Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:08, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент

Вложенные файлы: 2 файла

Лекции-Основы теории управления.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1

Введение

Управление организацией, которое рассматривается как  подлинно существующий феномен, который  имеет установленную форму и  определенное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать  то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Конечно, каждое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, убивает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно способствует успешному пониманию сущности и природы, вскрывая и описывая те, лежащие в их основе связи и общие для них сущностные черты, которые обусловливают форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления. В этом и обуславливается актуальность выбранной тема курсовой работы.

Объектом исследования в  данной курсовой работе являются понятие  управления, а предметом теоретический  взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Целью работы является на основании  научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность и содержание теории управления;

Раскрыть условия и  факторы возникновения и развития менеджмента;

Рассмотреть основные этапы развития управления;

И в заключение изучить перспективы управления.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи  с ней задач, работа разделена  на две главы.

Для раскрытия  данной темы была проработана научная  и учебная литература по данной тематики.

1. Сущность  и содержание теории управления

1.1. Сущность  и значение управления. Управление  и менеджмент

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все  сферы жизнедеятельности российского  общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность  любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невыполнимо не только ее действенное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией определяет отношение к ней со стороны других организаций и сказывается на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы большого количества людей как в самой организации, так и за ее пределами. В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Особенностью  современного управления является его  направленность на эффективное ведение  хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление  есть элемент и одновременно функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических  и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Под управлением  понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в  новое более жизненное состояние  организации путем разработки и  реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим  воздействием понимается воздействие  на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

· среда (система  управления);

· средства (механизм управления);

· действия (процесс  управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются  как синонимы, в то же время между  ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское слово, в переводе  оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению  к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать  как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой  литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка  в Оксфордском словаре английского  языка.

Менеджмент - это: Основы менеджмента / В.Р. Веснин, М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 10

1. способ, манера  общения с людьми;

2. власть и  искусство управления;

3. особого рода  умелость и административные  навыки, которым обычно обучают;

4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления - это  эффективное использование и  координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент  можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент -

· это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

· это область  человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

· это подготовка определенной категории людей для  выполнения работ по управлению.

Менеджмент - область  знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

1.2. Основные  категории менеджмента (объект, субъект,  функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории  менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления). Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 17.

Характеристику  объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.

При этом различают  следующие виды объекта управления:

· операция;

· проект;

· система.

Функциональные  области деятельности объекта:

· маркетинг;

· производство;

· финансы;

· кадры;

· НИОКР.

Уровни объекта  управления:

· рабочее место;

· участок;

· цех;

· производство;

· предприятие;

· объединение.

По признаку содержания различают менеджмент:

1. нормативный  - предусматривающий разработку  и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;

2. стратегический - предполагает выработку набора  стратегий, их распределение во  времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

3. оперативный  менеджмент - предусматривает разработку  тактических и оперативных мер,  направленных на практическую  реализацию принятых стратегий  развития организации.

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 1).

Рисунок 1 - Место  категории "функции управления" в управленческом процессе

Функции менеджмента  определяют устойчивый состав специфических  видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью  целей, действий или объектов их приложения.

Классификация функций управления представлена в  таблице 1. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996, с. 22.

Таблица 1- Классификация  функций управления

 

Критерий классификации

Состав функций  управления

 

1 Содержание  управленческой деятельности

Прогнозирование и планирование

 
 

Организация

 
 

Активизация (мотивация, стимулирование)

 
 

Контроль

 
 

Координация

 
 

Регулирование

 
 

Исследование

 

2 Организационная  роль функции

Функции интеграции (объединения)

 
 

Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

 

3 Направление  деятельности

Интрафункции

 
 

Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

 

4 Сферы развития  объекта управления

Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)

 
 

Управление  социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)

 
 

Управление  организационными процессами (изменения  в организации, перераспределение  обязанностей и др.

 
 

Управление  технологическими процессами (использование  техники, новые технологии и пр.)

 

5 Этапы производственного процесса

Управление  подготовкой производства

 
 

Управление  процессом производства

 
 

Управление  обеспечением производства

 
 

Управление  процессами реализации продукции

 

6 Тип производства

Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства

 

7 Масштаб времени

Стратегическое  управление

 
 

Текущее (тактическое) управление

 
 

Оперативное управление

 

8 Этапность  процесса управления

Целеполагание

 
 

Определение ситуации

 
 

Определение проблемы

 
 

Решение

 

9 Основные факторы производственного процесса

Управление  продуктом

 
 

Управление  персоналом

 
 

Управление  информацией

 
     

В основе менеджмента  лежит система экономических  законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования  данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

Различают общие  и специфические законы управления.

К общим законам  управления относятся:

· закон специализации  управления;

· закон интеграции управления;

· закон экономии времени;

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения  различных сторон управления между  собой и с элементами внешней  среды.

Эти законы затрагивают  те стороны управления, для которых  характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить: Радугин А.А., Радугин  К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 28.

· закон единства и целостности системы управления;

· закон сохранения пропорциональности и оптимальной  соотносительности всех элементов  системы управления;

· закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;

· закон соответствия потребного и располагаемого времени  при решении задач управления;

· закон совместимости  технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих  систем.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его  теоретического осмысления и исследования.

Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между  изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

· единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"