Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:34, курсовая работа
В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как правило, ограничивается описанием организационной структуры управления предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия. На сегодня, наиболее актуальными, являются два направления развития маркетинга
Введение...................................................................................................................4
Маркетинг как инструмент повышения эффективности работы хозяйствующих субъектов в условиях рынка......................................................9
1.1. Основные цели маркетинговой деятельности...........................................9
1.2. Отличительные особенности маркетинга в сравнении с традиционной конъюнктурно-сбытовой деятельностью........................................................12
1.3. Концепции управления маркетингом.......................................................14
Маркетинговые исследования в системе управления маркетингом на предприятии...........................................................................................................17
Сущность маркетингового исследования.................................................17
Схема планирования маркетинговых исследований...............................20
Определение проблемы исследования......................................................21
Разработка концепции исследования……………………………………22
Кабинетные маркетинговые исследования……………………………22
Полевые исследования рынка……………………………………………27
Товарная политика предприятия...............................................................30
Сущность товарной политики предприятия........................................33
Значение товарной политики................................................................34
Товар: уровни товара, классификация товаров..................................35
Решения в области товарной политики...............................................38
Ценовая политика предприятия.................................................................41
Сбытовая политика предприятия...............................................................49
Система сбыта на предприятии............................................................51
Товародвижения.....................................................................................62
Организация службы сбыта на предприятии......................................65
Маркетинговое продвижение товара........................................................71
Функции продвижения..........................................................................71
Состав и основные положения теории и практики рекламной деятельности...........................................................................................73
Заключение............................................................................................................76
Список литературы................................................................................................78
Финансовые учреждения - банки, кредитные, страховые, инвестиционные компании, брокерские фирмы и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки или страховать себя от предпринимательского риска.
Государственные учреждения - любые организации, финансируемые из госбюджета. Госучреждения могут способствовать деятельности предприятия и даже размещать часть своих заказов в данной фирме. При реализации крупных проектов, как правило, положительная поддержка местных госорганов бывает необходима, поэтому любое предприятие должно учитывать постоянное сотрудничество с госучреждениями.
Гражданские группы действий - организации потребителей, группы защитников окружающей среды, профсоюзы, общественные движения, национальные организации.
Анализ микросреды маркетинга позволяет оценить параметры "поля", на котором приходится работать предприятию. Основная цель подобного анализа - выявление сильных и слабых сторон в деятельности контактных аудиторий фирмы, позволяющее планировать стратегические и тактические действия по разработке и распространению товара.
На деятельность любого предприятия постоянно воздействует множество факторов внешней среды. Конечно, многообразное окружение предприятия не может быть сведено к набору отдельных, не связанных друг с другом переменных. Одни факторы влияют на другие и наоборот. Вместе с тем, в экономической литературе устоялось представление о внешних неконтролируемых факторах макросреды предприятия (13), которые принято подразделять на социальные, технологические, экономические, политические и культурные. Анализ макросреды предприятия, являющийся составной частью кабинетных маркетинговых исследований, основан на оценке факторов, в наибольшей степени влияющих на коммерческую деятельность предприятия.
В качестве методов получения информации в полевых маркетинговых исследованиях используются: опрос, наблюдение, эксперимент, панель и экспертные оценки. Рассмотрим их подробнее.
Опрос - это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Приблизительно 90 % полевых исследований используют этот метод. Опрос может быть в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы принято называть интервью.
При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных вариантов. В литературе приводится ряд рекомендаций при проведении опросов:
Наблюдение - планомерное исследование реакции наблюдаемого на предмет исследования без воздействия на него.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. С помощью опроса можно выявить субъективные обстоятельства, закрытые для наблюдения: мнения, представления, знания людей. Однако продукты входящие в ассортимент, поведение покупателей, последствия поведения могут быть охвачены только с помощью наблюдения. Его преимущества в сравнении с опросом:
Недостатки наблюдения как метода:
Эксперимент - исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Его признаки:
Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (например, тест рынка).
Товар является экономической категорией, которая имеет две стороны - потребительскую стоимость и стоимость. Главная из них - стоимость. Тем не менее при изготовлении нового товара необходимо акцентировать внимание сначала на потребительской стороне товара, т.е. на его качестве. Умелый учет потребительской стоимости и стоимости товара в условиях конкуренции лежит в основе взвешенной товарной политики предприятия.
Качество товаров и их доведение к потребителям
Товар - продукт работы, который удовлетворяет
определенную потребность человека и
изготовленный для обмена. Вместе с тем
потребительская стоимость благодаря
своим свойствам удовлетворять определенные человеческие
нужды есть общественной потребительской
стоимостью. Эти свойства потребительской
стоимости фокусируются в категории «качество
продукции».
Качество товара (в том числе услуги)
— комплекс характеристик продукта работы,
которые определяют его полезность прежде
всего для потребителей.
Если речь идет о полезности не товара,
а продукта (т.е. в случае изготовления
его не для продажи), то комплекс характеристик
определяет его полезность для производителя.
Основными характеристиками качества
товара есть:
1) технико-экономичные; 2) экономические; 3) социальные;
4) экологические; 5) эргономичные; 6) эстетичные.
К технико-экономическим характеристикам
качества товара относят:
1) надежность - способность изделия сохранять
необходимые свойства, бесперебойно работать
в заданных режимах эксплуатации или выполнять
присущий ему функции на протяжении определенного
времени. Так, крупные автомобильные фирмы
США с целью убеждения потребителей в
надежности машин предоставляют гарантию
пробега до 100 тыс. км или на 5 лет.
2) гарантийный срок - промежуток времени,
на протяжении которого предприятие (или от его имени продавец товара) гарантирует
соответствие товара показателям качества
(зафиксированным в паспортных данных)
или условиям договора, за соблюдение
потребителем условий использования и
хранение изделия. При этом предприятие несет материальную и моральную (осуждение
со стороны покупателей) ответственность
за возможные дефекты, несоответствие
товара показателям качества. Основными
видами гарантийного срока есть: а) срок
эксплуатации товаров продолжительного
пользования (машин, оборудование, телевизоров
и т.п.), которые при этом постепенно изменяют
свои потребительские качества; б) срок
сохраняемости продукции, которая постепенно
теряет свои качества (это касается продовольственных
товаров); б) срок пригодности товаров,
которые постепенно ухудшают свои потребительские
качества (например, электронные часы).
3) долговечность - суммарный срок службы
изделия в промышленности, когда расхода
восстановления его работы становятся
экономически невыгодными.
Экономические характеристики качества
товара — его трудоемкость, материалоемкость,
энергоемкость, фондоемкость, рентабельность
производства, себестоимость продукции
и др.
Социальными характеристиками качества
товара есть его направленность на удовлетворение
нужд всего общества или отдельных социальных
слоев и групп (например, изготовление
оружия удобное прежде всего для работников
военно-промышленного комплекса) и даже
мафиозно-теневых структур (производство
наркотиков и др).
Экологические характеристики качества
товара — «вот невозможность наносить
вред окружающей среде (земли, водному
и воздушному бассейнам, человеку, животному
и растительному миру).
Эргономичными характеристиками качества
товара есть его способность максимально
создавать удобство и комфорт для человека
при выполнении ею своих функциональных
обязанностей, оказывать содействие росту
производительности работы, уменьшать
затраты физической, умственной, нервной
энергии.
Эстетичные характеристики качества товара
— его внешняя форма, привлекательность,
вид, соответствие рациональным течениям
моды и др.
Кроме качества товаров, различают качество
продукции, работы, выполняемых работ,
услуг и материалов.
Для доведения (ознакомление) к потребителю
имеющихся в товаре качественных характеристик
необходимая определенная совокупность
маркетинговых мероприятий, или поддержка
товара. Она предусматривает мероприятия
из обслуживание, паковка, транспортирование,
сохранение, рационального использования
товара.
Основными этапами поддержки товара есть:
1) паковка, маркирование (т.е. условные
обозначения, надписи на упаковке товара или
на самом товаре, которые содержат информацию
о нем), транспортирование и хранение;
2) обеспечение потребителя необходимой
документацией о товаре, рекомендациях
из пользования им или употреблению, выполнение
гарантийных услуг;
3) предоставление сопутствующих услуг,
продажа сопутствующих товаров, без которых
нельзя использовать основной (например,
фотопленка для фотоаппарату).
Кроме того, для доведения качества товара
к потребителю используют продуманную
рекламу, дизайн, четко налаженный сбыт,
надежное обслуживание, гибкую ценовую
политику. Для этого нужный предыдущий
тщательный учет всех имеющихся на предприятии ресурсов, технико-экономическое обоснование
выпуска нового товара.
После того как товар попадается на рынок, он будто живое собственной товарной
жизням, в котором выделяют отдельные
этапы. Эти этапы содержит концепция жизненного
цикла товара, осведомленность с которой
есть одной из важных условий успешной
деятельности предприятия.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда
производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило,
четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг
которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий
деятельности предприятия – изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно – экономической обстановки в России промышленные предприятия по – разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути, которые рассмотрены в данной курсовой работе.
На обычном рынке товар определяет судьбу рыночной и всей
хозяйственной политики предприятия-производителя. Уже в силу этого
обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, т. е. его
создание, производство и совершенствование, реализация на рынках, сервисное и предпродажное обслуживание, разработка рекламных мероприятий, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности производителя и называется товарной политикой производителя.
Именно поэтому если у производителя нет качественного,
ориентированного на потребности товара, - у него нет ничего! – это главная
заповедь маркетинга.
Товар – основа всего комплекса маркетинга. Если товар не
удовлетворяет потребности покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке – его провал в конечном счете неизбежен.
Товарная политика предполагает определенный набор действий или
заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров. Отсутствие такого набора действий приводит к неустойчивости ассортимента предприятия, провалам, подверженности ассортимента чрезмерному воздействию случайных или преходящих конъюнктурных факторов. Текущие решения руководства в таких случаях нередко носят половинчатый, малообоснованный характер, основывающийся на интуиции, а не на расчете, учитывающем долговременные интересы.
Роль руководящего
начала при формировании
Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет
оптимизировать процесс обновления ассортимента, ни и служит для руководства предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.
Отсутствие генерального, стратегического курса действий предприятия,