Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:36, курсовая работа
Объект изучения – менеджмент в малом бизнесе.
Актуальность данной темы очевидна, поскольку сегодня перед каждым предпринимателем, независимо от форм его собственности, стоят принципиально новые задачи, необходимо четко представлять возможности и особенности функционирования предприятий, знать, как более успешно управлять ими. Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на предприятии. В условиях рынка современному руководителю следует по-новому строить отношения с подчиненными, партнерами, конкурентами, внешним окружением. Именно этому учит современный менеджмент.
По мере роста предприятия и объема продаж (услуг) создается управленческая группа. Она может включать, к примеру, управляющего (собственника), агента по снабжению, частично выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие.
Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.
При общей простоте организационно – управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего.
Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий.
Непременным условием успешной работы
фирмы является готовность ее основателей
создать специальную
Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными качествами. Деловые качества менеджера это глубокие знания в области организации бизнеса, труда, производства и управления, экономики, психологии, права и др. Сам менеджер все время на виду ровно, как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Профессиональная деятельность менеджера характеризуется целым рядом специфических особенностей, знание которых является основой для эффективной реализации управленческих целей. Хороший менеджер знает и умело использует в своей деятельности как социальные, так и административные методы. Современный менеджер это своего рода психолог. Он хорошо знает своих подчиненных, умеет отбирать людей, мотивировать и объединять их в группы. Менеджер должен знать основные законодательные акты, действующие в сфере его деятельности, что позволяет ему избегать нежелательных явлений.
В малом трудовом коллективе от менеджера
ждут исключительно высокой
В работе менеджера есть пять базовых операций. Их результатом является достижение поставленных целей.
Трудно представить себе современного менеджера без достаточных знаний в областях бизнеса, организации труда, производства и управления.
В разных регионах нашей страны ежегодно создаются тысячи предприятий, как показывают данные государственных налоговых инспекций, до 50% из них закрываются через 2-3 года. Одной из основных причин тому является отсутствие у менеджеров необходимых деловых качеств, отсутствие знания дела, информации о рынке, конкурентах, неумение правильно организовать труд, производство и управление. Многие менеджеры терпят неудачу лишь потому, что не научились рационально использовать свое время, не сумели правильно определить цели, на которые следовало сосредоточить всю деятельность предприятия. Ни один менеджер не может эффективно работать, если он не имеет представления о рыночной экономике.
Менеджер – это лидер в любом бизнесе, он задает тон всему коллективу.
2. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Рассмотрим, что же представляет собой малое предприятие и как добиться развития компании.
Для любого предпринимателя малое предприятие всегда привлекательно. Достаточно отметить лишь такие особенности как безопасность, приспосабливаемость, прибыльность. И действительно, в тех малых предприятиях, которые успешно функционируют и в которых грамотно работает менеджмент, все эти черты можно обнаружить. Так же верно то, что именно этих качеств недостает тем малым предприятиям, которые нуждаются в планах и их эффективной реализации для размещения дефицитных ресурсов именно на тех участках, где они всего нужнее.
Существует достаточно распространенное
представление о малом
Успешный бизнес – это эффективное размещение дефицитных ресурсов. Крупные, хорошо зарекомендовавшие себя компании с достаточным финансированием могут быть и часто бывают убыточными, но это не бросается в глаза, так как они разоряются реже, чем малые предприятия. Имея гораздо меньше ресурсов, малое предприятие, чтобы выжить, вынуждено быть более эффективным, чем крупная компания. Здесь необходимо планирование – один из важных экономических аспектов менеджмента.
Типичное малое предприятие
можно рассматривать как
Однако исследования американских ученых, касающиеся малого бизнеса, подтверждают, что стабильный рост предприятия в течение 5-10 лет связан именно с тем, что компания планирует свой бизнес. И оно крайне важно для долгосрочного выживания, нацеленного на прибыль. Работы голландских исследователей, свидетельствуют о том, что каждый день потраченный малым предприятием на планирование увеличивает на 3% его шансы на выживание еще на 2 недели.
Поэтому важно проводить планирование, т.к. это улучшает перспективы Малого предприятия. И наконец, разрешение на получение различных грантов и займов также зависит от хорошо подготовленного бизнес – плана.
Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю и менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.
Чтобы реализация предпринимательской идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
Цель не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая на что, будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
Общая цель организации
образует фундамент для разработки
стратегии развития и установления
ключевых целей по таким функциональным
важнейшим подсистемам
Несомненно, наличие миссии является причиной, почему такие фирмы, как «FORD», «McDonald’s» и «IBM», достигли своей сегодняшней величины. Опасность для малой организации заключается в выборе слишком сложной миссии.
Примеры формулировок миссии удобней представить в виде таблицы (см. приложение рис. 1).
“Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути”4.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.
Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.
Создание эффективной структуры управления предприятием — одна из важнейших задач, которую должен решить начинающий предприниматель. Он должен определить, сколько людей, каких национальностей (специалистов), какой квалификации с какими личностными качествами ему нужно объединить в своей, организации, чтобы она могла эффективно работать. Потребность в рациональной структуре еще больше возрастает: по мере увеличения предприятия, расширения сферы его деятельности. На стадии зрелости даже процветания предприятия организационная структура становится главнейшим фактором, определяющим его жизнеспособность. От способности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности.
Организационная структура управления предприятием – это целостная система элементов, связей и отношений между ними, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Для обеспечения организационной структуры управления предприятиям необходимо соблюдать принципы, приведенные на рис.2 (см. приложение)
Принцип единства означает: единство управляющей системы и управляемой системы. Между управляющей и управляемой системами любой малой фирмы должна осуществляться прямая и обратная связь. Управляющая система получает от управляемой системы информацию. На основе полученной информации аппарат управления принимает решения. Таким образом, управление осуществляется на основе прямой и обратной связи.
Единство подчинения означает:
Принцип соответствия означает, что все функциональные отделы должны соответствовать друг другу: в количестве и степени выполняемых основных функций управления, в информационном взаимодействии друг с другом, в нормативном обеспечении.
Местные органы управления — это по существу функции управления, выполняемые исполнительными органами власти.
Информация о работе Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии