Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление роли одной конкретной личности в управлении организацией. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
 изучить конкретные примеры деятельности менеджеров
 выявить характеристики, способствовавшие их успеху
 установить черты, необходимые для успешного управления фирмой
 сделать выводы по исследованию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)


Введение

В данной курсовой работе рассматривается тема «Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении», так как на данный момент в условиях кризиса на первый план выходит необходимость эффективного управления компанией, а следовательно исследование значения менеджера и его возможности в управлении, улучшении положения организации и ее развитие. В связи с этими фактами в последние несколько лет отмечается повышенный интерес к выдающимся менеджерам, который отражается в статьях таких известных журналов как Forbes, Коммерсантъ, Business Week и другие.

Объектом исследования данной работы является значение менеджера в управлении организацией, а предмет исследования – деятельность извеснтых менеджеров. Данный предмет выбран для того, чтобы на примерах рассмотреть, как выдающиеся люди влияли на развитие компаний.

Целью работы является выявление роли одной конкретной личности в управлении организацией. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

      изучить конкретные примеры деятельности менеджеров

      выявить характеристики, способствовавшие их успеху

      установить черты, необходимые для успешного управления фирмой

      сделать выводы по исследованию.

В работе использованы методы анализа, синтеза, сравнения, индукции, исторический метод, метод моделирования и другие.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты сущности, цели и задачи  менеджмента, сопоставлены различные взгляды на определение понятия «менеджмента» и «менеджера», Прослежена эволюция концепций менеджмента через анализ взглядов основных школ. Во второй главе рассмотрены различные взгляды на роль менеджера и необходимые личностные качества для эффективного управления. Также рассмотрена и проанализирована деятельность трех выдающихся менеджеров разных эпох, на основе чего были выявлены особенности их управления, обобщены черты и способности, позволившие им успешно работать. Была проанализирована зависимость между деятельностью менеджера и развитием и успехом компании. Третья глава посвящена характеристике лучшего менеджера, приведены различные теории и на основе проанализированного материала сформулирован образ успешного руководителя.

На основе полученных результатов была выявлена роль руководителя в процессе управления и сформирована модель менеджера, способного эффективно руководить организацией, вывести ее на новый уровень, обеспечить ее развитие.

 

1

 



Глава 1. Эволюция концепций менеджмента

1.1.Понятие и сущность менеджмента

Проблема управления людьми встала еще в древности. Еще в глубокой древности у человечества возникала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.

Для удовлетворения многообразных потребностей общества создавались различные организации. Одна из первых организаций, созданных человеком, - государство. Оно было и остается в настоящее время самой могущественной организацией. Естественно, что именно потребности государства оказывали существенное влияние на развитие управления.

Соответственно возникала потребность в терминологии, обозначающей управление людьми. Исторически термины изменялись, варьировались между странами и на данный момент в общее употребление вошел термин «менеджмент». Буквального аналога слову «менеджмент» в античной Греции не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение: «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, аgо — веду).

Древнегреческое «аgо», даже не будучи соединенным, с «demos», несет в себе смысл руководства, управления, а, кроме того - ведения дел, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «раid» (дитя), а корень «аgо» оставить неизменным, и мы получим новое слово — педагогика. Педагогика — это искусство воспитания и ухода за детьми. Вместе с тем, древнегреческое «раidagogeo» обозначало не только «воспитывать», но и «руководить», «организовывать», «устраивать», «обучать». Первоначально педагогом назывался раб, провожавший ребенка в школу, либо слуга, приставленный к ребенку. Позже у этого слова появился дополнительный смысл— «вождь», «руководитель».

В латинском языке существует слово «mancepts» — предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме «mancipium» обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.

Само по себе слово «mancipio» образовалось от слияния двух самостоятельных слов: «manus» и «сарio». В латинском языке за словом «manus» тянется целая цепочка значений: рука — насилие — власть — работа — труд — произведение. Экономическая категория «мануфактура», является производной опять же от двух слов: manus (рука) и factura (изготовление). Поэтому мануфактура — форма предприятия, основанная на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. «Сарio» означает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Поэтому «mancepts» и переводится как «предприниматель» — человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью.

Немецкий историк И.Шайд выводит этимологию современного термина «менеджмент» из итальянского «maneggiare» — умения управлять лошадью.

Английское слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. Умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она «исполняла» определенные движения, которые, будучи на свободе, она выполняет в некоторых условиях совершенно свободно». Управление есть совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации. [11]

 

 

Менеджмент в своей основе является процессом планирования, организации руководства и контроля деятельностью, которая ведет к достижению целей организации внутри данных параметров общества. [11]

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. [4]

Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности. [3]

Резюмирую приведенные выше определения менеджмента, можно сделать вывод, что менеджмент представляет собой процесс управления, а главной целью его является достижение целей организации и повышение ее эффективности. С другой стороны менеджмент можно понимать не только как практическую деятельность, но и как теорию управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления. В современной практике менеджментом также называется руководящий состав предприятия, акционерного общества.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

•  ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. [10]

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по сути, является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, управлять можно не только организацией, но и, например, лошадью, автомобилем; к разным сферам деятельности – управление возможно как в живой, так и неживой природе, управлять можно отдельной фирмой и государством в целом; к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). [4]

Таким образом, менеджмент – это деятельность по руководству компании, для достижения целей, поставленных перед ней, по средствам управления ее ресурсами, людьми и потенциалом.

 

1.2. Основные школы менеджмента

Управление прошли длинный путь, прежде чем оно оформилось в полноценную науку. Появление управления как такового можно связать с появлением организацией, а первой крупной организацией, нуждающейся в последовательном руководстве, являлось государство. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу-Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы, шумеры.  Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.

Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими. Можно говорить о практике управления, но речь еще не идет о менеджменте как о теории, как о науке.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. [12]  Именно Тейлор стал родоначальником первой школы менеджмента – школы научного управления.

Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под на званием "научная организация труда", совпали с началом XX в.  Ф. Тейлор написал прославившие его имя на весь мир книги: "Сделочная система" (1895), "Цеховой менеджмент" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911). В своих трудах он пытался совместить интересы капитала и труда, реализовать "философию сотрудничества" на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев разных стран.

Он стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы "научного менеджмента" смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления.  Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме того, требуется жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла.

Ф. Тейлор указал задачи, которые должна выполнять адми­нистрация и благодаря которым субъективизм и произвол преж­них методов управления заменяются "научной логикой" правил, законов и формул, рассматривал научный менеджмент как дейст­венное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производствен­ных и экономических целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объе­ме, это позволит решить все споры и разногласия между сторо­нами.[4]

К представителям школы научного управления следует от­нести также некоторых российских ученых, прежде всего А. А. Богданова и А. К. Гастева.

Таким образом, можно выделить основные черты, характерные для научной школы:

      использование научного анализа для определения луч­шего способа решения хозяйственных задач;

Информация о работе Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении