Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель научного исследования – выявление перспектив развития малого бизнеса в сфере услуг.
Автору курсовой работы предстоит решение следующих нижеперечисленных задач:
А. дать теоретическое определение понятию малого бизнеса и малых предприятий;
Б. выявить особенности функционирования предприятий малого бизнеса;
В. рассмотреть нормативно-правовые документы малых предприятий, регулирующие и регламентирующие их деятельность, как на территории РФ, так и в субъекте Омского региона;
Г. определить проблемы становления и развития малого предпринимательства в России;
Д. проанализировать историю и деятельность ООО «Маяк», как предприятия малого бизнеса;
Е. очертить круг проблем, стоящих перед руководством предприятия ООО «Маяк», а также представить способы их решения и тенденции развития организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Современное состояние малого предпринимательства в России……… 5
1.1 Сущность и особенности предприятий малого бизнеса……….. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности малых предприятий...................................................................................................12
1.3 Доля малых предприятий в экономике России…………………. 15
1.4 Проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса………………………………………………………………………….21
2. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства на примере ООО «Маяк»……………………………………29
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Маяк»…………….. 29
2.2 Современное состояние развития предприятия ООО «Маяк», достижения, награды.…………………………………………………………67
2.3 Проблемы становления и развития ООО «Маяк». Рекомендации …………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список литературы………………………………………...………………… 43
Приложение ……………………………………………………………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

Малые предприятия в сфере услуг.docx

— 4.10 Мб (Скачать файл)

 

Если  сравнить данные с предыдущими годами исследований, то можно проследить следующую динамику, представленную на рисунке 1.

 

Рис.1 Динамика показателей малых предприятий  за 2009-2011гг.

 

Рассмотрим  дифференциацию малых предприятий  по сферам услуг.

Таблица 4

Сферы услуг  малых предприятий

 

Удельный вес малых  
предприятий   
в общем объеме

основных  
средств

капитала  
и резервов

  Всего

5,7

12,0

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

22,4

22,0

рыболовство, рыбоводство

33,0

14,2

добыча полезных ископаемых

0,8

0,1

обрабатывающие производства

3,7

2,6

производство и распределение электроэнергии и газа

0,4

0,3

строительство

30,0

28,4

оптовая и розничная торговля

5,1

7,9

  из них:

   

  оптовая торговля

3,4

5,2


 

окончание Таблицы 4

  розничная торговля

18,4

43,2

гостиницы и рестораны

22,2

23,2

транспорт и связь

1,2

1,0

  из них связь

1,5

1,0

операции с недвижимым имуществом

23,7

20,6

  из них научные исследования и разработки

3,4

5,3

образование

2,1

4,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,2

3,9


 

Представим  круговую диаграмму, характеризующую  удельный вес малых предприятий  в общем объеме согласно основным средствам по различным секторам экономики.

 

Рис.2 Удельный вес малых предприятий

Таким образом, доминирующими сферами  являются сельское хозяйство, гостиничная  индустрия и операции с недвижимостью. Однако специфической особенностью развития сферы малых предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг – в ней функционирует до 49 % мелких хозяйственных единиц.

Среди других сфер деятельности распределение  выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех малых предприятий, на строительство – 15 %, науку и  научное обслуживание – 4 %, транспорт  и связь – 3 % и сельское хозяйство  – 1,5 %.

В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе  в торговле и общественном питании  – 35 %, промышленности – 22% и строительстве  – 22 %.

При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7.

Следует отметить неравномерность  географического распределения  субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации [11, с.76]. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь – на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий [7, с.125].

 

Рис.3 Дифференциация малых предприятий по сферам занятости

 

Таким образом, большая часть малых предприятий  сосредоточена в сегменте торговли, на втором месте стоит промышленность и строительство. В целом отметим, что ежегодно доля малых предприятий в общем сегменте экономики растет, что положительно влияет на развитие национальной экономики в различных ее секторах, а также это приводит к повышению эффективности производства и созданию большего числа рабочих мест. Однако эти темпы недостаточно высоки, в связи с определенными трудностями, с которыми сталкиваются предприниматели.

 

1.4 Проблемы становления и развития  предприятий малого бизнеса

 

В этом параграфе  мы планируем рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса на пути своего развития.

К главным проблемам российского  малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной  политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры, во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

Необходимо  отметить, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность находится на низком уровне. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще представляется возможным дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной [16, с.57]. К недостаткам нормативно-правовой базы следует отнести следующие положения:

А. несоответствие нынешнего законодательства действительным условиям функционирования предприятий малого бизнеса;

Б.    несоответствие и противоречивость различных законодательных и нормативных актов;

В. неоднозначное толкование установленных законодательных положений;

Г. невозможность реализации важнейших положений, принятых законов;

Д.   наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;

И.   низкий уровень информирования о принимаемых законах.

К другой серьезной проблеме законодательной сферы относится неэффективность российской системы налогообложения, которая ведет к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и, как следствие, способствует развитию теневого сектора экономики.

По данным, представленным в исследовании Шулуса А.А., можно сделать следующие выводы:

А. в настоящее время в России не регистрируются до половины функционирующих малых предприятий;

Б. реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %;

В. реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%;

Г. оборот предприятий малого бизнеса занижается в среднем на 70%.

В результате таких неправомерных  действий малые предприятия недоплачивают  в бюджеты различных уровней  примерно в 2 раза больше тех сумм, которые  они туда перечисляют.

В настоящее  время малые предприятия, занимающиеся выпуском отдельных видов товаров, в первые четыре года с момента государственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс «враждебным» по отношению к предпринимательству [16, с.57]. Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий.

Еще одна проблема российских малых  предприятий, возникающая со стороны  государства – неоправданные  административные барьеры. Они создаются  государственными ведомствами в  сфере регулирования предпринимательской  деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

К числу  не менее значимых проблем следует  отнести финансово-кредитное обеспечение  малого бизнеса. Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование. Классификация финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса представлена на рисунке 4.

 

Рис.4 Финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса

 

По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие  проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением  соответствующих документов, необходимость  личных связей в банке.

Затрудненный  доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий  существенно снижают предпринимательскую  активность населения, не дают стимула  к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время  банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства.

В сфере обеспечения малых предприятий  финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется  целый ряд проблемных моментов.

В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.

В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно  слабо. Банковский сектор российской экономики  занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым  хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются  необходимые финансовые ресурсы, а  ставка рефинансирования в последний  период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными предприятиями, и требуют серьезные гарантии возвращения денег.

На сегодняшний момент банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, чему способствует высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа.

Многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не намерены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано, как было упомянуто выше, с высокими процентами обеспечения займов, значительной документной базой доступа к кредитным ресурсам и проблемам обеспечения кредитов.

Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи.

По данным исследований Карпинской В.А., следует отметить наличие следующих аксиом [6, с.206]:

А. Малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а ставки по кредитам не опускаются ниже 14%.

Б. Сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, т.к. в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года.

Информация о работе Малые преприятия в сфере услуг: проблемы и перспективы развития