Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление роли одной конкретной личности в управлении организацией. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
 изучить конкретные примеры деятельности менеджеров
 выявить характеристики, способствовавшие их успеху
 установить черты, необходимые для успешного управления фирмой
 сделать выводы по исследованию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Структурирующее воздействие менеджера касается работ­ников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации. Менеджер организации выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, ина­че говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала, общественного деятеля, препо­давателя, психолога, воспитателя.

Руководитель организации как администратор использует свои административные полномочия для достиже­ния целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кад­ровой политики.

Позиция менеджера принципиально отличается от любого другого члена организации, например владельца, политика, рабочего, администратора и других. С целью выявления этих отличий П. Друкер проанализировал деятельность менеджера. [5] Он выделил ряд специфических особенностей: это в первую очередь инновационный характер деятельности, ориентация на постоянный поиск новых, более эффективных способов организации, основная задача менеджера – активизация и развитие имеющихся ресурсов и форм их рационального использования, управленец стремится обеспечить неуклонное повышение эффективности деятельности организации. Отмечается высокая степень идентификации менеджера с организацией, к тому же это единственный член организации, который сам определяет цели своей деятельности. Эти особенности работы менеджера определяют личностные качества, необходимые для эффективного выполнение своих функций. Так результаты руководителя напрямую связаны с его способностью и умением мобилизовать ключевые ресурсы деятельности в значимой для организации области и адекватно их использовать для достижения поставленной цели. [16]

Таким образом, постепенно роль менеджера в организации изменялась, его значение увеличивалось, функции расширялись, что требует от руководителя специфических черт характера и высокой степени профессионализма.

2.2 Характеристика великих менеджеров

Практика показывает, что от менеджера, от его личных качеств зачастую зависит развитие и успех компании. В данной работе рассматриваются три менеджера, принадлежащих к разным эпохам, но объединенных тем, что они развили свой бизнес, вывели компанию на мировой рынок, создали всемирно известный бренд и по праву могут считаться великими.

Первый менеджер - Петер Карл Густавович Фаберже, живший и работавший в на рубеже 19-20 в.в. [приложение 1].  Всемирно известный бренд Фаберже изначально был небольшой ювелирной лавкой, управлял которой Густав Фаберже, отец Карла. Но уже с 1866 года к бизнесу отца присоединяется молодой Карл и за 20 лет ювелирная мастерская становится крупнейшей фирмой Санкт-Петербурга с филиалами в других городах России и мира. Компания Фаберже становится главным ювелиром царского двора, он известен по всему миру. Фирма Фаберже начинает участвовать в международных выставках, неизменно получая призы и награды.[26] Заказчиками фирмы становятся правящие европейские династии. Авторитету фирмы способствовало и то, что, выезжая за границу, члены российской императорской фамилии в качестве подарков своим августейшим родственникам предпочитали преподносить изделия Фаберже. Что же обеспечило столь быстрое достижение успеха фирме?

Несомненно, Карл Фаберже был выдающимся человеком своей эпохи, он не просто талантливый ювелир, но и хороший экономист. В первую очередь он исследует предпочтения потребителей и его товар всегда пользуется огромным спросом, так как он отвечает требованиям покупателей, учитывает любые веяния моды. Фаберже первым начинает использовать нетрадиционные поделочные камни, например уральские, алтайские и забайкальские самоцветы, а также повседневные, на первый взгляд неприглядные, металлы. Такие материалы стоят значительно дешевле, что снижает стоимость изделий Фаберже и расширяет круг его покупателей.  Товары Фаберже отличаются также своей новизной, нестандартным подходом к ювелирным изделиям – в произведение искусства он превращает обычные предметы, как например дверной колокольчик.

Гений Фаберже заключался не только в тонком чувстве потребности рынка, но и в способности подбирать персонал, в его мастерской работали лучшие мастера, например, Михаил Перхин, работали они на совесть, получая при этом достойную заработную плату.[25]

Успех фирмы Фаберже – не случайность, а результат кропотливой работы, глубокого анализа рынка, освоения новых видов изделий и кропотливого изучения опыта лучших российских и иностранных ювелиров ее главным менеджером Карлом Фаберже. Он не только сам часто выезжал за границу знакомиться с новинками европейских ювелиров, но и посылал туда своих лучших мастеров. Этот человек обладал необыкновенным чутьем, пониманием экономической ситуации, творческим взглядом на жизнь, помогавшем ему не только в ювелирном, но и в торговом деле. Не имея какого-либо экономического образования, Карл Густавович Фаберже стал поистине великим управленцем своей эпохи.

В отличие от Карла Фаберже, испанскому миллиардеру Амансио Ортеге для формирования своей империи не понадобилось два поколения. [Приложение 2] Он сам создал известный на весь мир холдинг Inditex, на данный момент лидирующий производитель модной молодежной одежды. Начинал свою карьеру Амансио с продавца одежды в частной лавке, но, придумав свою идею, развил ее до всемирной компании.[22]

Удивительный успех компании обеспечила нестандартная стратегия, придуманная Ортегой. В отличие от стандартных методов, достаточно успешных, но распространенных повсеместно, как например использование дешевой заграничной рабочей силы, Ортега сделал ставку на скорость производства продукции. Во все более и более ускоряющейся экономической жизни в первую очередь нужно успевать за меняющимися трендами. Так, весь штат холдинга расположен в испанском городе Ла-Корунья, пошив одежды производится централизованно, что позволяет максимально быстро поставлять новую одежду на испанский рынок.[23]

Также примечательно, что дизайнеры фирмы присутствуют на новейших показах и моментально отправляют фотографии новых моделей в пошивочный цех, откуда грузовиками и самолетами товар доставляется во все магазины Европы в кратчайшие сроки. И новинки модной индустрии по низким ценам становятся доступны покупателям раньше других поставщиков. Это обеспечивает огромный спрос на товары в этих магазинах, товар не залеживается. Каждые две недели в магазины приходят новые поставки одежды, что позволяет следовать последним тенденциям и за счет того, что товар прямо из пошивочного цеха попадает на прилавок – осуществляется экономия на складских помещениях, которые оказываются ненужными.

Еще  один способ снижения издержек – практически отсутствие рекламных кампаний, Ортега считает, что лучшая реклама для его фирмы – «сарафанное радио». И в этом он не просчитался – несмотря на неразрекламированность бренда, он известен во всем мире, и система «из уст в уста» сработала в данном случае идеально.

Холдинга Inditex на лидирующую позицию в мировой индустрии модной одежды вывел, несомненно, ее владелец, сумевший выйти за рамки стандартного, общепринятого способа ведения бизнеса, придумавший  свой, непохожий ни на кого стиль управления, знающий потребности населения. Особыми качествами Амансио Ортеги, определившими его успех как менеджера и, как следствие, успех его фирмы можно выделить внимательность и стремление анализировать, решительность, готовность выбирать свой путь, не использованный никем ранее. Он создал империю, с одной стороны поражающую своим размером, с другой – очень гибкую и просто организованную.

И третий менеджер, молодой, еще только начинающий свой путь, начинающий развитие своей компании, но уже в кротчайшие сроки сделавший свою фирму всемирно известной. Иван Маслюков – владелец ООО «Энкаунтер», компании, занимающейся организацией и проведением активных городских игр. Созданная в 2004 году в Минске компания сейчас известна по всему миру, в игры, организованные ей играю молодые люди из России, Беларуси, Украины, Латвии, Литвы, США, Чехии, Польши, Франции и др. За 2 года фирма Ивана Маслюкова вышла на самоокупаемость.[28] За 4 года аудитория игры охватила более 200 городов, около 200 тысяч участников, с этого момента развитие компании замедляется, количественное расширение сменяется качественными инновациями, акцент делается на улучшение программного обеспечения, увеличение количества игр, а следовательно, и количество участников, заинтересованных в новых видах игр, расширение рекламной кампании. Таким образом, фирма Энкаунтер прошла стадию детства в очень сжатые сроки, на данный момент работники фирмы получают стабильную прибыль, постепенный рост которой отмечается каждый год.

Особенно стоит отметить тот факт, что Иван Маслюков сам создал идею активных городских игр с использованием виртуальных технологий, таким образом, выводя компанию на рынок развлечений в этой области, он стал монополистом. Но главным упущением в его работе было то, что он не смог защитить свои права на данный тип игр, по причине чего очень быстро появилось большое количество игр-клонов, стремящихся «снять сливки» с нового формата развлечений, очень быстро набиравшего популярность. Открывая свою компанию вдвоем с другом и поднимая ее с нуля, без каких-либо денежных вливаний со стороны, Иван создал узнаваемый и популярный бренд.[28] Изначально он выбрал нестандартную, но оправдавшую себя стратегию – не тратить деньги на рекламу, а проводить как можно больше игр и стараться сразу охватить как можно больше городов. Таким образом, игра сама рекламировала себя, новый продукт привлекал людей. Ставка была сделана на аудиторию в возрасте 18-45 лет, люди, занимающие активную жизненную позицию, студенты и работающие, разной степени дохода, следящие за развитием современных технологий, знакомые с сетью Интернет. Это люди, в первую очередь быстро получающие информацию, а следовательно те, для которых не нужны широкие рекламные компании с билбордами, навязчивой рекламой по телевидению и радио, достаточно нескольких статей в интернете и записей в живых журналах, что естественно требует минимум затрат. На данный момент Иван активно участвует в развитие проекта, лично договаривается о проведении игр в других городах и странах, самостоятельно организует эти игры.

Проанализировав деятельность компании Энкаунтер, можно сделать вывод о том, что на данный момент ее идеологом, руководителем, ведущим ее вперед, является Иван Маслюков. Отличительными чертами его характера, несомненно, является целеустремленность, самостоятельность, стремление идти вперед и склонность к риску. Но главное – это творческий талант, способность создавать что-то новое. Не обладая этими качествами, он не смог бы в такие короткие сроки добиться успеха и вывести компанию на международный уровень.

Таким образом, на примере трех компаний была рассмотрена роль менеджера в продвижении и развитии фирмы, в выведении ее на новый уровень. Эти три примера доказывают, что один человек, обладающий необходимыми качествами, может играть в компании основную роль и благодаря своим способностям сделать из нее всемирно известный бренд, приносящий прибыль своему владельцу. Для исследования были взяты три человека, принадлежащих разным эпохам, что ярко проиллюстрировало ускорение процессов в экономической жизни страны, так для Карла Фаберже понадобилось два поколения и вся его жизнь, чтобы вывести свою фирму на мировую арену, в то время, как Ивану Маслюкову всего шесть лет. Эти три человека создали свои империи своими руками, их наблюдательность, оригинальные новые идеи и кропотливый труд сделали их компании популярными и известными. А следовательно, можно сделать вывод, что для рассмотренных компаний роль менеджеров заключалось прежде всего в движении вперед, в развитии. Менеджер выступает в качестве локомотива, тянущего за собой организацию и задающего ей направление.

1

 



Глава 3. Модель великого менеджера

Для успешного развития компании нужен человек, который поведет ее за собой, способный привнести в фирму именно то, что ей необходимо, чтобы выйти на новый уровень развития, сделать шаг вперед, получать прибыль. Таким человеком должен стать менеджер, наделенный достаточной властью и ответственностью, чтобы претворять свои идеи в жизнь. Но далеко не в каждой компании найдется такой менеджер, способный раскрыть ее потенциал, привнести нечто новое, полезное в компанию. Встает вопрос, каким же должен быть поистине великий менеджер, который сможет создать великую компанию? Этот вопрос становится особенно актуальным в условиях кризиса, когда большинство компаний нуждаются в реструктуризации, в экстренных мерах, которые обеспечат ее выживание. А следовательно, перед руководством компании встает вопрос, как же выделить по-настоящему выдающегося человека, обладающего управленческими навыками и талантом, из толпы.

Чем актуальнее становится вопрос, тем больше появляется различных теорий, изучающих его. Чтобы облегчить поиск нужных кандидатур, многие ученые стараются сформировать портрет великого менеджера. Так, по мнению  Ольги Степановой, ведущего консультант Penny Lane Personnel, мегаменеджер – это мужчина от 35 лет, имеющий два высших образования, степень российского или западного MBA; обязательно владеющий английским языком; имеющий опыт работы, управленческий опыт. Он является лидером и обладает харизмой, его специфические черты: лидерство, амбициозность, харизматичность, готовность к компромиссам, настойчивость в движении к поставленной цели, особенное мышление. [15]

Наиболее подробное описание лидерских качеств менеджера приводят американские психологи Жозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. В первую очередь они отмечают, что менеджер должен обладать особенным, отличающимся от других способом мышления, включающим способность к экстраполяции, разработке нескольких проблем одновременно, устойчивость в ситуации неопределенности и понимание ситуации, часто базирующееся на интуиции. Также, для настоящего менеджера очень важна эмоциональная сторона – он должен уметь справляться со своими эмоциями, зачастую это выражается в умении сделать ставку на других людей, и уметь справляться с агрессией, направленной в его сторону. А значит быть настойчивым, брать управление на себя, когда это необходимо, сотрудничать с другими людьми и не бояться проявить инициативу. Великий менеджер должен уметь точно определять поставленную цель, уметь проявить гибкость на пути к ней, но при этом быть достаточно настойчивым, чтобы ее достичь. При этом он идентифицирует себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. И конечно лидер должен быть устойчив к разного рода стрессам, которые на его трудовом пути будут встречаться на каждом шагу. При этом, руководя людьми, он должен иметь простые человеческие качества, как, например, чувство юмора и отзывчивость. [24]

Информация о работе Лучшие менеджеры: роль личности в эффективном управлении