Лидерство и его теории происхождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1) Подобрать и изучить литературу по данной теме.
2) Дать определение понятия лидер
3) Проанализировать основные теории и качества лидера
4) Выявить влияние воспитания на лидерские качества личности
5) Провести исследование и анализ в отделе продаж компании ОАО Сан ИнБев»
5) Сделать выводы на основании полученных результатов.
6) Дать рекомендации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….……………………………………...…………..3 1. ЛИДЕРСТВО И ЕГО ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ…………..………...…………4
Качества лидера……...………………….…………………………………………….4
Теории лидерства……………………………………………..……...…….…………5
Детство и подростковый возраст главный период человека в развитии и воспитании личности……………….…..…………………….………………………7
1.4 Самовоспитание.……………………………………………….…………………….11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА В КОМПАНИИ ОАО «САН Ин Бев»…………………………………...…………………………………………………..15
2.1 «Сан ин бев» - пивоваренная компания……………………...….….……………..15
2.2 Тестирование и диагностика результатов…………….…...…....………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...………….…...…………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…...………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ…………………………….……………………………………...…………..3                                                                                           1. ЛИДЕРСТВО И ЕГО ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ…………..………...…………4  

    1. Качества лидера……...………………….…………………………………………….4
    2. Теории лидерства……………………………………………..……...…….…………5
    3. Детство и подростковый возраст главный период человека в развитии и воспитании личности……………….…..…………………….………………………7

1.4 Самовоспитание.……………………………………………….…………………….11                                                                       

2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА В КОМПАНИИ ОАО «САН Ин Бев»…………………………………...…………………………………………………..15

2.1 «Сан ин бев» - пивоваренная компания……………………...….….……………..15

2.2 Тестирование и диагностика  результатов…………….…...…....………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...………….…...…………………...19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…...……………20

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……..………………..21 
ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек хочет, что бы его ценили как знающего специалиста. Что бы его заслуги были признаны другими, что бы им восхищались, нуждались в нем. Хороший руководитель - это лидер. А актуализация роли управления в жизни современного общества обусловливает все возрастающий интерес к проблеме лидерства. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема лидерства изучается многими учеными и стала поистине междисциплинарной, но психологам принадлежит приоритет как в количественном отношении (по числу теорий, проведенных экспериментов, публикаций, исследовательских центров), так и по разработанности проблемы. Интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера.

Цель работы:

1) Подобрать и изучить литературу по данной теме.

2) Дать определение понятия лидер

3) Проанализировать основные теории и качества лидера

4) Выявить влияние воспитания на лидерские качества личности

5) Провести исследование и анализ в отделе продаж компании ОАО Сан ИнБев»

5) Сделать выводы на основании полученных результатов.

6) Дать рекомендации

 

 

 

 

 

    1. ЛИДЕРСТВО И ЕГО ТЕОРИИ ПРОИСХРЖДЕНИЯ

 

Лидер – (от англ. Leader – ведущий, первый, идущий впереди) – лицо в какой – либо группе (организации),  пользующийся большим авторитетом, обладающий влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

 

1.1 Качества лидера

 

Существуют шесть основных качеств лидерства:

Воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.1

 Знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.

Талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.

Решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.

Жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.

Притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду.

Выделяют две группы лидеров: "Игроки" и "Открытые". «Игроки» используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, чтобы добиться более высокого положения они ни перед чем не остановятся.2

«Открытые». Лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам». Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. «Открытые» лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем «игроки», так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

 

1.2 Теории лидерства

 

Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.3

Теории «характерных черт», в некотором роде похожи на теории «великого человека».Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

Теории «обстоятельств». Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.

Ситуационные теории. Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

 Бихевиористские теории. Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.

Теории силы и влияния. Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.

 Трансакционные теории. «Теории Управления».Теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.

 Трансформационные  теории. В основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.

1.3 Детство и подростковый возраст  главный период человека в развитии и воспитании личности.

 «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая жизнь, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, - писал В.А. Сухомлинский. - В детстве начинается длительный процесс познания - познания умом и сердцем...» Отношение к детству как к самому ценному времени жизни делает детей полноценными личностями и на данный момент, и на будущее, рождает такие качества личности, которые помогают человеку быстрее определиться.4 Ребенок ни физически, ни психически не может существовать без взрослых: его мысли, чувства, переживания производны от взрослого мира. На формирование личности по-разному влияют такие факторы как: семья, личность педагога, коллектив, средства массовой информации, общественные организации, стихийно образовавшиеся группы, система культурного обслуживания населения.      

Воспитание - взаимодействие воспитателей и воспитанников. Поэтому в нем имеются не только воспитательные воздействия, но и обратная связь, без которой не может быть взаимодействия. Изучение обратной связи помогает определить эффективные условия педагогического воздействия и раскрыть движущие силы развития личности. Личность можно представить как систему отношений человека с миром.5

 Развитие - это изменение  человека под влиянием его  социально обусловленной деятельности. Оно в значительной мере управляемо. Управлять своим развитием может  и сам человек. Когда на развитие  накладывается воспитательное самоуправление  личности, развитие превращается  в самовоспитание. Полнее: самовоспитание - это изменения человека под  влиянием его социально обусловленной  деятельности, управляемой человеком  в целях своего развития. Суть  воспитания в том, что воспитатель  воздействует, воспитуемый действует, изменяясь тем самым в процессе  и в результате этого и оказывая  обратное влияние на развитие  педагогической деятельности и личности воспитателя.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Так не выступает ли игра - в любой деятельности – особой школой индивидуальности? В педагогике существует ряд основополагающих принципов и методов воспитания. Ниже приведены некоторые из них.

Метод обучения например, дает наибольший эффект в сочетании с использованием примера лидирующей личности. Для того чтобы ребенок стал действовать по примеру, необходимо прежде всего, желание быть похожим на того, кто затронул его чувства и направил деятельность. А желание быть похожим реализуется в процессе подражания. Когда пример получил отражение в деятельности человека можно говорить о его активном влиянии на личность.

Метод организации деятельности подразумевает выработку навыков координации групповой деятельности. Но в группе каждый должен заниматься своим делом ради достижения общей цели, ведь лидер, не имеющий представлений о делегировании полномочий - плохой лидер. Кроме того, лидер должен уметь брать на себя ответственность за себя и за своих подчиненных. Это способствует желанию проявлять инициативу. Более того: позволяя людям самим принимать решения, лидер тренирует их в реальных условиях.

Немаловажное значение имеет принцип наблюдения и показа действий. Обучая своих воспитанников, педагог акцентирует внимание на наблюдении за действиями лидера, комментирует и обсуждает их, подчеркивает наилучшие черты, указывает на ошибки. Организовывает специальные ситуации, в которых воспитанник должен сыграть роль лидера: разрешить конфликт, поставить цель, принять решение и т.д.

Труд так же выступает как средство и метод воспитания личности.                      
Не исчерпал себя и такой метод, как метод поощрений и наказаний. Следует отметить, что наказание непременно должно быть адекватно совершенному поступку. Но пока люди остаются людьми, ошибки будут случаться неизбежно. И

наказание далеко не всегда помогает - оно лишь пробуждает в людях негодование. Хороший лидер понимает это, поэтому добивается наилучших результатов даже в наихудших обстоятельствах.

 Решающую роль в формировании личности на первоначальном этапе играют семья и дошкольные учреждения, но наиболее интенсивно нравственное воспитание начинает осуществляться в период школьного обучения. Недооценка нравственного воспитания в школе создает существенный пробел во всей воспитательной работе. В отрочестве происходит становление социально-нравственных качеств личности как устойчивых черт характера. Последний возрастной период в подготовке человека к самостоятельной жизни - юность.6 Это время обучения в старших классах школы и в вузе. Здесь совершается переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Большое место здесь занимают самовоспитание и самоконтроль. Юношеский возрастной период - это период выработки научного мировоззрения, собственных моральных, политических и идеологических убеждений. В этот период молодежь выбирает специальность, расширяет круг общественно-политических ролей и обязанностей. Именно в это время человек сознательно определяет свое отношение к жизни, выбирает жизненный путь.

Информация о работе Лидерство и его теории происхождения