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 144.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Продолжение таблицы 1.1 –  Классификация конфликтов

4

4

По предмету конфликта

Реальные (предметные)

Нереальные (беспредметные)

55

По источникам и причинам

Объективные и субъективные

Организационные

Эмоциональные и социально-трудовые

Деловые и личностные

6 6

По коммуникативной направленности

Горизонтальные

Вертикальные

Смешанные

77

По социальным последствиям

Позитивные и негативные

Конструктивные и деструктивные

Созидательные и разрушительные

8

8

По формам и степени  столкновения

Открытые и скрытые

Спонтанные, инициативные и  спровоцированные

Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные

99

По способам и масштабу урегулирования

Антагонистические и компромиссные 

Полностью или частично разрешаемые 

Приводящие к согласию и сотрудничеству


 

- По сферам проявления  – конфликты делят на производственно-экономические,  основой которых являются производственно-экономические  противоречия; идеологические, в основе  которых лежат противоречия во  взглядах; социально-психологические,  возникающие в связи с противоречиями  в социальной сфере, а также  особенностями психики человека, и семейно-бытовые. Отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

- По масштабам, длительности  и напряженности – выделяют  конфликты: общие и локальные;  бурные быстротекущие, кратковременные,  возникающие на основе индивидуальных  психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью  и крайней враждебностью конфликтующих  сторон; острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами. Они носят эпизодический характер [28].

- По субъектам конфликтного  взаимодействия – конфликты подразделяются  на: внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой - группа; межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.

- По предмету конфликтного  взаимодействия – различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.

- По источникам и причинам  возникновения – конфликты делят  на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность,  к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта- работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

- По коммуникативной направленности  – разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не  находящиеся, в подчинении друг  у друга; вертикальные, участники,  которых связаны теми или иными  видами подчинения. Эти конфликты  могут быть смешанными, представляя  отношения подчинения и неподчинения [18].

- По социальным последствиям – конфликты бывают: позитивные, когда разрешения конфликта способствую развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации; конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие, совершенствованию деятельности организации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности; созидательные, способствующие процветанию организации, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.

- По формам степени  столкновения – противоборства  может быть открытым (спор, ссора)  и скрытым (действия исподтишка); стихийным, инициативным, заранее  спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются  либо неизбежными, либо вынужденными; либо ничем не оправданными.

- По способам и масштабам  урегулирования – конфликты разделяются  на антагонистические, сопровождаемые  неуступчивостью и непримиримостью  сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений.

Диагностика конфликта –  знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера  и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния  на противостоящие стороны.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем  в системы более высокого уровня.

Конечная цель диагностики  конфликтов – получение новых  и достоверных знаний о конфликтном  взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые  реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов [23].

Опрос


Наблюдение


Социометрия


Методы изучения конфликтов



 

 

 

Изучение документов



 

 

 

Личностные тесты


Математическое моделирование


Эксперимент


Системно-ситуационный анализ



 

 

Рисунок 1 – Методы диагностики  конфликтов

- Наблюдение – прямая  и непосредственная регистрация  конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место. Применяется для изучения конфликтов различного уровня – от внутриличностного до межгосударственного. Наблюдение конфликтных событий обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается  непосредственно. Это может быть обеспечено участием в конфликте и восприятием конфликта со стороны. Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта.

- Социометрия – социально-психологический  тест для оценки межличностных  эмоциональных связей в группе. Разработаны различные модификации  социометрии: координатно-социограммный метод, пространственная социометрия, цветовой тест отношений.

- Изучение документов  – исследование информации для  ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном  или печатном тексте, на компьютерной  дискете, кинопленке и др.

- Опрос – в настоящее  время наиболее распространен  в изучении конфликтов и включает  разнообразные шкалы диагностики  наличия конфликта и степени  его выраженности, тестовые процедуры,  выявляющие избираемые стратегии  поведения в конфликтах. В современной  практике применяется широкий  спектр опросных методов для  выявления взаимодействия конфликтующих  сторон.

- Эксперимент – экспериментальное  изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации [27].

- Системно-ситуационный  анализ – изучение конфликтов  по единицами. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация – наименьшая целостная, неделимая часть конфликта. Обладающая всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики. Временные и пространственные границы. В ходе изучения устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта.

- Математическое моделирование – математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные составляющие. К настоящему времени наибольшее наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны.

- Личностные тесты –  на сегодняшний день в психологии  пока не разработан опросник  или тест, специально предназначенный  для определения такого интегрального  свойства личности, как конфликтность,  отражающего частоту вступления  в межличностные конфликты. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность личности.

Таким образом, конфликты  в реальной жизни выступают способом общения и взаимодействия людей, действенным инструментом развития любых социальных систем, в том  числе и организаций. Важно придать  конфликту по возможности функционально-положительный  характер, свести к  минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Сложность такого явления, как конфликт, и разнообразие подходов к его пониманию определяют и разнообразие методических подходов и приемов к изучению конфликта [7].

1.2 Источники конфликтов  и их развитие

Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и  предопределяют характер протекания, методы урегулирования.

Причины конфликта – это  проблемы, явления, события, которые  предшествуют конфликту и при  определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов  социального взаимодействия, вызывают его. Среди огромного множества  причин конфликтов можно выделить общие  и частные причины. Общие причины  проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним  можно  отнести следующие причины:

Причины конфликтов



 

Общие причины


Частные причины



 


Специфика конкретного вида


Социально-демографические


Социально-политические и  экономические



 

 

Социально-психологические


Индивидуально-психологические



 

 

Рисунок 2 – Причины конфликтов

- социально-политические  и экономические причины, связанные  с социально-политической и экономической  ситуацией в стране;

- социально-демографические  причины, отражающие различия  в установках и мотивах людей,  обусловленные их полом, возрастом,  принадлежностью к этническим  группам и др.;

- социально-психологические  причины, отражающие социально-психологические  явления в социальных группах:  взаимоотношения, лидерство, групповые  мотивы, коллективные мнения, настроения  и т.д.;

- индивидуально-психологические  причины, отражающие  индивидуальные  психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

Частные причины непосредственно  связаны со спецификой конкретного  вида конфликта. Например, неудовлетворенность  условиями трудовых отношений, нарушение  служебной этики, несоблюдение трудового  законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п [31].

Любая организация не может  существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени  внутренней напряженности, межличностных  и межгрупповых столкновений, т. е. без  конфликтов и, следовательно, деятельности по их разрешению. Питательной средой конфликтного противостояния могут быть:

- условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для  деятельности организации обстоятельств;

- проблемы трудовой мотивации,  связанные с оплатой труда,  содержанием и престижностью  работы, отношениями в коллективе  между отдельными лицами и  социальными группами;

- структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями  администрации;

- эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения  совместно работающих людей, их  возрасте и жизненном опыте,  уровне образования и общей  культуры, убеждениях и нравственных ценностях [21].

Информация о работе Конфликты на предприятиях и способы их разрешения