Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Объект изучения – менеджмент в малом бизнесе.
Актуальность данной темы очевидна, поскольку сегодня перед каждым предпринимателем, независимо от форм его собственности, стоят принципиально новые задачи, необходимо четко представлять возможности и особенности функционирования предприятий, знать, как более успешно управлять ими. Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на предприятии. В условиях рынка современному руководителю следует по-новому строить отношения с подчиненными, партнерами, конкурентами, внешним окружением. Именно этому учит современный менеджмент.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

По мере роста предприятия и объема продаж (услуг) создается управленческая группа. Она может включать, к примеру, управляющего (собственника), агента по снабжению, частично выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие.

Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.

При общей простоте организационно – управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего.

 Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка  управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий.

Непременным условием успешной работы фирмы является готовность ее основателей  создать специальную управленческую группу, а не все самим. Если один или два руководителя фирмы считают, что они, и только они, должны всем заниматься, то такая фирма рано или поздно обязательно попадет в полосу управленческого кризиса.

    1. Менеджер – организатор эффективного управления.

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными качествами. Деловые качества менеджера это глубокие знания в области организации бизнеса, труда, производства и управления, экономики, психологии, права и др. Сам менеджер все время на виду ровно, как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Профессиональная деятельность менеджера характеризуется целым рядом специфических особенностей, знание которых является основой для эффективной реализации управленческих целей. Хороший менеджер знает и умело использует в своей деятельности как социальные, так и административные методы. Современный менеджер это своего рода психолог. Он хорошо знает своих подчиненных, умеет отбирать людей, мотивировать и объединять их в группы. Менеджер должен знать основные законодательные акты, действующие в сфере его деятельности, что позволяет ему избегать нежелательных явлений.

В малом трудовом коллективе от менеджера  ждут исключительно высокой готовности.

В работе менеджера есть пять базовых  операций. Их результатом является достижение поставленных целей.

  1. Менеджер устанавливает цели. Он определяет, каковы они, ставит конкретные задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы их достичь.
  2. Менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения. Затем группирует задачи в организационную структуру предприятия, дает людям возможность эффективно работать.
  3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он формирует команду из людей, ответственных за различные работы и побуждает их к активной деятельности.
  4. Менеджер добивается, чтобы у каждого работника были показатели, сфокусированные на работе данного человека и всей организации. Он анализирует, оценивает данные результаты.
  5. Он способствует профессиональному росту работников, включая себя самого. В организации, ориентированной на результат, менеджер необходим.

      Трудно  представить себе современного менеджера без достаточных знаний в областях бизнеса, организации труда, производства и управления.

В разных регионах нашей  страны ежегодно создаются тысячи предприятий, как показывают данные государственных  налоговых инспекций, до 50% из них закрываются через 2-3 года. Одной из основных причин тому является отсутствие у менеджеров необходимых деловых качеств, отсутствие знания дела, информации о рынке, конкурентах, неумение правильно организовать труд, производство и управление.  Многие менеджеры терпят неудачу лишь потому, что не научились рационально использовать свое время, не сумели правильно определить цели, на которые следовало сосредоточить всю деятельность предприятия. Ни один менеджер не может эффективно работать, если он не имеет представления о рыночной экономике.

        Менеджер – это лидер в любом  бизнесе, он задает тон всему  коллективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. Планирование – экономический аспект менеджмента.

Рассмотрим, что же представляет собой малое предприятие и как добиться развития компании.

Для любого предпринимателя малое  предприятие всегда привлекательно. Достаточно отметить лишь такие особенности как безопасность, приспосабливаемость, прибыльность. И действительно, в тех малых предприятиях, которые успешно функционируют и в которых грамотно работает менеджмент, все эти черты можно обнаружить. Так же верно то, что именно этих качеств недостает тем малым предприятиям, которые нуждаются в планах и их эффективной реализации для размещения дефицитных ресурсов именно на тех участках, где они всего нужнее.

Существует достаточно распространенное представление о малом предприятии  как о бизнесе, который существует сам по себе. Им никто не руководит, он целиком зависит от внешних обстоятельств. Руководители этих предприятий не видят большого смысла в планировании, как элементе менеджмента. Считая менеджмент чем–то очень сложным, ресурсоемким, руководители часто не понимают, что нормальное ежедневное функционирование компании может в процессе ее деятельности меняться. Первые один – два года – становление: поиск и сохранение клиентов, развитие товаров и услуг. Следующий период – консолидация: поиск и сохранение компетентного персонала, делегирование полномочий, контроль бизнеса. Последующая стадия – развитие: привлечение инвесторов, конкуренция с более серьезными фирмами на рынке.

Успешный бизнес – это эффективное  размещение дефицитных ресурсов. Крупные, хорошо зарекомендовавшие себя компании с достаточным финансированием могут быть и часто бывают убыточными, но это не бросается в глаза, так как они разоряются реже, чем малые предприятия. Имея гораздо меньше ресурсов, малое предприятие, чтобы выжить, вынуждено быть более эффективным, чем крупная компания. Здесь необходимо планирование – один из важных экономических аспектов менеджмента.

Типичное малое предприятие  можно рассматривать как состоявшееся, если оно существует на протяжении 5 лет. Исследования показывают, что около 85% фирм прекращает свое существование в течение первых 5 лет, что особенно типично для сфер строительства, легкого машиностроения и индустрии моды.

Однако исследования американских ученых, касающиеся малого бизнеса, подтверждают, что стабильный рост предприятия в течение 5-10 лет связан именно с тем, что компания планирует свой бизнес. И оно крайне важно для долгосрочного выживания, нацеленного на прибыль. Работы голландских исследователей, свидетельствуют о том, что каждый день потраченный малым предприятием на планирование увеличивает на 3% его шансы на выживание еще на 2 недели.

Поэтому важно проводить планирование, т.к. это улучшает перспективы Малого предприятия. И наконец, разрешение на получение различных грантов и займов также зависит от хорошо подготовленного бизнес – плана.

    1. Миссия и стратегия организации фирмы.

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю и менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.

Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.

Одной из главных задач  менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Цель не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая на что, будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Общая цель организации  образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким функциональным важнейшим подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент.

Несомненно, наличие миссии является причиной, почему такие фирмы, как «FORD», «McDonald’s» и «IBM», достигли своей сегодняшней величины. Опасность для малой организации заключается в выборе слишком сложной миссии.

Примеры формулировок миссии удобней представить в виде таблицы (см. приложение рис. 1).

“Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути”4.

Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу  в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.

    • Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
    • Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
    • Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
    • Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
    • Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.
    • Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.
    • Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний.
    • Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.
    • Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий - сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
    • Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды.
  • Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности: создание заграничного производства, экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование.
  • Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.
    1. Организационная структура управления.

Организационная структура  фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между  отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и  ответственности. В ней реализуются  различные требования к совершенствованию  системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

Создание эффективной  структуры управления предприятием — одна из важнейших задач, которую должен решить начинающий предприниматель.  Он должен определить, сколько людей, каких национальностей (специалистов), какой квалификации с какими личностными качествами ему нужно объединить в своей, организации, чтобы она могла эффективно работать. Потребность в рациональной структуре еще больше возрастает: по мере увеличения предприятия, расширения сферы его деятельности. На стадии зрелости даже процветания предприятия организационная структура становится главнейшим фактором, определяющим его жизнеспособность. От способности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности.

Организационная структура  управления предприятием – это целостная  система элементов, связей и отношений  между ними, специально разработанная  таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Для обеспечения организационной  структуры управления предприятиям необходимо соблюдать принципы, приведенные на рис.2 (см. приложение)

Принцип единства означает: единство управляющей системы и управляемой системы. Между управляющей и управляемой системами любой малой фирмы должна осуществляться прямая и обратная связь. Управляющая система получает от управляемой системы информацию. На основе полученной информации аппарат управления принимает решения. Таким образом, управление осуществляется на основе прямой и обратной связи.

Единство подчинения означает:

  1. группа сотрудников подчиняется одному поставленному над ней руководителю;
  2. подчиненные не должны получать от различных руководителей противоречивых, не увязанных между собой указаний.

Принцип соответствия означает, что все функциональные отделы должны соответствовать друг другу: в количестве и степени выполняемых основных функций управления, в информационном взаимодействии друг с другом, в нормативном обеспечении.

Местные органы управления — это по существу функции управления, выполняемые исполнительными органами власти.

Информация о работе Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии