Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью этой работы является, выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры организации.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
1) дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
2) выявить средства и методы PR в формировании корпоративной культуры
Введение……………………………………………………..2 ст.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Истоки корпоративной культуры………….…………..7 ст.
1.2. Значение корпоративной культуры………………........9 ст.
1.3. Создание соответствия между стратегией
и культурой…………………………………………………16 ст.
1.4. Система ценностей этических норм………………….20 ст.
Глава 2. Аналитическая часть
2.1. Анализ российской и зарубежной практики управления
Организацией на основе изменения
корпоративной культуры………………………………….22 ст.
2.2. Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром»……...31 ст.
Заключение…………………………………………………51 ст.
Список используемой литературы………………………..55 ст.
В Тюменской нефтяной компании (ТНК) управление корпоративной культурой курирует департамент кадровой и социальной политики, который входит в блок поддержки и обеспечения бизнеса, объединяющий непроизводственные подразделения компании. В ТНК даже дали определение корпоративной культуре, которое в усеченном виде звучит так: «Система общих ценностей и взглядов,разделяемая большинством сотрудников». Таким образом, «юкосовский» взгляд на корпоративную культуру шире, чем в ТНК: из самого определения видно, что здесь основной аудиторией считают персонал самой компании. Впрочем, заместитель директора департамента кадровой и социальной политики ТНК Наталья Незнанова (тоже, кстати, выходец из ЮКОСа) не считает, что занимается исключительно кадровой работой: «Эта деятельность находится на стыке кадровой и социальной работы».
В принципе, несмотря на определенную разницу во взглядах, в обеих компаниях занимаются примерно одинаковыми вещами: внедряют элементы корпоративной культуры в повседневную деятельность. Дело, разумеется, не ограничивается введением единого корпоративного стиля деловой переписки или естественным для нефтяной компании перекрашиванием бензоколонок в фирменные цвета. Вот, к примеру, такой сугубо производственный вопрос, как рабочая спецодежда. «Каждое из наших предприятий – например, «Юганскнефтегаз» – до недавнего времени заказывало спецодежду отдельно и с собственным логотипом. Таким образом, у персонала не создавалось чувства принадлежности к единой компании, они не ощущали себя частью ЮКОСа, который, по их мнению, находился где-то далеко, в Москве. Мы настояли на переходе на единую унифицированную спецодежду с символикой компании, – поясняет Дмитрий Рудовский и приводит пример из зарубежной практики: – Когда осенью 2011 года ЮКОС приобрел британские подразделения норвежской компании Kvaerner, то буквально на следующий день сотрудники офиса все как один пришли на работу в фирменных галстуках John Brown (так назывались эти подразделения до их покупки норвежцами). Таким ненавязчивым способом менеджеры продемонстрировали лояльность происшедшим переменам».
Корпоративной лояльности британцев (кстати, по отношению к уже несуществующей фирме) нам можно пока только позавидовать. Для того чтобы персонал как минимум уверенно ориентировался в реалиях холдинга, ЮКОС в прошлом году издал 50-тысячным тиражом «Справочное руководство сотрудника» – остроумный гибрид телефонного справочника, рекламного буклета и пособия для вновь принятых на работу. Из этого справочника сотрудник может узнать массу полезной информации: от производственных показателей любого предприятия компании до порядка получения санаторной путевки.
Особой заботой «культурных управленцев» являются подготовка и проведение массовых мероприятий для сотрудников компании. Беспрецедентной акцией стал телемост, организованный 15 апреля 2001 года – в день рождения ЮКОСа. «Жители шести российских городов, в которых находятся добывающие и перерабатывающие предприятия компании, смогли пообщаться друг с другом, услышать выступления популярных артистов и поздравления от руководства компании», – говорит Дмитрий Рудовский.
В ЮКОСе разработан целый праздничный регламент, согласно которому в компании существуют корпоративные праздники (упомянутый день НК «ЮКОС» – 15 апреля и общеотраслевой День нефтяника) и корпоративные мероприятия, к которым отнесены праздник поколений (ежегодная встреча молодых сотрудников компании с ветеранами труда), 8 Марта и Новый год. Разница в торжествах, по словам Дмитрия Рудовского, состоит в том, что на праздники принято награждать персонал корпоративными наградами (еще один элемент культуры компании).
В ТНК в минувшем году тоже провели ряд торжественных мероприятий: посвящение в нефтяники молодых специалистов (прошло по единому сценарию одновременно на всех предприятиях компании в ноябре), слет молодых лидеров ТНК.
В последнее время формированию и управлению корпоративной культурой уделяется большое внимание на предприятиях нашей страны. Выше был рассмотрен пример использования данной управленческой концепции в вертикально интегрированной топливной компании «ЮКОС», но, вследствие принципиального различия корпоративных культур на разных предприятиях, целесообразно провести их сравнительный анализ.Таблица №1 Сравнительный анализ корпоративных культур
Вопросы сравнения |
ЮКОС |
МакДональдс |
Подорожник |
Эльдорадо |
Coca-Cola |
1.Миссия |
ЮКОС- надежный партнер и клиент, работающий в интересах России. |
Полностью удовлетворить потребности посетителей. |
Обеспечение работы совершенных систем производства уникальных качественных продуктов и дружелюбного круглосуточного сервиса, доступного для большинства россиян. Подорожник-б |
Эльдорадо - №1 в России |
Coca-Cola- изменим жизнь к лучшему. |
2.Ценности |
Знания, эффективность, сотрудничество и ответственность |
«ККЧ и Д»: качество, культура обслуживания, чистота, доступность |
«Подорожник-быстро и вкусно, всегда с удовольствием!» |
Доступность, сервис, динамичность |
Узнаваемость. Качество, надежность, близость, |
3.Принципы работы |
-работа в интересах России; -обеспечение высокого -максимальная финансовая |
-достижение самых оптимальных затрат в индустрии; -самое высокое качество |
-качество работы всех и -командность; -планирование; -взаимопони мание; -доверие. |
-низкие цены; -единый формат магазинов; -обеспечение лояльности -нестандартная реклама |
-команд ность; -высокое качество -удержание лидирующих позиций на рынке и т.д. |
4.По классификации Ч.Ханди |
«Культура Зевса» |
«Культуру Аполлона» |
«Культура Аполлона» |
«Культура Афины» |
«Культура Аполлона» |
5.По уровню риска и скорости получения обратной связи |
Культура высокого риска и медленной обратной связи |
Культура низкого риска и быстрой обратной связи |
Культура низкого риска и быстрой обратной связи |
Культура низкого риска и быстрой обратной связи |
Культура низкого риска и быстрой обратной связи |
6.По отношениям власти в |
Корпоративный |
Корпоративный |
Корпоративный тип |
Корпоративный |
Партизанский |
7. Сильная/ слабая к.к. |
До разделения активов-сильная, после-слабая |
Сильная |
Сильная |
Сильная |
Сильная |
8 Степень взаимоодекватности |
Нестабильные |
Стабильные |
Стабильные |
Стабильные |
Стабильные |
9. Степень соответствия иерархии
личных и внутригрупповых |
Интегративная |
Интегративная |
Интегративная |
Интегративная |
Интегративная |
10. Содержание доминирующих в организации ценностей |
Личностно- ориентированная |
Личностно-ориент. |
Функфионально-ориенттирован |
Функциона льно-ориент. |
Личностно-ориент. |
11.Индекс дистанции власти. |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
12.Тенденция к избежанию |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
13. Индекс «Индивидуализм- |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
14. «Мужественность-женственность» |
Мужская культура |
Мужская культура |
Женская культура |
Мужская культура |
Мужская культура |
15. По У.Оучи |
Клановая культура |
Рыночная культуру |
Рыночная |
Рыночная |
Рыночная |
Как видно из таблицы характеритики корпоративных культур в данных организациях различаются незначительно. Это связано с тем, что все рассматриваемые компании либо являются частями ТНГ и международных холдингов, либо, как «ЮКОС» работают по международным стандартам, вследствие чего обладают развитой и полностью сформированной корпоративной культурой.
Как правило, каждая организация имеет свой кодек корпоративной этики. Рассмотрим такой кодекс на примере OAO «Газпром»