Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 10:17, курс лекций
Торговый менеджмент – это процесс управления всеми основными аспектами дея-тельности торгового предприятия
Он базируется на теории общего менеджмента предприятия, интегрируя в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия.
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВЛЕ
ЛОС 1. Сущность, цели и задачи менеджмента в торговле 4
ЛОС 2. Состав основных функций менеджмента в торговле 5
ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВЛЕ
ЛОС 3. Распределение функций менеджмента в торговле по основным сферам деятельности торгового предприятия 6
ЛОС 4. Характеристика основных элементов механизма торгового менеджмента 7
СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
ЛОС 5. Идеология стратегического управления 8
ЛОС 6. Основные этапы формирования стратегии торгового менеджмента 9
ЛОС 7. Структура бизнес-плана для предприятия торговли 9
ВЫБОР НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦ
ЛОС 8. Организационно-правовые формы деятельности торгового предприятия 10
ЛОС 9. Этапы выбора формы деятельности торгового предприятия 10
ЛОС 10. Характеристика основных преимуществ и недостатков отдельных видов торговых предприятий 11
ЛОС 11. Характеристика основных факторов, определяющих выбор организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия 12
ЛОС 12. Структура розничной сети 13
ЛОС 13. Основные признаки классификации магазинов 13
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
ЛОС 14. Торгово-технологические процессы в магазине 14
ЛОС 15. Технологическая планировка помещений 15
ЛОС 17. Составные элементы площади торгового зала 17
ЛОС 18. Основные системы размещения оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания 17
ЛОС 19. Принципиальные схемы организации узлов расчета в магазинах самообслуживания 18
ЛОС 20. Рекомендуемая минимальная ширина проходов для покупателей в магазинах 18
ЛОС 21. Оценка эффективности технологической планировки торгового зала магазина 19
ЛОС 22. Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже 20
ЛОС 23. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале 21
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
ЛОС 24. Система основных элементов, определяющих уровень обслуживания покупателей в магазине 22
ЛОС 25. Система основных показателей, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в магазине 22
ЛОС 26. Формирование ассортимента товаров в магазине 23
ЛОС 27. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации 23
ЛОС 28. Номенклатура потребительских комплексов и микрокомплексов для универмагов 24
ЛОС 29. Разработка конкретного перечня товаров – заключительный этап процесса формирования ассортимента в магазине 25
ЛОС 30. Выбор эффективных методов продажи товаров и организация дополнительных услуг покупателям 26
ЛОС 31. Дополнительные услуги 27
ЛОС 32. Внутриорганизационная реклама и информация 28
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ЛОС 33. Концепция управления персоналом 29
ЛОС 34. Система признаков классификации персонала торгового предприятия 30
ЛОС 35. Принципы, методы и процесс управления персоналом 31
ЛОС 36. Система управления персоналом 32
ЛОС 37. Цели и принципы построения системы управления персоналом 33
ЛОС 38. Методы построения системы управления персоналом торгового предприятия 34
ЛОС 39. Управление численностью и составом персонала торгового предприятия 35
ЛОС 40. Управление производительностью труда 36
ЛОС 41. Управление стимулированием труда 37
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
МЕНЕДЖМЕНТ В ТОРГОВЛЕ
конспект лекций в
схемах для студентов заочной
формы обучения
специальности «Экономика и управление»
Составитель:
КРАСНОЯРСК 2002
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВЛЕ
С учетом рассмотренного круга задач менеджмента в торговле можно определить следующий состав основных его функций.
Для эффективной реализации функций менеджмента в торговле лучше всего рассматривать функции в разрезе основных сфер деятельности торгового предприятия.
Рассматривая процесс управлени
Менеджмент в торговле ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия.
1. Определение общего периода формирования стратегии | |||||
| |||||
2. Исследование факторов внешней среды и воздействие на деятельность торгового предприятия | |||||
3. Оценка сильных и слабых сторон деятельности торгового предприятия | |||||
4. Выбор определяющей
стратегической модели | |||||
5. Формирование системы | |||||
6. Конкретизация целевых
показателей стратегии | |||||
7. Формирование политики
торгового менеджмента по | |||||
8. Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей и политики торгового менеджмента | |||||
8а. Обеспечение наиболее эффективных организационных условий деятельности торгового предприятия |
8б. Обеспечение наиболее эффективных направлений экономической деятельности торгового предприятия |
8в. Обеспечение наиболее эффективных форм финансовой деятельности торгового предприятия | |||
9. Оценка разработанной системы торгового менеджмента |
Основные положения разработанной стратегии торгового предприятия получают отражение в бизнес-плане.
Бизнес-план |
|
1. Краткая характеристика |
2. Организационная форма | ||
3. Анализ и прогноз конъюнктуры потребительского рынка (по сегменту) | ||
4. Планируемые объем и состав товарооборота | ||
5. Планируемая номенклатура | ||
6. Обеспеченность товарооборота и торговых услуг материальными трудовыми ресурсами | ||
7. Финансовый план и стратегия финансирования | ||
8. Оценка рисков и формы их страхования | ||
9. Схема управления реализацией проекта |
I. Индивидуальное |
II. Партнерское |
III. Корпоративное |
А. Преимущества 1. Близость к покупателям, 2. Быстрота реагирования на 3. Самый высокий уровень 4. Быстрота создания предприятия. |
А. Преимущества 1. Возрастание финансовых 2. Возможность распределения функций управления предприятием. 3. Солидарная ответственность по обязательствам предприятия. 4. Быстрота создания предприятия. |
А. Преимущества 1. Неограниченные возможности формирования финансовых ресурсов путем эмиссии акций и облигаций. 2. Самые высокие возможности развития в стратегической перспективе. 3. Высокая конкурентоспособность за счет удешевления закупки больших партий товаров, предоставления широкой номенклатуры торговых услуг и относительного снижения издержко-емкости. |
Б. Недостатки 1. Ограниченность финансовых ресурсов, определяющая ограниченность масштабов торговой деятельности и низкие темпы развития предприятия. 2. Невозможность осуществления закупок товаров крупными партиями и получения соответствующих ценовых скидок. 3. Высокая зависимость экономических и финансовых результатов деятельности от резких колебаний конъюнктуры отдельных товарных рынков. 4. Низкий уровень конкурентоспосо |
Б. Недостатки 1. Более низкий уровень мотивации предпринимательской деятельности. 2. Меньшая оперативность в принятии управленческих решений. 3. Возможность внутренних |
Б. Недостатки 1. Сложность управления в связи с функциональной многоструктурностью и низкая оперативность принимаемых управленческих решений. 2. Недостаточно оперативное 3. Открытость информации о результатах деятельности, которая может быть использована конкурентами. 4. Необходимость формирования уставного фонда в высоком размере. 5. Продолжительный период |
Одной из главных инновационных функций менеджмента в торговле является управление технологическими процессами в магазине.
В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка.
Тип помещения |
Ассортимент реализуемых товаров |
Методы продажи товаров |
Виды дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям |
В составе функций управления технологическими процессами уделяется внимание обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.
1-линейная с продольным
размещением оборудования; 2-линейная
с поперечным размещением
1 — единый узел расчета при размещении системы "вход-выход" с левой стороны торгового зала; 2 — единый узел расчета при размещении системы "вход-выход" с правой стороны торгового зала; 3 — зональные узлы расчета и узлы расчета в линиях горок
Виды проходов |
Ширина проходов в магазинах с площадью торгового зала, м | |||
до 250 |
251-650 |
651-1500 |
свыше 1500 | |
I. Основные (магистральные) | ||||
Между торговым оборудованием и стенами (при размещении оборудования параллельно стенам) |
2,0% |
2,5% |
3,0% |
3,5% |
Между параллельно расположенными горками |
2,0% |
3,0% |
3,5% |
4,0% |
Между прилавками и оборудованием, установленным параллельно прилавкам |
2,5% |
3,5% |
4,0% |
4,6% |
Между прилавками и оборудованием, установленным торцом к прилавкам |
2,0% |
2,5% |
3,0% |
3,5% |
Между кабинами контролеров-кассиров и оборудованием (при централизованной системе расчетов) |
2,0% |
2,5% |
3,5% |
3,5% |
Между кабинами контролеров-кассиров и стеной или витриной |
2,0% |
2,2% |
2,5% |
3,0% |
Между горками и стороной тамбура без двери |
2,5% |
3,0% |
3,5% |
4,0% |
Между горками и стороной тамбура с дверью |
3,0% |
3,5% |
4,0% |
4,5% |
II. Второстепенные (внутренние) | ||||
Между параллельно расположенными горками |
1,6% |
1,8% |
2,0% |
2,2% |
Между параллельно расположенными вешалами и примерочными кабинами |
1,4% |
1,6% |
1,8% |
2,0% |
Между горками и креслами для примерки обуви |
2,0% |
2,2% |
2,3% |
2,5% |
Между кабинами контролеров-кассиров |
0,6% |
0,6% |
0,6% |
0,6% |
Между кабиной контролера-кассира и стеной или витриной |
1,4% |
1,6% |
1,8% |
2,0% |
Площадь, кв.м. |
Коэффициент установочной площади |
Коэффициент демонстрационной площади в магазинах | ||||||
Прод. товаров |
Одежды |
Обуви |
Галантереи и трикотажа |
Культ., хоз. и спорт. товаров |
Товаров для детей, молодежи, женщин и мужчин |
Универсальных непродовольственных | ||
До 100 |
0,32 |
0,76 |
0,66 |
0,80 |
0,90 |
0,75 |
0,75 |
- |
101-250 |
0,31 |
0,75 |
0,63 |
0,76 |
0,88 |
0,74 |
0,74 |
- |
251-650 |
0,30 |
0,73 |
0,60 |
0,73 |
0,85 |
0,72 |
0,72 |
- |
651-1500 |
0,29 |
0,72 |
0,57 |
0,70 |
0,80 |
0,70 |
0,70 |
0,72 |
Свыше 1500 |
0,27 |
0,70 |
- |
- |
- |
- |
0,68 |
0,70 |
В среднем |
0,30 |
0,75 |
0,60 |
0,74 |
0,86 |
0,73 |
0,70 |
0,71 |