Лидерство в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства, согласно которой главную роль в деле становления лидера играют не личные качества того или иного человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал 21ее вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы, и необходимости его поиска..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Лидерские качества менеджера….………………………….……………5
Тактика работы с подчиненными………………………………………..11
Теории мотивации………….......................................................................15
Концепции лидерства…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ – филиал РАНХиГС» 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ГиМУ 
 
 
 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

Лидерство в менеджменте.

   
Выполнила студентка 2 курса

дневного отделения  группы 2111

факультета ГиМУ

Скворцова Дарина Дмитриевна

Проверил: старший преподаватель

Шапиро Ирина  Иосифовна                                                         Дата сдачи________________

Оценка___________________

Подпись__________________


 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Лидерские качества менеджера….………………………….……………5
  2. Тактика работы с подчиненными………………………………………..11
  3. Теории мотивации………….......................................................................15
  4. Концепции лидерства…………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………..25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Одной из важнейших  в управлении является проблема лидера. Последний, в сущности, также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет  за собой остальных, а те выступают  по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Лидерство является функцией социальной среды, персонифицированной  в отдельной личности, в наибольшей степени способной проявлять  инициативу.

         Должность формально  создает для руководителя необходимые  предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его  не делает. Можно быть первым лицом  в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден  приказом, а психологически признан  окружающими как единственный, кто  способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

         В крупных масштабах  систематическое изучение лидерства  было предпринято с начала 1930-х  гг. Тогда была поставлена цель выявить  те личностные характеристики, которые  делают человека лидером. Ими оказались: уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая  степень уверенности в себе, честность  и пр. Однако, исходящая из них  «теория великих людей» 1не могла объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечавший подавляющему большинству перечисленных требований.

         Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой  теории лидерства, согласно которой главную роль в деле становления лидера играют не личные качества того или иного человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал 21ее вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы, и необходимости его поиска.

         Конечно, личные качества и стиль руководства являются важными моментами успеха, но более  поздние исследования убедительно  доказали, что решающую роль в нем  могут сыграть ситуационные факторы, включающие в себя и личные качества исполнителей, и характер работы, особенности  внешней среды и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лидерские качества менеджера

         Человеку, претендующему  на роль лидера в группе, необходимо обладать определенными лидерскими качествами, особенно на этапах становления  лидерства. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в некоторой  степени определяет, почему одни члены  группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой  в качестве лидеров.

         Под лидерскими качествами лидера мы понимаем совокупность его  психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с  группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций.

         Перечисление качеств, трактуемых различными исследователями  как лидерские, можно продолжать долго. Однако чем длиннее становится их перечень, тем меньше в нем  практической пользы. Не вызывает сомнения, что лидер все-таки должен обладать какими-то качествами, отличающими  его от других членов группы. Перечень этих качеств необходимо составлять исходя из ситуационных переменных, среди  которых выделяются:

  • Социальные и демографические особенности группы
  • Специфика решаемых задач
  • Особенности профессионального взаимодействия и др.

         На основе анализа  научной литературы и эмпирического  исследования лидерских качеств  можно выделить обобщенную структуру лидерских качеств организационного лидера.

1. Индивидуально-личностные  качества

         Знание и чувствование себя. Лидеру необходимо хорошо знать  себя, уметь прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям. Чувствование себя, знание того, что человеку нравится и чего не хочется, являются важными элементами формирования адекватной Я - концепции, помогают ориентироваться на жизненном пути и понимать других людей. Эту идею развивал У. Беннис, отмечая, что знание своих сильных и слабых сторон и верность своим принципам являются важными качествами лидера.

         Уверенность в себе. Адекватно высокий уровень самооценки лидера в сочетании с уверенностью в себе повышают его решительность  в критических ситуациях и  помогают при необходимости идти на риск. Уверенность в себе позволяет  лидеру раздвигать границы своих  возможностей и приобретать новый  опыт. Эту идею обосновывал Б. Басс, который в 1981 году проанализировал  десять ведущих исследований лидерства  и подтвердил, что чувство уверенности  в себе, а также уровень самооценки у лидера значительно выше, чем  у последователей.

         Активная жизненная  позиция и стремление к лидерству. Активная жизненная позиция позволяет  лидеру быть в центре событий, что  необходимо для адекватной ориентации в ситуации. Стремление к лидерству  и достижениям является фактором, необходимым для саморазвития и  самосовершенствования лидера. Эту  идею поддерживает Стивен Кови.

         Моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках. Лидер является носителем норм и  ценностей группы, поэтому его  поведение и мировоззрение должны быть согласованы с нормами общечеловеческой морали — справедливостью, честностью, ответственностью, надежностью и  последовательностью в поступках. Б. Нанус это качество лидера называл  как «высокая честность и цельность  характера».

         Развитая лидерская  Я - концепция. Мировоззрение лидера и характер его взаимодействия с последователями во многом определяется лидерской Я -концепцией, включающей в себя систему представлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с окружающими. 

2. Организационно-управленческие  качества

         Обращенность в  будущее и видение перспективы. Для того чтобы лидер мог вести  группу за собой, он сам должен знать, куда идти. Для этого ему необходимо видеть перспективы деятельности группы. Это качество У. Беннис назвал как  «направляющее видение».

         Чувствительность  к ситуации и гибкость поведения. Лидер часто является участником сложного процесса и находится на «арене», где действует огромное количество различных сил, многие из которых порой находятся за пределами  его знания, понимания и контроля в настоящий момент. Поэтому чувствительность к ситуации, способность быстро в  ней ориентироваться и принимать  правильное решение необходимы организационному лидеру. Схожее качество Макс Де Пре называл «ситуативной проницательностью».

         Способность создавать  команду. Важным качеством индивида, определяющим успешность его становления  в роли лидера, является умение притягивать  к себе других (созидательными программами, идеями, идеалами) и создавать команду  единомышленников. Формирование корпоративных  целей и ценностей, а также  контроль приверженности к ним последователей являются одними из важнейших задач  лидера. Схожее качество лидера в более  широком виде Б. Нанус назвал как  «способность к построению организации».

         Способность организовывать группу на решение поставленной задачи. Это качество является одним из фундаментальных  для организационного лидера. Оно  включает в себя умение распределять функции между членами группы, способность мотивировать и воодушевлять их на выполнение задачи, координировать работу и т. п.

         Способность контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять. 

          Это качество  также обеспечивает успешность  выполнения организационным лидером  соответствующих управленческих функций.

         Готовность поддержать в трудную минуту. Нежелание лидера оказать последователю поддержку  в тех случаях, когда она очень  значима и он способен это сделать, как правило, лишает его лидерского статуса и последователей. Этот эффект является производным от феномена Ф. Хейдера, согласно которому, если лидер  воспринимается как человек, способный  достичь результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или  нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению  с лидером, неспособным достичь  желаемого, но предпринимающим явные  усилия для достижения цели. 

3. Социально-психологические  качества

         Межличностная чувствительность, способность понимать потребности  других людей. Лидерство является социальным феноменом и ориентировано на людей, поэтому видение других людей, чувствование их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер —последователи» во многом определяет успех организационного лидера. На значимость этого качества указывал Джеймс О’Тул.

         Коммуникативная компетентность. Умение быстро налаживать контакты с  людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе является важным качеством лидера и обеспечивает успешность его организационно-управленческой деятельности. Схожее качество Джон Гарднер называл «навыками работы с людьми».

         Умение создавать  условия для самореализации последователей. Умение создавать условия для  самореализации последователей является основой для формирования доверия  к лидеру и готовности последователей следовать за ним.

               Справедливость. Лидер выступает координатором взаимоотношений в коллективе и должен быть объективен и справедлив в оценке действий и поступков других людей.

         Способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних  инстанциях, брать на себя ответственность  за групповую деятельность. Лидер  является представителем группы, поэтому  способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за внутригрупповую деятельность является важным качеством организационного лидера. Необходимость лидеру схожего  качества обосновывал Джон Гарднер.

4. Перцептивно-лидерские  качества

         Наличие вышеперечисленных  качеств составляет лидерский потенциал  организационного лидера, но обладание  ими не обязательно превращает индивида в лидера. Каждое из них может  быть значимо и полезно как  для руководителя, так и любого человека, стремящегося в жизни к  успеху. На наш взгляд, качествами, которые  можно считать исключительно  лидерскими, являются те, которыми наделяет лидера группа. В соответствии с  этим особое значение приобретают: восприятие индивида группой как лидера; признание  его лидерского статуса и авторитета; наличие последователей, готовых  следовать за лидером; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.

         Можно утверждать, что  если группа не наделяет индивида этими  качествами, то лидером в этой группе он не является, что созвучно идеям, развиваемым в атрибутивных теориях  лидерства. 

Итак, в структуре  лидерских качеств организационных  лидеров мы выделили четыре основных компонента:

  1. Индивидуально-личностный — включает комплекс личностных и профессиональных качеств.
  2. Социально-психологический — включает качества, проявляющиеся в отношениях с другими людьми.
  3. Организационно-управленческий — включает качества, востребованные в контексте организационных взаимоотношений младших командиров с подчиненными.
  4. Перцептивно-лидерский — включает качества, которые приписывает лидеру группа.

Информация о работе Лидерство в менеджменте