Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 05:38, курс лекций
Тема 1. Назначение, сущность, основные составляющие и эволюция инновационного менеджмента.
Тема 2. Классификация инноваций.
Тема 3. Инновационный процесс, его цикличность и фазы.
Тема 4. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте и формы инновационной деятельности.
Тема 5. Особенности инновационной деятельности и классификация инновационных стратегий
Тема 6. Управление инновационными проектами.
Тема 7. Оценка эффективности инноваций и риски в инновационной деятельности.
Рис.1. Фазы инновационной волны в интерпретации авторов
Н.Д. Кондратьев |
С.В. Яковец |
Ю.В. Яковец |
3. Бевентер, |
1. Возрождение |
1. Освоение |
1. Зарождение |
1. Нововведение |
П. Рост |
П. Рост |
Ш. Распространение |
П. Рост |
ПI. Рецессия |
Ш. Замедление |
V. Стабильность |
IV. Стагнация |
IV. Депрессия |
IV. Сокращение |
VI. Отмирание |
3.3. Фазы инновационной волны.
Первая фаза, которую
следовало бы назвать «рождение»,
характеризуется радикальными инновациями в технике и
технологии на снова открытий и изобретений
в науке и технике. В развитых странах
в самом начале цикла эти инновации осуществляют
небольшие молодые организации, которые
в силу своей гибкости и адаптивности
способствуют диффузии одного или нескольких
крупных изобретений в кластер новшеств,
который приводит к значительному и
постоянному экономическому прогрессу.
Во второй фазе (для
нее вполне справедливо название
«рост»)
локальные новшества тиражируются, совершенствуются,
нарастают-ъ объемы их производства, расширяются сферы
применения, они дифференцируются применительно
к требованиям разных сегментов рынка,
технологически стандартизируются. Уменьшаются
издержки производства, что дает возможность
снижать цены, способствует расширению
сферы эффективного применения новшества.
Затем наступает третья
фаза инновационной волны (к ней
под-
ходит термин «замедление»), когда техника
данного поколения мед-
лен но развивается и качественно улучшается.
Появляются новые модели, основанные на уже известном и испытанном
технологическом принципе, расширяются
параметрические ряды машин, оборудования,
приборов. Стандартизация порождает явление
псевдоинноваций, когда спрос потребителя
нацелен на что-нибудь новое, но на рынке
он встречает лишь модификацию старого.
Экономический и технический потенциал данной идеи и воплощающего ее поколения техники в основном уже исчерпан, она вытесняется новой, более прогрессивной и эффективной техникой. Дальнейшая модернизация техники, основанных на устаревшей технической идее, связана с крупными издержками, которые не окупаются дополнительным эффектом у потребителя. Происходит удорожание новых модификаций устаревшей техники. Растет ущерб от ее производства и эксплуатации.
Особенностью цикличности
инновационных колебаний являет
Весь цикл охватывает одно направление в технике и технологии, основанное на радикальной инновации. В рамках этого направления происходит смена поколений машин, базовый вариант которой в свою очередь влечет за собой большое количество усовершенствований.
Таким образом, в рамках одной волны можно наблюдать большое количество более мелких волн, подчиняющихся единым законам развития и проходящих одни и те же фазы.
Тема
4. Виды и эффективность
4.1. Понятие и классификация организационных структур в инновационном менеджменте.
4.2. Венчурный капитал
и особенности венчурного
4.3. Виды организационных
структур и принципы их
4.1. Понятие и классификация организационных структур в инновационном менеджменте.
Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:
Секторы науки (деятельности)
Сектор |
Содержание |
Государственный |
|
| |
Предпринимательский |
|
| |
Высшее образование |
|
| |
| |
Частный бесприбыльный (некоммерческий) |
|
|
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.
4.2. Венчурный капитал
и особенности венчурного
Американская практика
организации поисковых
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Небольшой коллектив
гораздо мобильнее может
Венчурные фирмы работают
на этапах роста и насыщения изобретатель
Венчурные фирмы, как правило. Неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.
Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Количество сотрудников небольшое.
Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны. Например, из консалтинговой фирмы.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:
1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.
2. Предоставление средств на длительный срок.
3. Активная роль инвестора
в управлении финансируемой
Рассмотрим виды венчурных предприятий:
1. Собственно рисковый бизнес
2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:
Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.
Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
4.3. Виды организационных
структур и принципы их
На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес.
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Технопарк — специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства. Функции технопарка: функция коммерциализации – превращение новшеств в технологии и технологий в коммерческий продукт; исследовательская функция – апробация прикладных исследований на опытной базе; организационная функция – формирование и рыночное становление наукоемких фирм; образовательная функция – разработка и тиражирование учебно-методических материалов на основе последних достижений науки и техники.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.
Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для инновационной деятельности малых инновационных фирм с целью выращивания новых компаний. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Реализуются следующие типы бизнес-инкубаторов: некоммерческие организации; прибыльные коммерческие; филиалы вузов.
Бутлегерство – это одна из форм инновационной деятельности, подпольное изобретательство, тайная работа над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействуют активизации деятельности творческих работников.
Технополис - район (город, часть города, регион), в котором на базе объединения научного, промышленного и финансового капиталов создаются структуры, генерирующие передовые производственные технологии, реализующие социальные и экономические программы, направленные на ускоренное и гармоничное социально - экономическое развитие региона. В России примером технополиса является г.Зеленоград: 69 научных центров, 11 вузов, 35 банков, 7 фондов, 7 страховых компаний.
Таким образом, организационными структурами инновационного менеджмента являются научные организации, венчурные фирмы, а также фирмы-эксплеренты.
Эксплеренты (пионеры) – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка. Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Девиз – «лучше и дешевле, если получается». Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя. Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-виолентами; фирмами-патиентами; фирмами-коммутантами.
При ориентации на узкий сегмент рынка – это будут фирмы-патиенты.
Фирмы-патиенты (нишевая стратегия) работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Их девиз – «дорого, зато хорошо». Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.
Информация о работе Курс лекций по "Инновационному менеджменту"