Лекции по «Основам теории управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:55, курс лекций

Краткое описание

В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_t_u.docx

— 166.13 Кб (Скачать файл)

Курс лекции «Основы теория управления»

Тема 1. Введение в менеджмент: сущность и содержание менеджмента

В упрощенном понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

Однако приведенное выше представление менеджмента является слишком общим для понимания сущности и отличительных особенностей специфической деятельности по управлению организацией для достижения ее целей. В литературе по менеджменту имеются различные определения этого понятия. В качестве примеров рассмотрим ряд из них, получивших наибольшее распространение:

  1. Менеджмент — это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей.

  1. Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).

  1. Менеджмент — это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Процесс управления характеризуется рядом особенностей: осуществляется непрерывно во времени и пространстве; охватывая все необходимое пространство, действует не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период; требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей; в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью: чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и включает все присущие ему элементы — предмет труда, средства труда, сам труд, а также его результаты.

Предметом и результатом труда в управлении является информация. В первом случае она «сырая», поэтому не может применяться на практике. В результате управленческой деятельности на ее основе вырабатывается решение, то есть новая информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого труда является все, что способствует осуществлению операций с информацией, — компьютеры, телефоны, авторучки и т. д.

Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой, являются объективные законы природы, общества и мышления. Законы мышления — это составная часть законов общества, а общество, в свою очередь, будучи составной частью природы, принадлежит ей и подчиняется ее законам. Законы природы вскрывают наиболее глубинные, наиболее общие основы бытия и развития объективного мира. Их недооценка и тем более игнорирование могут стать источником разрушительных противоречий, привести к экологическим катастрофам. Если игнорируются или недооцениваются законы общества, в нем наблюдаются социальная напряженность, конфликты, процессы деградации, что чревато крупными социальными потрясениями. Если же игнорируются законы мышления, деформируется развитие личности и общества. Из общих законов вытекают более частные законы управления.

Законы управления имеют двоякую трактовку: как акты, принимаемые законодательной властью; как объективная необходимость в природе и обществе. Из законов вытекают принципы управления — исходные, фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности. Идеи порождают цели — идеальный конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Поставив цель, необходимо решить множество задач. Задача — это совокупность вопросов и условий. Ее решают с помощью определенных методов, в данном случае это воздействие субъектов управления на объект для достижения цели. Метод реализуется с помощью функций — специализированного вида деятельности, выделившегося в процессе обособления управленческого труда. Объектом действия функций выступают социальные и экономические отношения.

Законы, принципы, цели, методы, функции и другие категории входят в механизм управления, который характеризует многообразие объективно-субъективных связей в управленческом процессе. Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном счете сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их деятельности. Чтобы управленческие отношения были эффективными, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия нет, их трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга в процессе работы, а следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Более того, субъект и объект управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. В противном случае рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут негативное влияние на результат работы.

Во-вторых, субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, ибо удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами, препятствуют этому. Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и связанные с этим негативные результаты для объекта.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию друг друга. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к их новому состоянию.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: один — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другой — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам. Иными словами, степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей объекта. Это составляет главную проблему управления в том случае, когда субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам работы с информацией, делового общения. Эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации». Основным источником, с помощью которого менеджер достигает своей главной цели — получения максимально возможной прибыли, являются ресурсы предприятия, его экономический потенциал. Различают материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы. Задача менеджера — использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого можно дать еще одно весьма существенное определение: менеджмент — это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающему получение максимальной прибыли.

В свете всего сказанного о менеджменте становится понятным, что эта деятельность опирается не только на соответствующую науку, сумму специальных знаний, но в не меньшей степени представляет собой своеобразное искусство, требующее от менеджера таланта и вдохновения. Уместно привести по данному поводу следующую полезную мысль: «искусство от науки отличается тем, что наука это мера, а искусство — чувство меры».

Тема Эволюция менеджмент: возникновение и развитие менеджмента

Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.

Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века. Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии. Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.

Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце начале XX века и превратило Америку в самый крупный (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.

Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем. Мы остановимся на рассмотрении только тех учений об  управлении, которые широко известны и приняты в большинстве стран мира. Учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению с позиций выделения различных школ, базирующихся на соответствующих концепциях.

1. Школа научного управления (1885—1920 гг.)

Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.

Первым этапом становления методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего.

Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:

  1. Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.

  1. Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.

  1. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

  1. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные универсальные принципы управления, следование,которым приведет рганизацию к успеху.

Авторами и видными последователями этой концепции  школы в целом были: А. Файоль, Ф. Урвик, Д. Муни, М. Вебер и Ральф С. Дэвис. А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований.

3. Школы человеческих  отношений и поведенческих наук (1930—1950 гг.).

В годы первой мировой войны интенсификация использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела, и дальнейшее повышение результативности последнего на ее основе стало уже невозможным. Наступило время использования интеллектуальных ресурсов личности, что потребовало принципиально новых подходов к управлению, ибо, как известно, умственной деятельностью руководить гораздо сложнее, чем физической.

Информация о работе Лекции по «Основам теории управления»