Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – разработать план маркетинга ЗАО «Анаполис».
Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу. И главной задачей считаю исследование всех перечисленных видов деятельности, чтобы сделать максимально эффективной работу маркетинга на туристских предприятиях
ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------------------------3
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ-------------------------------------------------------------------5
1.1. Понятие и роль маркетинга в туризме-----------------------------------------------------------5
1.2. Туристский спрос, его особенности и прогнозирование------------------------------------6
1.3. Сегментация туристских рынков------------------------------------------------------------------10
1.4. Методы продвижения туристического продукта---------------------------------------------12
1.5. Стратегические решения по продвижению турпродукта---------------------------------15
1.6. Планирование и продвижение тур продукта--------------------------------------------------17
1.7. Измерение эффективности продвижения и контроль-------------------------------------21
II. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ
ЗАО «АНАПОЛИС» г. АНАПА----------------------------------------------------------------------------23
2.1. Характеристика маркетинговой политики фирмы------------------------------------------23
2.2. Выбор целевого сегмента--------------------------------------------------------------------------24
2.4. Поддержка продаж------------------------------------------------------------------------------------26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------------------29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------------31
ПРИЛОЖЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------------------------32
4. Имидж и ассоциации. Здесь важен не только имидж туристической компании, но и идеи и представления, с которыми ассоциируется конкретное место назначения.
Ряд взаимовлияющих факторов определяют необычайно высокую степень нестабильности спроса в туризме. Они повышают маркетинговый риск в общем и создают особые проблемы в области продвижения турпродукта. В частности, нестабильность спроса зависит от: высокой степени зависимости от цен и доходов населения; сильных сезонных колебаний; сильного и, часто, неожиданного и непредсказуемого влияния внешних факторов окружающей среды; низкой степени привязанности потребителя к маршрутам, и еще меньшей привязанности к видам путешествия, способам путешествия и торговым посредникам; изменений в структуре спроса – количественные и качественные; широкого спектра однородных и, часто, противоречивых и несовместимых мотиваций и желаний, которые лежат в основе туристского спроса.
Подавляющее большинство туристических предприятий не могут быстро отреагировать на изменения спроса, не способны достаточно быстро адаптировать качество и количество предоставляемых услуг. Это обусловлено следующими причинами: производство туристического продукта достаточно капиталоемко; оно зависит от наличия квалифицированного и опытного персонала; оказание тур услуг не может опережать спрос, т.к. услугу, как таковую, невозможно складировать в ожидании спроса.
1. Разнообразие элементов решения. Решение о путешествии включает больше, чем оценку и выбор единственного продукта или услуги из ряда альтернатив. Скорее процесс принятия решения ориентирован на выбор подходящей смеси из различных услуг, предлагаемых различными предприятиями.
2. Финансы. В развитых странах домашние хозяйства тратят в среднем от 5% до 10% бюджета на расходы, связанные с путешествиями и туризмом. К сожалению неизвестен процент подобных затрат в российских семьях. В любом случае, эти затраты происходят в короткий период времени и не могут быть полностью покрыты текущими доходами.
3. Риски и неопределенности. Так как удовлетворение потребностей туристов очень субъективно и даже иррационально, вероятность ошибки при выборе туристских услуг очень велика. Риск заключается также и в том, что не все расходы и неудобства могут быть учтены.
4. Планирование и подготовка. Необходимость подготовки к путешествию и планирование поездки зависит от множества факторов: времени, личных обстоятельств путешественника, денежных сбережений и т.д. (субъективных факторов); от вида туризма, климатических условий и др. объективных причин.
5. Доступность и полнота информации. Различная информация и советы оказывают влияние на различных этапах процесса принятия решения.
Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения покупки. До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо не только выявить всех целевых потребителей, но и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке тур услуги. Задача маркетолога – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение, чтобы выбрать те моменты процесса принятия решения, когда необходимо подтолкнуть человека к покупке.
Целью прогнозирования является предсказание спроса в будущем. Его результаты, выраженные количественными показателями, такими как объем продаж, доходы от продукта или различных видов продуктов и т.д. являются основными элементами при планировании маркетинговой деятельности и продвижения услуг.
Объем спроса и его источники являются критерием при выборе целевого рынка для осуществления маркетинговых усилий. Они также определяют решения о действительном уровне маркетинговой деятельности или, другими словами, распределяют имеющиеся ресурсы по рынкам и видам деятельности.
Прогнозирование спроса на туристские услуги содержит ряд специфических особенностей и проблем: число факторов, которые влияют и определяют спрос, очень велико, и очень трудно определить их относительную важность; на спрос тур. услуг влияют различные внешние, независимые факторы, многие из которых не могут быть достоверно предсказаны; субъективные и иррациональные факторы, определяющие спрос на услуги нелегко определить и количественно оценить.
Прогнозирование продаж при этом может проводиться различными способами, которые подразделяют на три основные группы: прогнозирование на основе данных о продажах в прошлом; математические, экономические и статистические модели, которые применяют в дополнение или вместо данных о предыдущих продажах, а также другие ряды переменных; экспертные прогнозы.
Спрос на туризм формируется неоднородными группами людей, стремящихся путешествовать и побуждаемых одинаковыми мотивами. По отношению к потенциалу общего туристского рынка, объем услуг отдельного предприятия более ограничен количественно и качественно. Следовательно, было бы неразумно направить усилия на удовлетворение общего рыночного спроса.
Маркетинг и продвижение туристских услуг должны быть дифференцированными в том смысле, что усилия должны быть сконцентрированы и направлены на потенциальные туристские группы, т.е. на сегменты общего туристского рынка. Сегментирование рынка представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Сегментация рынка на однородные группы является абсолютно необходимым шагом процесса планирования маркетинга и продвижения услуг. Выбор целевых сегментов рынка – это оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими услугами.
Чаще всего для сегментации рынка используют социально-экономические критерии, такие как: возраст, пол, уровень дохода, образование, профессия, размер семьи и другие.
Вторая группа критериев сегментации связана с отношением потребителя к продукту. Группы потребителей определяются в соответствии с использованием продукта, частотой и величиной покупок, сорта (вида), ''верности'' продукту или месту покупок.
Обычно при сегментации туристских рынков используют три основных группы критериев: социально-демографические (кроме перечисленных выше - религия, постоянное место жительства, семейное положение и т.д.); поведение (цели и причины путешествия, места назначения, используемый транспорт, расстояние путешествия, продолжительность, типы расселения и питания, использование посредников, количество человек, сумма расходов на путешествие, оплата путешествия); мотивация и процесс принятия решения о путешествии (мотивация и ожидания, подготовительный этап путешествия, факторы, влияющие на процесс принятия решения, источники и качество информации о путешествии, удовлетворение потребностей, связанных с путешествием).
Маркетологу необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров в попытках отыскать наиболее полезный подход к рассмотрению структуры рынка. Фирме потребуется собрать информацию обо всех выбранных целевых сегментах. Это должны быть сведения об объемах продаж в денежном выражении, ожидаемых темпах роста сбыта, прогнозируемых размерах прибыли, интенсивности конкуренции, требованиях к каналам маркетинга и т.д. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормой прибыли, слабой конкуренцией и несложными требованиями к каналам маркетинга и т.д.
После того, как фирма выявит наиболее привлекательные для себя сегменты, она должна задаться вопросом, какой из них наиболее полно соответствует ее сильным деловым сторонам. Фирме следует выбрать сегмент, который не только привлекателен сам по себе, но и такой, для успешной работы в котором у нее есть необходимые деловые предпосылки.
Маркетинговая коммуникация (продвижение) - это механизм передачи покупателю своей информации, это элемент маркетинговой структуры, который обеспечивает связь основных маркетинговых посланий с целевыми аудиториями.
Успешная работа маркетинга зависит не только от нужного продукта хорошего качества, ориентированной на рынок, ценовой политики, надежной и эффективной сети дистрибьюторов. Необходима также систематическая и эффективная связь с потенциальным клиентом и торговыми посредниками, что сокращает разрыв между производителем турпродукта и его потребителем. Главная цель этой связи – оказание влияния на целевую группу. Необходимо внушить такое представление о товаре или услуге, которое изменило бы существовавшие до этого взгляды и повлияло на будущее поведение.
Существует пять способов продвижения товара, в том числе и туристического: реклама (advertising); персональная продажа (personal sell); стимулирование сбыта (sales promotion); связи с общественностью (public relations).
Считается, что коммуникационные задачи маркетинга не выполняются эффективно, если пренебрегать другими инструментами маркетинга, а именно, если нет правильного выбора насчет продукта, цены и методов дистрибьюции. Невозможно достичь желаемого результата, если использовать только один коммуникационный канал. В программе продвижения должны быть скомбинированы различные методы.
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования. Существует множество применений рекламы в туристической сфере деятельности. Ее используют для формирования долговременного образа тур фирмы или тур оператора, для выделения конкретного тур направления, для распространения информации о событии, новой услуге, для объявления об изменении цены, скидках, льготах, для отстаивания конкретной идеи, формирования имиджа конкретного места назначения и т.д.
Цель рекламы – привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию, полезную для реципиента, и заставить действовать его определенным образом, например, связаться с тур агентом, запросить дальнейшую информацию и т.д. Реклама – это форма массовой связи, предназначенная для большого числа людей одновременно.
В туристической сфере применяются практически все рекламные средства:
а) реклама в средствах массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы. Ее главная характеристика – возможность сообщать рекламную информацию большой аудитории. Стоимость такой рекламы зависит от множества факторов: страны, выбранного средства (самой дорогой является телевизионная), продолжительности и т.д. Каждое из рекламных средств в СМИ имеет свои преимущества и недостатки;
б) каталоги путешествий, брошюры, журналы собственного издания, проспекты. В каталогах путешествий содержится полезная информация для потенциальных туристов. Брошюры и проспекты менее вместительны, чем каталоги, но их производство менее трудоемко и гораздо дешевле. Обычно брошюра или проспект посвящаются только одному туру, предоставляя при этом более подробное описание маршрута и услуг;
в) уличная реклама: стационарная и транзитная (плакаты, щиты, реклама на транспорте). Для стационарной рекламы важным фактором эффективности является ее месторасположение. Этот вид рекламы обычно используют в качестве дополнения к рекламе в СМИ;
г) письма-продажи (direct mail) открывают большие возможности для продажи услуг. Как правило у тур фирмы имеется в наличии список постоянных клиентов, которым и отправляются подобные письма, информирующие о новых турах, услугах, скидках. Эффективность такой рекламы определяется такими ее качествами, как оперативность и контроль. Для определения реакции на письмо прилагается бланк, через который клиент может высказать свои пожелания или запросить дополнительную информацию.
д) реклама в торговой точке: реклама на витрине павильона и/или на стенах, сувениры и плакаты в офисе тур фирмы. Ценность данной рекламы заключается в том, что клиент сталкивается с ней, когда он находится еще в процессе принятия решения. Задача такой рекламы – напомнить клиентам о той рекламной информации, с которой они уже сталкивались раньше в средствах массовой информации.
Стимулирование сбыта включает в себя ряд средств коммуникации для создания условий немедленного роста сбыта на ограниченный период времени. Туристические предприятия и туроператоры признают, что их продажи и прибыль в значительной степени зависят от того, каким способом они мотивируют турагентов и потребителей. Среди методов продвижения широко используются различные скидки, льготы, конкурсы, лотереи, игры, а так же участие в туристических выставках, ярмарках, бесплатная раздача сувениров и т.д. Активно используется практика совместной деятельности с производителями или продавцами товаров повседневного спроса, за покупку которых в качестве приза может предлагаться тур путевка, спонсорство различных мероприятий.