Далее Ли решил максимально четко представить,
как бренд Ford воспринимают покупатели.
На самом деле, вопрос был далеко не праздным.
Если GM всегда имела репутацию фирмы, выпускающей
большие и роскошные машины, — даже народный
Chevrolet выглядел дороже и богаче прямых
конкурентов, а бренды Chrysler отличались
высоким, по тем временам, во всяком случае,
инженерным уровнем, то Ford не имел четко
выраженного позиционирования. Макнамара
одно время пытался сделать фишкой «Форда»
пассивную безопасность, но его инициатива
явно опередила время и не нашла понимания
у покупателя. Положение усугублял и грандиозный
провал торговой марки Edsel, стоившей «Голубому
овалу» сотен миллионов долларов убытков.
Чтобы понять, куда двигаться дальше,
Якокка инициировал широкомасштабное,
дорогостоящее и совершенно непривычное
по тем временам исследование рынка. Согласно
его результатам, дети бэйби-бумеров, рожденные
в период демографического взрыва первых
послевоенных лет, к середине 60-х достигнут
водительского возраста, а к 1970-му количество
молодых водителей в США возрастет до
11 миллионов. Какой автомобиль нужен вчерашним
школьникам? Что-то недорогое, лишь в меру
практичное, а главное яркое, бросающееся
в глаза.
Вооружившись этими данными и призвав
на помощь все свое красноречие, Якокка
выбил бюджет на новый автомобиль. Пусть
75 миллионов небольшая сумма, но для начала
было достаточно. Деньги потратили с умом.
Взяв за основу броский фастбэк студии
экспериментальных разработок, инженерная
команда Ford из узлов и агрегатов уже выпускаемых
моделей — в основном Falcon и Fairlane — построила
новый автомобиль. Компактный размер,
яркая, ни на что не похожая внешность
с явно спортивными нотками, а главное,
низкая цена сделали свое дело.
В это сложно поверить, но красавец Mustang
построен на узлах и агрегатах совершенно
непривлекательного внешне, хотя и весьма
популярного Ford Falcon.
Когда участникам фокус-групп показывали
перспективный Mustang — а это был именно
он, — то все находили его привлекательным
внешне, но не слишком практичным: всего
две двери, тесноватый диван, скромный
багажник. Большинство респондентов склонялись
к тому, что не будут покупать такую машину
— в их представлении дорогую и не очень
удобную.
«Но когда мы называли реальную стоимость
машины, оказывавшуюся на $500-1000 ниже их
самых смелых предположений, тональность
заявлений сразу менялась, — вспоминает
Якокка. — Минусы Mustang тут же уходили на
второй план, уступая место восторгам».
Представленный 17 апреля 1964 года Ford Mustang
стал одним из самых успешных дебютов
в истории автомобилестроения. За первые
четыре месяца было продано 120 тысяч машин,
а концу модельного года тираж вырос до
680 992 автомобилей. В следующем году покупателей
нашли еще свыше 600 тысяч автомобилей.
И по итогам 1965-го продажи Мустанга опередили
результаты Buick, Oldsmobile, Mercury, American Motors, Chrysler
и Cadillac вместе взятых!
Феноменальный успех Mustang, не только принесшего
фирме миллионы долларов прибыли, но и
перевернувший всеобщее представление
о Ford, не был случайностью. Якокка не раз
доказывал это и в дальнейшем. Он поднял
с колен чахнувшее отделение Mercury-Lincoln.
Модель Cougar, представлявшая собой более
дорогой и роскошный вариант Mustang, быстро
завоевала популярность и заставила многих
по-новому взглянуть на бренд. Ну а Lincoln
Mark III — перелицованная версия Ford Thunderbird
— вовсе добилась невозможного. В первый
же полный год продаж «трешка» обошла
по продажам Cadillac Eldorado — успех, к которому
фирма шла с конца 30-х годов. Среди других
подвигов Якокки значится и разработка
компактных моделей, включая весьма успешные
Maverick и Fiesta.
Появление в 1967-м Cougar открыло второе дыхание
в стареющий бренд Mercury. Не исключено, что
только благодаря этой «дикой кошке» полюксовая
марка империи Ford просуществовала еще
почти 50 лет.
Идея сверхудачного Lincoln Continental Mark III пришла
Якокке во время бессонной ночи. «Находясь
по служебным делам в Канаде, я лежал в
постели в гостиничном номере не в состоянии
уснуть. Внезапно мне пришла в голову идея.
Я позвонил нашему главному дизайнеру,
Джину Бординату, и сказал ему: «Я хочу
поставить радиаторную решетку Rolls Royce
на Ford Thunderbird».
Кроме того, в отличие от многих предшественников,
Якокка активно пропагандировал развитие
автоспорта, считая победы в гонках первостепенно
важными для имиджа компании. Именно тогда
к Ford пришли успехи в Indy-500, Формуле-1, Ле-Мане,
а также на трассах раллийных чемпионатов.
И это уже не говоря о попытке — едва не
увенчавшейся успехом — купить фирму
Энцо Феррари.
Генри Форд II воспитывался за
«закрытыми дверьми», состоятельные родители
и дедушка всегда беспокоились о безопасности
мальчика. С раннего детства Генри привык
недоверчиво относиться к людям, видя
в их поступках потайные желания, направленные
против него. Будучи управленцем, он не
мог терпеть рядом с собой сильных людей,
не ценил их за таланты и мог уволить в
любой момент без объяснения причины.
Он просто отдавал приказ, и еще одна многообещающая
карьера бесславно заканчивалась без
всякого дополнительного расследования
обстоятельств. Такая участь ждала
и Ли Якокку – к тому времени достигшего
поста президента компании.
Ли Якокка не заставил себя
ждать, как новый президент компании. Тут
он в полную меру развернул свой талант
и занялся любимым делом. К безоговорочно
высокому рейтингу в США прибавилась и
все нарастающая популярность в Европе,
после грандиозного успеха с Fiesta. Именно
это и стало последней каплей терпения
Генри.
Каждый раз, бывая в Европе,
Генри встречался с коронованными особами,
любил вращаться в этих кругах и был с
ними на короткой ноге. Он на столько преклонялся
перед Европой, что даже поговаривал о
том, чтобы переехать туда после отхода
от дел. Европа была для него вотчиной.
И когда в крупнейших залах Старого Света
начали раздаваться аплодисменты в честь
Ли Якокка, он забеспокоился.
Как и у каждого управленца
у Генри имелись «запретные зоны» для
его сотрудников. Одной из них была Европа.
Второй такой зоной был Уолл-Стрит. На
одной из встреч с представителями финансового
общества на Уолл-Стрит Генри провалил
свою речь. Как опытный управленец и второе
лицо компании Якокка не растерялся и
продолжил. Но тем самым и переступил вторую
запретную черту Генри. Сыграла свою роль
и болезнь Генри. Он был убежден, что если
с ним что-нибудь случится, то Якокка сумеет
обвести его семейство вокруг пальца и
прибрать компанию к своим рукам. Это все
и стало причиной, а вернее сказать, формальным
поводом для Генри Форда II — владельца
семейного бизнеса и внука Генри Форда,
чтобы указать на дверь своему президенту.
Отношения между ними расстроились уже
давно. Ли упрекал Генри во вспыльчивости,
недальновидных поступках и решениях,
а главное, в непонимании принципов, по
которым работает и как зарабатывает деньги
автомобильная компания. Форд же утверждал,
что к середине 70-х Якокка просто потерял
свой чудный дар создавать правильные
продукты, которых требует рынок.
Тем не менее, компания Форд
все еще оставалась акционерным обществом,
и принимать решения единолично об увольнении
президента компании Генри не мог. Тогда
он начал действовать.
Он не брезговал ничем: просматривал
личные записи Ли Якокка, закупал оборудование
для прослушивания кабинетов и все время
пытался разузнать компрометирующие факты.
Но Генри Форд недооценил своего
президента. Тогда по компании поползли
слухи, что он составил список близких
друзей Ли Якокка на увольнение, что как
оказалось позже было реальностью. Таким
методом он хотел отобрать у Ли всю поддержку,
даже ценой таланта и загубленной карьерой
этих людей.
Позже он открыто объявил войну,
решив переконструировать систему управления
в компании. Генри разумеется остался
председателем и главным руководителем,
а Ли президентом, с одной лишь разницей.
Теперь он был уже не второе лицо компании,
а третье. Таким образом, Генри публично
унизил его пред его же подчиненными, возвысив
одного из них на Якокка.
На этом Форд не остановился
и начал открытое, крупномасштабное расследование,
направленное на детальное рассмотрение
деятельности Ли Якокка на предприятии.
Он не жалел ни денег, ни времени, ни сил.
В открытую проводились допросы сотрудников,
проверялись все финансовые отчеты и командировочные
расходы. Затратив на это более двух миллионов
долларов из бюджета компании, Генри так
и не получил желаемого результата. Якокка
был чист.
Сам Ли Якокка свое нежелание
покидать пост президента компании Форд
объяснил следующим.
Во-первых, как уже было сказано
ранее, он обладал нескончаемым запасом
оптимизма и продолжал надеяться, что
все пройдет. Возможно, Генри успокоится,
ну или правление выступит в его защиту.
Во-вторых, всю свою сознательную
жизнь он проработал в этой компании и
не желал так просто оставить все, чего
он сумел достичь. Он попросту не представлял
себя работающим в каком-нибудь другом
месте.
Кроме это имелась и финансовая
подоплека. Ли привык иметь хорошо оплачиваемую
работу и соответствующие ей привилегии.
Однако в конце концов Форд
сорвался и пошел ва-банк. Три года неудачных
попыток, и Ли Якокка все еще оставался
на своем посту и только набирал популярность.
Раз уж Генри не удалось заставить уйти
президента компании добровольно, то он
решил поставить вопрос ребром на собрании
акционеров: «Либо я, либо он». Хоть среди
владельцев компании Лидо и умел успех,
но пойти против Форда они не смогли.
Не менее низко Генри поступил
и с самим процессом увольнения. Он не
осмелился сообщить эту новость лично
Ли и предпочел распространить эту информацию
в прессе. На следующий день ему конечно
пришлось переговорить с сотрудником
лично и обсудить детали увольнения, но
даже при этой беседе он предпочел не называть
причину увольнения (хотя Ли Якокка проработал
в компании 32 года!) и не смотреть в глаза.
Но Ли Якокка, как истинно волевой
человек позже скажет: «Я не сторонник
того, чтобы подставлять левую щеку, когда
тебя ударили по правой. Генри Форд разрушил
многое в моей жизни, но я отомстил ему.
Он до сих пор платит мне большие деньги
в виде пенсии за то, что я каждое утро
хожу на работу, чтобы подорвать позиции
его компании».
Но очень многое пришлось ему
выдержать за то время, пока он оставался
безработным. Генри Форд увольнял всякого,
кто продолжал поддерживать какие-либо
отношения с Ли. Даже самый близкий друг,
предпочел больше не иметь с ним общих
дел и сохранить таким образом свое место
на фирме. Еще вчера Якокка был героем,
и всего лишь за один день превратился
в изгоя, которого нужно любыми методами
избегать. Большинство друзей оставило
его, и это стало самым большим разочарованием
в жизни.
Громкое увольнение привлекло
к себе внимание далеко за пределами компании.
«Нью Йорк таймс» на первой полосе назвала
это происшествие самым драматичным потрясением
в истории «Форд мотор». С учетом подоплеки
этой истории такой комментарий говорил
о многом.
Многие журналисты и комментаторы
сочли это увольнение тревожным и трудно
поддающимся объяснениям. Джек Иген, ведущий
финансовой рубрики в «Вашингтон пост»,
написал, что способ, которым было осуществлено
это увольнение, «поднимает вопрос о том,
в какой степени столь крупное предприятие,
как «Форд мотор», управляется, подобно
удельному княжеству, по воле одного единственного
человека».
В городе Уоррен, штат Род-Айленд,
местная газета высказалась примерно
в том же духе. Процитировав статью из
«Уолл-стрит джорнал», где в связи с увольнением
Ли Якокка говорилось: «Он слишком близко
подошел к трону», журналист заметил: «Становится
страшно от того, что Форд достиг в Америке
такой степени величия, что все его поступки
сказываются на каждом из нас. Все, что
происходит в компании Форда, очевидно,
зависит от воли самонадеянного человека,
который ни за что не отвечает. Он просто
поступает так, как ему заблагорассудится».
Николас фон Хоффман, обозреватель
синдиката, пошел еще дальше. Назвав Генри
«шестидесятилетним мальчишкой», он завершил
статью такими словами: «Если уж такие
люди, как Якокка, не могут быть уверены
в том, что сохранят свою работу, то какая
может быть уверенность у каждого из нас?»
Заключение
Ли Якокка – самый известный
менеджер XX века. Это человек, который
начал свой путь с самых низов и смог добиться
должности президента компании Форд. Огромная
поддержка семьи, нравоучения отца и собственный
нескончаемый энтузиазм помогли ему на
этом пути.
Лидерские качества в этом человеке
просыпались еще в детстве: он всегда и
во всем стремился быть лучшим. но одних
амбиций недостаточно чтобы достичь такого
грандиозного успеха, и тогда Ли Якокка
разработал еще несколько собственных
концепций хорошего управленца. Прежде
всего он понимал что главное это люди,
труд которых должен быть мотивирован.
Так же необходимо осуществлять постоянный
контроль за деятельностью компании, который
лучше всего осуществлять с помощью «Квартальной
отчетности». И наконец оптимистичное
отношение ко всему происходящему. Это
и многое другое сделали этого Ли великим.
В заключение нельзя не привести
слова Ли Якокки: "Все хозяйственные
операции можно в конечном счете свести
к обозначению тремя словами: люди, продукт,
прибыль. На первом месте стоят люди. Если
у нас нет надежной команды, то из остальных
факторов мало что удастся сделать".
Список используемой литературы
- Васильева Е. 50 знаменитых бизнесменов. Феникс. 2009. - 510с.
- Якокка Л. Карьера менеджера.
Минск. 2005. – 544с.
- Литвак Б. Г. Практические занятия
по менеджменту. М.: изд. «Дело». 2005 - 384с.
- Литвак Б. Г. Бизнес лидеры. Технология
успеха. М.: изд. «Дело». 2008. – 415с.
- http://www.leeiacocca.com/
- http://en.wikipedia.org/wiki/Lee_Iacocca
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8+%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0&rpt=image