Лидерство в организационной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия?

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие организационной системы………..………………………5
Глава 2. Понятие лидерства и руководства………………………………....8
2.1 Понятие и содержание лидерства…………………………………….….8
2.2 Понятие «формальный лидер»…………………………………………..8
2.3 Понятие «неформальный лидер»……………………………………….10
2.4 Различия неформально лидерства и формального руководства…….12
Глава 3. Управление лидерством в организации…………………………..16
3.1 Типы неформального лидера……………………………………………16
3.2 Сосуществование формального и неформального лидеров………….18
Заключение…………………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………...23
Список использованной литературы………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая2.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

Многие убеждены, что сам  факт существования неформального лидера – большая удача для компании. Если выявить неформального лидера и заручиться его поддержкой, руководитель может намного облегчить себе жизнь. Неформальный лидер будет проводить идеи, и подкреплять распоряжения начальника. К тому же люди с лидерскими качествами – лучший кадровый резерв, именно сотрудников с такими качествами в первую очередь назначают на руководящие посты. Проще доучить человека, чем сделать из него лидера.

Специалисты считают, что  неформальный лидер появляется там, где руководитель упускает какие-либо функции – неформальный лидер  берет их на себя. Чаще всего недостаточное  внимание директор уделяет управлению персоналом: мотивации, контактам с  сотрудниками. В результате нарушается процесс коммуникации между руководителем  и коллективом. Для людей это  равнозначно отсутствию лидера как  такового, поэтому у них появляется необходимость в лидере неформальном. Директору в этой ситуации нужно  как можно быстрее восстанавливать  функции и коммуникации, «перехватить»  функции у неформального лидера. Например: если ходят слухи –  подробнее информировать подчиненных, не хватает общения – устроить корпоративное мероприятие, а главное  – постоянно держать обратную связь с сотрудниками. Иначе влияние  «неформала» будет усиливаться не по дням, а по часам.

Однако неформальные лидеры могут наносить и вред бизнесу. Они  могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения и разлагать коллектив. Противостояние двух лидеров постепенно перетекает в плоскость борьбы за власть, когда  каждый начинает бороться за влияние  на сотрудников. В результате у коллектива снижается мотивация, и люди перестают  вкладывать душу в работу.

Чаще всего вред наносят  неформальные лидеры, которые по совместительству руководят профсоюзами. Если они  не согласны с решением руководителя, то могут склонить на свою сторону  весь коллектив. В одной фармацевтической компании в противовес такому профсоюзному лидеру руководство организовало еще  один профсоюз, куда переманило большинство  сотрудников. Неформальный лидер, поняв, что остался ни с чем, пошел на уступки.

Деструктивными лидерами могут стать и так называемые ветераны, которые достаточно опытны и хорошо выполняют свои обязанности, однако их по разным причинам не продвигают по службе. Ситуация может усугубляться, если начальник отдела намного моложе ветерана. Неформальному лидеру становится обидно, и он начинает вставлять палки в колеса. Увольнять неформальных лидеров специалисты советуют в самом крайнем случае: коллектив будет слишком долго переживать уход такого человека. К тому же своим уходом лидер только докажет несостоятельность начальника. Лучше всего неформальных лидеров рассматривать как партнеров, а не как врагов, его нужно заинтересовать. Руководитель может убедить оппозиционера в правильности своей позиции, приглашая, например, в команду по разработке стратегии. При этом не важно, какую должность в компании занимает неформальный лидер. Он самореализуется, начинает по-другому воспринимать распоряжения руководства и становится распространителем идей в коллективе. Как правило, сотрудник зажигается, начинает жить целями компании, профессионально растет и через какое-то время может занять руководящий пост, если он обладает и другими компетенциями, необходимыми руководителю. В критических случаях можно планомерно подрывать репутацию лидера, компрометировать его в глазах коллектива.

В случае конфликта с неформальным лидером руководителю нужно попытаться понять, что он делает неправильно, встать на место неформального лидера. Тогда руководитель сможет лучше  понять собственные недостатки и  слабости. А если начальник не может  справиться с неформальным лидером, то, что он тогда за начальник [11].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неформальный лидер –  это член коллектива, занимающий отнюдь не руководящую должность, но благодаря  определенным качествам в сочетании  с жизненным опытом и поведением имеет на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель.

Основные различия в понятиях лидерства и руководства можно  определить следующими основными положениями:

1. лидер, в основном, осуществляет  регулирование межличностных отношений  в группе, а руководитель –  регулирует официальные отношения  группы как социальной организации;

2. лидерство – это элемент  микросреды, руководства – элемент  макросреды, то есть оно связывается  с системой общественных отношений;

3. лидерство – это результат  стихийного процесса, руководство  – это результат назначения, целенаправленного  процесса, который осуществляется  под контролем различных элементов социальной структуры;

4. лидерство – это явление  менее стабильное, так как оно  зависит от настроений группы, руководство – явление более  стабильное;

5. руководство, в отличие  от лидерства, более санкционированное явление;

6. процесс принятия решений,  который производит руководитель, является более сложным и зависящим  от множества различных обстоятельств,  лидер же принимает более непосредственные  решения, которые касаются групповой  деятельности;

7. сферой деятельности  лидера является, в основном, малая  группа; сфера действий руководителя является более широкой.

С точки зрения роста эффективности  коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и  деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно  низкой, ибо это может негативно  сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.

Во взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или  иные лидерские позиции в коллективе первому необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в  союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны. Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И  не только поощрять лидерство, но и  самому включаться в этот процесс. Успех  в нем важен не только лично  для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в  достижимости поставленных целей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выявление лидерских  качеств личности

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик носителей психики с помощью специальных методик, именуемых тестами.

Психологический тест – это стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.

Используется методика «Тест  на выявление лидерских качеств личности».

Эта методика предназначена  для того, чтобы оценить способность  человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и  по его ответам на эти вопросы  делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один [6].

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 50 вопросов. Эти ответы покажут, обладаете ли Вы качествами личности, которые должны быть у  лидера. К каждому из вопросов даны два варианта ответов. Выберете и  отметьте те варианты ответов, которые больше всего Вам подходят».

1. Часто ли вы бываете  в центре внимания окружающих?

- Да

- Нет

2. Считаете ли вы, что  многие из окружающих вас людей  занимают более высокое положение по службе, чем вы?

- Да

- Нет

3. Находясь на собрании  людей, равных вам по служебному  положению, испытываете ли вы  желание не высказывать своего  мнения, даже когда это необходимо?

- Да

- Нет

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

- Да

- Нет

5. Испытываете ли вы  удовольствие, когда вам удается  убедить кого-то в чем-то?

- Да

- Нет

6. Случается ли, что вас  называют нерешительным человеком?

- Да

- Нет

7. Согласны ли вы с  утверждением: «Все самое полезное  в мире есть результат деятельности  небольшого числа выдающихся  людей»?

- Да

- Нет

8. Испытываете ли вы  настоятельную необходимость в  советчике, который мог бы направить  вашу профессиональную активность?

- Да

- Нет

9. Теряли ли вы иногда  хладнокровие в разговоре с  людьми?

- Да

- Нет

10. Доставляет ли вам  удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

- Да

- Нет

11. Стараетесь ли вы  занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место,  которое позволяло бы вам быть  в центре внимания и контролировать  ситуацию?

- Да

- Нет

12. Считаете ли вы, что  производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

- Да

- Нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

- Да

- Нет

14. Теряетесь ли вы, если  люди, окружающие вас, выражают  несогласие с вами?

- Да

- Нет

15. Случалось ли вам  по личной инициативе заниматься  организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

- Да

- Нет

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов,  то вы:

- будете рады, если ответственность  за это дело возложат на кого-нибудь другого

- возьмете на себя ответственность,  и сами доведете дело до  конца. 

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:

- настоящий руководитель  должен уметь сам делать то  дело, которым он руководит, и  лично участвовать в нем

- настоящий руководитель  должен только уметь руководить  другими и не обязательно делать дело сам

18. С кем вы предпочитаете  работать?

- с покорными людьми 

- с независимыми и самостоятельными  людьми 

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

- Да

- Нет

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с  властностью вашего отца?

- Да

- Нет

21. Умеете ли вы в  дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону  тех, кто раньше был с вами не согласен?

- Да

- Нет

22. Представьте себе такую  сцену: во время прогулки с  друзьями по лесу вы потеряли  дорогу. Приближается вечер, и  нужно принимать решение. Как  вы поступите?

- дадите возможность принять  решение наиболее компетентному из вас

- просто не будете ничего  делать, рассчитывая на других

23. Есть такая пословица:  «Лучше быть первым в деревне,  чем последним в городе». Справедлива ли она?

- Да

- Нет

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

- Да

- Нет

25 Может ли неудача  в проявлении инициативы заставить  вас больше никогда этого не делать?

- Да

- Нет

26. Кто, с вашей точки  зрения, истинный лидер?

- самый компетентный человек

- тот, у кого самый  сильный характер

27. Всегда ли вы стараетесь  понять и по достоинству оценить людей?

- Да

- Нет

28. Уважаете ли вы дисциплину?

- Да

- Нет

29. Какой из следующих  двух руководителей для вас предпочтительнее?

- тот, который все решает  сам

- тот, который всегда  советуется и прислушивается к мнениям других

30. Какой из следующих  стилей руководства, по вашему  мнению, наилучший для работы  учреждения того типа, в котором  вы работаете?

- коллегиальный 

- авторитарный 

31. Часто ли у вас  создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

- Да

- Нет

32. Какой из следующих  двух «портретов» больше напоминает  вас?

- человек с громким  голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет

- человек со спокойным,  тихим голосом, сдержанный, задумчивый

33. Как вы поведете себя  на собрании и совещании, если  считаете ваше мнение единственно  правильным, но остальные с ним не согласны?

- промолчу

- буду отстаивать свое  мнение

34. Подчиняете ли вы  свои интересы и поведение  других людей делу, которым занимаетесь?

- Да

- Нет

35. Возникает ли у вас  чувство тревоги, если на вас  возложена ответственность за  какое-либо важное дело?

- Да

- Нет

36. Что бы вы предпочли?

- работать под руководством  хорошего человека

- работать самостоятельно, без руководителя

37. Как вы относитесь  к утверждению: «Для того чтобы  семейная жизнь была хорошей,  необходимо, чтобы решение в семье  принимал один из супругов»?

- согласен

- не согласен

38. Случалось ли вам  покупать что-либо под влиянием  мнения других людей, а, не  исходя из собственной потребности?

Информация о работе Лидерство в организационной системе