Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 10:07, реферат
Споры присутствуют как в жизни людей, так и в жизни коллективов и деловой среде. В рамках спора и обмена мнениями происходит решение множества деловых вопросов. Столкновение нескольких разных мнений благоприятно влияет на развитие мышления, появление новых идей, позволяет двигаться вперед, преодолевая застойные явления, которые неизбежны в коллективах, где не приветствуются многообразие точек зрения, самостоятельность и инициатива работников.
С.
Введение…………………………………………………………….
3
1
Сущность спора……………………………………………………..
4
2
Культура и правила ведения спора………………………………..
6
3
Уловки в споре……………………………………………………...
9
4
Способы убеждения оппонентов…………………………………..
11
5
Завершение спора…………………………………………………...
16
Заключение………………………………………………………….
19
Библиографический список………………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» | ||
Институт экономики и финансов ______________________________ | ||
ООП по направлению 080200.68 – Менеджмент | ||
Кафедра менеджмента и маркетинга
РЕФЕРАТ по дисциплине «Деловые и научные коммуникации»
на тему «Культура спора в деловой коммуникации»
студента заочной формы обучения в рамках направления 080200.68 – Менеджмент
Ивановой Ирины Петровны
(Набор 2014 г.)
| ||
Проверил: старший преподаватель |
О.А.Журова | |
Омск 2014 |
Результаты проверки реферата преподавателем и его оценка | ||
Оцениваемая компонента реферата и/или работы над ней |
Оценочное заключение преподавателя по данной компоненте | |
а) Соответствие содержания реферата его теме |
||
б) Полнота и глубина раскрытия темы реферата |
||
в) Степень самостоятельности студента при подготовке реферата |
||
г) Степень соблюдения студентом общих требований: |
||
– к оформлению реферата |
||
– к оформлению списка источников информации, использованных при написании реферата |
||
д) Уровень понимания студентом отраженного в реферате материала, проявленный при презентации (понимание теоретического материала; анализ и оценка информации) |
||
Реферат принят с оценкой |
||
Дата |
||
Преподаватель дисциплины |
О.А.Журова |
Содержание
С. | ||
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Сущность спора…………………………………………………….. |
4 |
2 |
Культура и правила ведения спора……………………………….. |
6 |
3 |
Уловки в споре……………………………………………………... |
9 |
4 |
Способы убеждения оппонентов………………………………….. |
11 |
5 |
Завершение спора…………………………………………………... |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
19 | |
Библиографический список……………………………………….. |
20 |
Введение
В повседневной жизни человек сталкивается с большим количеством мнений, которые не совпадают с собственными представлениями и свое начало берет спор.
Споры присутствуют как в жизни людей, так и в жизни коллективов и деловой среде. В рамках спора и обмена мнениями происходит решение множества деловых вопросов. Столкновение нескольких разных мнений благоприятно влияет на развитие мышления, появление новых идей, позволяет двигаться вперед, преодолевая застойные явления, которые неизбежны в коллективах, где не приветствуются многообразие точек зрения, самостоятельность и инициатива работников.
В деловом мире спор не всегда целесообразен, но он может принести пользу, если спорящий человек точно знает, как себя вести и умеет «грамотно спорить», применяя на практике основные принципы и правила спора.
В настоящее время проблема правильного ведения спора остается актуальной, так как в современном конфликтном обществе без этих навыков невозможно нормально жить и развиваться.
Практическое знание основных принципов спора позволяет подготовиться к «словесной схватке» и отстаивать свою позицию с помощью правильных аргументов, дает возможность исправить и преодолеть собственные недостатки, приводя к самоутверждению и победе.
Таким образом, целью данной работы является анализ культуры спора в деловой коммуникации.
Спор - это столкновение позиций, мнений, в ходе спора стороны отстаивают свое понимание обсуждаемых проблем, приводя аргументы, и стремятся опровергнуть доводы другой стороны.
По мнению В. И. Андреева «спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины».
Основной целью спора является установление истины. В споре рождается истина. На практике правильная организация спора преследует несколько конструктивных целей:
- обсудить все возможные варианты решения проблемы;
- выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
- привлечь внимание к проблеме
как можно больше
- опровергнуть, некомпетентный подход к решению проблемы и разоблачить ложные слухи;
- привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
- оценить себя и возможных единомышленников и противников.
Кроме конструктивных целей спор может преследовать деструктивные цели:
- разделение участников спора
на несколько непримиримых
- приведение решения проблемы в безвыходную ситуацию;
- ведение спора по ложному пути, использую ложную информацию;
- дискредитация инакомыслящих [3].
В рамках одного и того же спора указанные цели могут проявляться в совокупности и в самых разных сочетаниях.
Исходя из определения понятия, и целей спора выделяют несколько разновидностей спора.
Дискуссия (от лат. discussio – обсуждение, исследование) – публичный спор. Целью дискуссии является противопоставление разных точек зрения для правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия проводится под руководством опытного ведущего.
Диспут – это заранее тщательно подготовленный устный спор на заданную тему, которая может быть научной, морально-этической, общественно важной. В результате диспута сопоставляются различные точки зрения. Руководство диспутом осуществляется компетентным ведущим [5].
Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Целью полемики является победа над оппонентом, при доказательстве собственной правоты. Наличие ведущего не обязательно при полемике.
В деловой коммуникации любые споры должны обладать общими принципами. Необходимо наличие толерантности к оппоненту, терпимое отношение, так как каждая сторона спора имеет право на собственное мнение.
Обязательным принципом в споре является подготовка к спору. Данный принцип позволяет собрать недостающую информацию, предусмотреть наиболее вероятный исход и активизировать свои силы на ведение дискуссии.
Каждый спор возникает при наличии нескольких мнений, поэтому и любая проблема может иметь несколько решений. Таким образом, принцип анализа альтернатив помогает определить наиболее оптимальный выход из спора.
Принцип корректности определяет возможность победы над оппонентом, в зависимости от манеры и правильности предоставления аргументов.
Для объективной оценки ситуации спора и как следствие одержание победы, необходимо воспользоваться принципом отстранения, то есть оценить ситуацию со стороны. Тем самым по ходу спора можно вносить коррективы и исправлять собственные недостатки.
От правильного использования принципа поэтапного продвижения к истине зависит исход спора, так как четко обозначаются этапы ведения спора и все возможные решения.
Принцип преодоления психологических барьеров помогает повысить значение собственных аргументов перед оппонентом [1].
Культура спора и уважение личности всех задействованных в споре это еще один не маловажный принцип ведения спора, который повышает эффективность ведения любых переговоров.
Таким образом, спор является неотъемлемой частью современного делового мира, основываясь на целях и принципах споров можно добиться высоких результатов в своей деятельности.
Культура спора предусматривает конкретное обозначение предмета и цели спора, точное определение понятий, которыми приходится пользоваться, взаимное корректное поведение оппонентов и знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей.
В деловых коммуникациях при правильной культуре споров придерживаются определенных догм.
Например, возражая, не нужно использовать недозволенные приемы спора, необходимо придерживаться следующих правил: - возражать, но не обвинять; - не анализировать мотивы убеждений противника: "вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна" и т.п. - не отвлекаться от темы спора, затрагивая новые вопросы [7].
Спор нужно уметь доводить до конца, либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий не оставляет возможности сказать противнику, что его «не правильно поняли» или он «этого не говорил». Таким образом, внимательным отношением к мнению противника спорящий сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором, спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения, уточнить свои позиции в споре.
Одно из решающих качеств полемиста это умение выделить предмет спора.
Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него – к третьему. Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.
Спор является более результативным, если у участников есть общность исходных позиций. Ф. Бэкон утверждал: «Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств».
Успех обсуждения определяется умением правильно оперировать понятиями и терминами. В начале дискуссии уточняется значение основных понятий, но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией. В каждом споре необходимо учитывать манеру поведения оппонента.
Саади писал: «Глупец с ученым в спор вступает И даже побеждает иногда. Бесценную жемчужину, бывает, Булыжник разбивает без труда.» [2].
Некоторые психологи предлагают нацеливать аргументацию на мотивы оппонента, избегать простого перечисления фактов и аргументов и демонстрировать их преимущества.
Необходимо соизмерять темп и насыщенность аргументов с особенностями ее восприятия оппонентом и наиболее нагляднее излагать свои доводы и доказательства.
В культуре спора выделяют несколько приемов аргументации:
- метод перелицовки, это постепенное подведение оппонента к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним.
- метод «салями», предусматривает постепенное подведение оппонента к полному согласию путем получения его согласия сначала в основном, а потом в деталях, необходимых для полного согласия.
- метод расчленения или разделения аргументов оппонента на верные, сомнительные и не верные с последующим доказательством несостоятельности общей позиции.
- метод положительных ответов такое построение спора, при котором оппонент отвечает на поставленные вопросы: «Да», а затем, соглашается и на основные моменты дискуссии.
- метод классической риторики, который применяется в случаях излишней агрессивности оппонента. Вначале соглашаются с высказываниями оппонента, а затем внезапно опровергаются все его доводы с помощью одного весомого аргумента.
- метод замедленного темпа, при котором происходит умышленное замедление речи и проговаривание слабых мест в аргументации оппонента.
На процесс убеждения сильное влияние оказывают эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету разговора [4].