Лидерство в управлении персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Параметры эффективного руководства 5
1.1. Роль и функции руководителя 5
1.2. Характеристики и личные качества руководителя 7
1.3. Стратегия руководства коллективом 10
1.4. Стили руководства 14
Глава 2. Идеальное руководство – лидерство 18
2.1. Понятие и теория лидерства 18
2.2. Типология и формирование имиджа лидера 21
2.3. Оценка эффективности управления персоналом 24
Глава 3. Власть и авторитет руководителя организации 26
3.1. Структура власти руководителя 26
3.2. Ресурсы и виды власти 27
3.3. Авторитет руководителя – как элемент управления 30
Заключение 33
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент организаций.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
 

      В современной интерпретации в  зависимости от особенностей взаимоотношений  руководителя и подчиненных стилю  руководства делятся на:

    - патриархальный;

    - харизматический;

    - автократический;

    - бюрократический.

      1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.

      2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации  своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.

      3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-администратиной системы в СССР.

      4. Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Данный стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля. Он сохраняет за руководителем функцию принятия решений в форме разнообразных нормативных актов, однако, максимально структурируя систему взаимоотношений руководства – подчинения, по существу  усиливает власть аппарата, составителей и контролеров нормативных актов.

     Для эффективного лидера характерно следующее:

    - следует высоким этическим стандартам;

     - умеет организовывать совещания команды;

     - заботиться об информированности команды;

     - вдохновляет членов команды;

     - заботится о клиентах;

     - увеличивает благосостояние членов команды;

     - поощряет обучение и самообучение членов команды; 
 
 

Глава 2. ИДЕАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО - ЛИДЕРСТВО

    1. Понятие и теории лидерства

      Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Слово «лидер» в  переводе с английского (leader) означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделать следующие основные подходы к его трактовке:

  1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
  2. Лидерство – есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.
  3. Лидерство – это влияние на других людей, однако, не любое, а отвечающее следующим условиям:

    - влияние должно быть постоянным;

    - руководящее действие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию);

    - лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;

    - влияние лидера, особенно организационного, должно быть легитимным, опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы на признание правомерности руководства.

  1. Лидерство – это неформальное влияние. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Неформальное лидерство акцентируется на субъективной стороне эффективного руководства. На практике любой руководитель стремится быть  (наравне с формальным лидерством) неформальным лидером.

      Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

      В социологии и политологии различают  формальное и неформальное лидерство.

      Формальное  лидерство рассматривается как влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывается на руководящем положении с обладанием властью и ресурсами.

      В противоположность формальному  неформальное лидерство интегрируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

      Оба этих аспекта характеризуют эффективное  руководство.

      Среди черт, присущих лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и особенно готовность брать на себя

      Особой, достаточно современной группой  концепций лидерства, примыкающей  к теории черт, являются концепции харизматического лидерства.  Согласно концепции харизматического лидерства, подлинным лидером является лишь тот, кого подчиненные наделяют харизмой, выдающимися качествами.

      Харизматические лидеры всячески подчеркивают символический («благородный», «героический» и т.п.) характер трудовой деятельности, ее нравственные аспекты. Благодаря этому, вклад сотрудников в реализацию организационных целей получает внутреннюю нравственную  мотивацию. Центральную роль в концепции коллективного харизматического лидерства играет вера в собственную компетентность и способность решать трудные задачи. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную производительность членов группы, их упорство в труде и преодолении трудностей.

      В группе с харизматическим лидерством первостепенную значимость играют не внешние стимулы, а внутренняя мотивация, привлекательность самовыражения, осознание собственной значимости, призвание со стороны лидера и товарищей.

      Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради достижения, идентификации себя с ними и с группой.

      В реальной жизни одной из слабостей  этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость  деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера.

      Заметным  шагом вперед к реальным условиям является факторно-аналитическая концепция лидерства. В ней различаются чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные достижением определенных целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятия целей и задач, связанных с конкретной  ситуаций. Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определения социальных условий.

      Идея  зависимости от социальных условий обосновывается на ситуационной концепции. Как писал Р. Стогдилл, «лидерство – есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях».

      Так, например, стать лидером в криминальной организации, типа небезызвестной российской компании ОАО «МММ» могут ловкие, бойкие, аморальные личности, способные  в любой момент переступать закон  и нормы социальной справедливости. Но такой тип личности не имел бы шансов занять место лидера, например в религиозной или благотворительной организации.

      Совокупность  различных теорий лидерства позволяют  увидеть разнообразные стороны  этого феномена, однако еще не дает его целостной картины. Попытку  решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой его интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента (составляющие) лидерства:

      - черты лидера;

      - задачи, которые он призван выполнять;

      - его последователей;

      - механизм взаимодействия лидера и его конституентов.

      Несмотря  на обилие теорий лидерства, создать  единую, универсальную концепцию  этого явления, по всей вероятности, невозможно.

      В реальной жизни, применительно к  анализу конкретных людей различные  концепции лидерства необходимо использовать в комплексе. 

2.2. Типология и формирование имиджа лидера

            Наиболее простой  и широко распространенной классификацией лидерства  в организации является выделение трех типов:

  1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на базе реализации производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.
  2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения.
  3. Ситуационно лидерство. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации.

      Формирование  имиджа, обеспечивающее признание руководителя лидером группы представляет собой сформировавшийся у подчиненных и окружающих в целом устойчивый, преимущественно эмоциональный образ руководителя.

      Имиджи  руководителей и любых людей  имеют определенную классификации. По характеру оценки имиджи делятся на: положительные и отрицательные (позитивные и негативнее). Отрицательный имидж руководителя неизбежно снижает эффективность его работы.

      Второй  весьма распространенной классификацией имиджей является их деление на: личные (персональные) и деловые (профессиональные).

      Личный имидж руководителя – это устойчивое оценочное мнение о нем как о человеке, личности. Деловой имидж связан с профессиональной компетентностью руководителя, его способностью решать возложенные на него организаторские задачи.

      Наиболее  дифференцированную, значимую характеристику имиджа руководителя дает выделение в нем  шести аспектов, или видов:

      1. Средовой имидж – это устойчивое мнение, складывающееся о руководителе по непосредственно окружающей его среде: кабинету, офису, рабочему месту, расстановки мебели, секретарю, машине и т.п. Если, например, кабинет руководителя представляет собой обшарпанную, грязную комнату,  наряду с неопрятным грубым секретарем, то у любого посетителя невольно складывается негативный образ о руководителе.

      2. Габитарный (от лат. Habitus внешний, внешность) имидж – это устойчивое мнение, складывающееся о руководителе по его внешнему виду: «габаритам» (телосложению), лицу, прически, макияжу, одежде.

      3. Продуктный имидж – это устойчивое мнение, складывающееся о руководителе по той продукции, к производству которой он непосредственно причастен. Это может быть как материальная продукция, так и информационные сообщения. В России существует явная недооценка продуктного имиджа и в первую очередь имиджевого влияния документов и деловых писем. Особенно это бросается в глаза при переписки с зарубежными партнерами. Следует помнить, что в деловом общении оформление документов нередко может оказывать не меньшее влияние, чем их содержание.

      4. Вербальный имидж – это устойчивое мнение о человеке, формирующееся на основе его устной и письменной речи, а также паравербальной (внятность, дикция, интонирование, громкость, тем, паузы, слова-паразиты и т.п.) информации, сопровождающей речь. Ясность и четкость мыслит, логичность и аргументированность сообщений, доступность языка повышают убедительность сообщений и эффективность деловых коммуникаций.

      5. Кинестический имидж – мнение, складывающееся о человеке по его кинестике: положению тела и его частей в пространстве, мимике, жестикуляции, походке, характеру движений.

Информация о работе Лидерство в управлении персоналом