Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 16:05, курсовая работа
Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства, согласно которой главную роль в деле становления лидера играют не личные качества того или иного человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал 21ее вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы, и необходимости его поиска..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Лидерские качества менеджера….………………………….……………5
Тактика работы с подчиненными………………………………………..11
Теории мотивации………….......................................................................15
Концепции лидерства…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………
Понятно, что в
деле удовлетворения потребностей высших
уровней деньги практически никакого
значения не имеют. Главное здесь
заключается в создании руководством
для этого необходимых
Так, социальные потребности
удовлетворяются с помощью
Потребности в уважении
реализуются через
Потребности в самовыражении могут быть удовлетворены через поощрение занятий творчеством, научными исследованиями, написание диссертаций, возложение сложных обязанностей.
Приблизительно в соответствии с пирамидой Маслоу на различных этапах карьеры меняется значение отдельных мотивирующих факторов, причем, как правило, в зависимости от срока пребывания работника в должности. Во время первого года работы главным фактором мотивации является вознаграждение, значимость решаемой задачи, а самостоятельность в этот период интересует работника мало. Между вторым и пятым годами она наоборот — главный фактор мотивации. После пяти лет работы большинство основных факторов мотивации не действуют, в том числе обогащение содержания работы и расширение ее рамок.
В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Она не учитывает индивидуальные особенности людей, влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивает на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу — вверх; считает, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию. Практика же показывает, что потребности не имеют хронологической последовательности и могут накладываться друг на друга.
В ряде случаев положения теории Маслоу оспариваются другими сторонниками содержательного подхода, среди которых, например доктор философии Гарвардского университета Д. Мак-Клелланд, выдвинувший теорию приобретенных потребностей. В ней по-своему представлены высшие уровни потребностей Маслоу, причем уже без иерархичности. Автор выделяет три их вида: в успехе, во власти и в причастности.
Потребность в успехе проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, и в случае результата и успеха, с удовольствием берут на себя персональную ответственность за дело.
Потребность в причастности реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки. Для ее удовлетворения обладателям ее необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и пр.
Потребность во власти
состоит в стремлении оказывать
влияние на людей, брать на себя ответственность
за их действия. Однако в данном случае
речь идет не только об административной
власти, но и власти авторитета, власти
таланта и т.п. Как мы уже видели,
одни люди ищут власти ради самой власти,
ради того, чтобы командовать окружающими,
утверждаясь таким образом в собственных
глазах; другим нужна власть для решения
назревших проблем организации, которые
они понимают лучше других и готовы взвалить
на себя все связанные с этим тяготы. Именно
последнюю форму потребности Мак-Клелланд
считает главной для менеджера.
Сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации считается концепция ERG К. Альдерфе-ра. Последний также выделяет: потребности существования, примерно соответствующие двум нижним ступеням пирамиды Маслоу; потребности связи в поддержании контактов, признании, самоутверждении, обретении поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени; потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.
Как и Маслоу, Альдерфер
рассматривает потребности в
иерархии, однако, в отличие от него
считает возможным переход от
одного их уровня к другому в различных
направлениях. Например, при невозможности
удовлетворить потребности
Еще одной концепцией в рамках содержательного подхода является двухфакторная модель магистра здравоохранения Ф. Герц-берга, разработанная им во второй половине 1950-х гг. Автор показал, что мотивирует на практике не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Причем, нарастание одной и убывание другой являются самостоятельными процессами, а поэтому факторы, влияющие на один из них, совершенно не обязательно должны воздействовать на другой.
Исходя из своей
модели, Герцберг предложил две своего
рода «шкалы», на одной из которых
изменение состояния
Герцберг показал, что присутствие мотивационных факторов оказывает значительное стимулирующее воздействие на результативность труда, но при удовлетворении соответствующих потребностей это воздействие исчезает. В то же время отсутствие удовлетворения этих потребностей демотивирующим моментом не становится. С «гигиеническими» потребностями дело обстоит наоборот — их отсутствие или недостаточное развитие вызывает у людей значительную неудовлетворенность и резко снижает стимулы к активной деятельности, однако присутствие еще не означает появления удовлетворенности, поскольку этим лишь создаются предпосылки для нее.Таким образом, Герцберг сделал на первый взгляд парадоксальный вывод, что с помощью заработной платы, как таковой, мотивировать людей нельзя.
Поскольку «гигиенические»
факторы не мотивируют работников,
а только предотвращают появление
у них чувства
Нужно иметь в виду, что между степенью удовлетворения отдельных потребностей и общим состоянием удовлетворенности или неудовлетворенности не всегда имеет место однозначная зависимость, так как недостаточное удовлетворение одних потребностей может компенсироваться избыточным удовлетворением других, а между причинами и следствиями существуют не только прямые, но и косвенные связи. Поэтому часто бывает сложно выявить действительные причины наблюдаемых симптомов удовлетворенности или неудовлетворенности, но в любом случае нужно как можно быстрее снять симптомы недовольства, а затем искать причины.
Практика показывает, что модель Герцберга лучше «срабатывает» в условиях высокой занятости и определенности ситуации.
Хотя Герцберг и
другие сторонники данной концепции
внесли важный вклад в понимание
мотивации и ее факторов, они не
учитывали многих обстоятельств, необходимых
для объяснения ее механизма, и в
первую очередь — поведенческих
аспектов и параметров внешней среды.
Этот недостаток в той или иной
степени преодолен авторами процессного
подхода.
Концепции лидерства
Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате этого выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции лидерства, ситуационные концепции лидерства и новые теории лидерства.
Исторически более ранними являются традиционные концепции.
Они основываются на
концепции лидерских качеств
и концепции лидерского поведения.
Сходство данных концепций и возможность
их объединить в одно направление
состоят в том, что они основаны
на рассмотрении лидера как человека,
наделенного уникальными
Концепция лидерских
качеств рассматривает лидеров
как особых людей с врожденным
набором определенных черт характера,
которые присущи только им. Главная
идея данной теории: лидерами не становятся
- ими рождаются. Наиболее известными
приверженцами и
Концепция лидерского
поведения предполагает возможность
подготовки лидеров по специальным
программам с помощью воспитания
в них соответствующих качеств.
Данная концепция послужила основой
для разработки программ подготовки
лидеров. Но, несмотря на многочисленные
и глубокие исследования, взаимосвязи
между чертами характера
На основе традиционного подхода появилась ситуационная концепция лидерства2, предложенная Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.
Общим для традиционных
и ситуационных концепций лидерства
является предположение, что результат
от управленческой деятельности взаимосвязан
с лидерскими качествами руководителя,
а, следовательно, и то и другое можно
изменить. В результате были созданы
новые концепции лидерства. Наиболее
известными из этих концепций являются:
концепция атрибутивного
Данные концепции
уделяют большое внимание душевным
качествам лидера и его способностям
через внутренний мир оказывать
влияние на подчиненных (последователей).
Все эти концепции имеют право на существование,
ни одна из них полностью не отражает феномена.
Заключение
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы
к изучению лидерства различаются
комбинацией трех основных переменных,
привлекающих внимание исследователей
по сей день: лидерские качества,
лидерское поведение и
Ранние
традиционные концепции предлагали
определять эффективное лидерство
на основе либо качеств лидера, либо
образцов его поведения. Ситуационность
в этих случаях во внимание не принималась.
Эти концепции в конечном счете
утонули в бесконечном
Подходы
основанные на ситуационности лидерства,
предлагали объяснять эффективность
лидерства через различные