Креативный менеджмент в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 19:55, реферат

Краткое описание

Мировой финансово-экономический кризис явно и четко показал, что в последние годы во всем мире сложилась в целом порочная модель корпоративного управления, а в ней антикризисному управлению отводится роль своеобразного буфера, реактивного компенсатора на возникающие оперативные негативы. Но надо быть реалистами – большинство организаций не готовятся к кризисной ситуации, когда дела идут удовлетворительно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
1 ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………….4
2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ…7
3 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ……………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

креативный менеджмент реферат.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                                                                          Кафедра  «Экономики и управления»

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 ПО ТЕМЕ: «КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ»

 

 

 

 

 

 

Магистрантка кафедры «Экономики и управления»

                          А.Б. Капустенок

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

  1. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………….4

2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ…7

3 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ  В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ……………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мировой финансово-экономический кризис явно и четко показал, что в последние годы во всем мире сложилась в целом порочная модель корпоративного управления, а в ней антикризисному управлению отводится роль своеобразного буфера, реактивного компенсатора на возникающие оперативные негативы. Но надо быть реалистами – большинство организаций не готовятся к кризисной ситуации, когда дела идут удовлетворительно.

 В Беларуси собственно термин «антикризисное управление» возник сравнительно

недавно, и причина его активного появления и внедрения заключается в реформировании

отечественной экономики и постепенном полноценном вхождении РБ в мировую экономику. А предвидеть зарождение кризисных тенденций в экономике и вывести ее из кризиса способен только новый тип управления - антикризисное управление.

На сегодняшнем этапе состояния отечественной экономики антикризисное управление - профессия не для сентиментальных эрудитов. Умение классифицировать кризисные объекты, открывать кризисные закономерности, устанавливать связи между разнородными явлениями, готовность принимать антикризисные решения - такой стиль оказывает влияние и на интеллект, и на поведение человека, позволяя ему подступаться к

проблемам, не ожидая скорой помощи извне, аргументировать свое мнение, критически оценивать окружение. Разработка подчас жестких решений требует моральной смелости, крепкой воли, убежденности в своей правоте и высокого профессионализма и ответственности. Одни предприниматели могут быстро и четко принимать верные решения, другие периодически испытывают трудности в критических сложных ситуациях.

Это связано не только с наличием или отсутствием каких-то знаний, умений и навыков, но и с личностными особенностями руководителей [1]. 

В условиях наступившего кризиса руководителю приходится принимать решения быстро, когда нет возможности долго и кропотливо изучать ситуацию и тщательно оценивать вероятные ситуации. Все эти факторы побуждают руководителей подходить к проблеме творчески, зачастую принимая неординарные решения. Другими словами антикризисный управляющий должен быть новатором, творческой личностью, генератором новых идей.

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Начало внедрения творческого подхода в управленческую деятельность произошло сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. Как результат появился вид менеджмента, отвечающий за управление творческим процессом – так называемый «креативный менеджмент». Для начала необходимо внести ясность, как соотносятся понятия «творчество», «творческое мышление» и «креативность». 

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческое мышление – это способность генерировать необычные и новаторские идеи, находить принципиально новые, уникальные решения, создавать новый взгляд на вещи, связывать предметы или образы так, как их раньше не связывали. 

Креативность (или дивергентные способности) - способность порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта. 

Критерии креативности:

1.  Беглость - количество идей, генерируемых в единицу времени

2.  Оригинальность - способность производить «уникальные» идеи

3.  Восприимчивость - чувствительность к необычным деталям и противоречиям

4.  Метафоричность - готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.

Креативность (от лат. Creatio – созидание, сотворение) – творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креатира (от лат. Creatira – созидание, творение) – а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего покровителя. Например: человек – творение бога (создателя).

Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования экономической системы (предприятия, фирмы и т.д.).

Управление – деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в обществе, природе, технике, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужно состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды.

Менеджмент – особая форма управленческой деятельности. Управлением различными сферами деятельности занимаются различные виды функционального менеджмента. Началом сферы инновационный деятельности является творческая деятельность человека по созданию интеллектуального продукта от идеи до новшества – этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент.

Креативный менеджмент – это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы [2]. 

Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее время методика показывает эффективность там, где не «справляются» остальные системные стратегии и является весьма актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полетом творческой фантазии.

Интеллектуальный капитал – это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно использовать для создания наращивания капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.

Основное приложение креативного менеджмента – это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. 

Цели креативного менеджмента:

1.    Дать человеку знания

2.    Обеспечить его информацией

3.    Побудить человека к творческой деятельности

4.    Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда

5.    Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.

Человеческий капитал – часть интеллектуального капитала, которое имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, их культура труда). Этот капитал является принадлежностью человека. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из разряда человеческого капитала в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).  
Задача креативного  менеджмента обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческого капитала) [3].

В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах.

Под креативным менеджментом понимается управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.

Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).

Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [4].

Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового.

Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативность всегда являлась основным источником развития общества.

Креативность имеет следующие основные формы:

·       научную (открытия)

·       техническую (изобретения)

·       экономическую (предпринимательство)

·       художественную (искусство)

·       социальную (отношения с людьми)

·       политическую (государственное управление)

2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

Кризисные явления в стране привели часть предприятий всех отраслей в убыточное состояние, характеризующееся низким уровнем конкурентоспособности, неликвидностью активов, слабой платежеспособностью, низкой рентабельностью производства. Выводом предприятий из данного состояния является разработка и реализация мер и инструментов, называемых в практике антикризисным управлением [5].

Антикризисное управление включает в себя использование важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое и тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их в единую систему, охватывающую диагностику, предупреждение, нейтрализацию и преодоление кризиса.

Термин антикризисное управление может применяться в двух значениях - в широком и узком смысле. В широком смысле антикризисное управление, это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису. В узком смысле антикризисное управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая, в случае ее затяжного непреодолимого характера, нейтрализуется через процедуру банкротства. В этом случае предприятие проходит процедуру ликвидации, продажи его имущества и расчета с кредиторами (процедуры банкротства).

Согласно сложившимся в нашей стране подходам, антикризисное управление - это функция, или точнее, обязательная составляющая банкротства. Возникает двойственная ситуация, когда с одной стороны - заманчивая идея устранить с рынка обанкротившиеся предпринимательские структуры, как главное условие эффективного функционирования рынка, а с другой - предотвращение банкротства для обеспечения дальнейшего существования предприятия, что является гораздо более сложной и важной задачей. Как раз именно эту задачу должно решать антикризисное управление [5].

Информация о работе Креативный менеджмент в антикризисном управлении