Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную характеристику менеджера и лидера.
4.дать советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим лидером.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Менеджер……………………………………………………………… 3
1.1. Понятие «менеджер»…………………………………………………. 3
1.2. Функции и роли менеджера………………………………………….. 5
1.3. Образ идеального менеджера разных стран………………………… 10
2. Лидер……………..……………………………………………………. 12
2.1. Определение понятия лидерства……………………………………. 12
2.2. Классификация лидерства……………………………………………. 14
2.3. Отличие менеджера от лидера……………………………………… 18
3 Практическая часть…………………………………………………… 21
3.1. Как стать успешным менеджером…………………………………… 21
3.2. Характерные черты лидера…….…………………………………….. 23
3.3. Советы менеджеру……………………………………………………. 25
3.4. Тест на развитие лидерских качеств………………………………… 27
Заключение……………………………………………………………………. 30
Цитированная литература…………………………………………………… 31
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1. |
Менеджер………………………………………………………… |
3 |
1.1. |
Понятие «менеджер»…………………………………………………. |
3 |
1.2. |
Функции и роли менеджера………………………………………….. |
5 |
1.3. |
Образ идеального менеджера разных стран………………………… |
10 |
2. |
Лидер……………..……………………………………………… |
12 |
2.1. |
Определение понятия лидерства……………………………………. |
12 |
2.2. |
Классификация лидерства……………………………………………. |
14 |
2.3. |
Отличие менеджера от лидера……………………………………… |
18 |
3 |
Практическая часть……………………………… |
21 |
3.1. |
Как стать успешным менеджером…………………………………… |
21 |
3.2. |
Характерные черты лидера…….…………………………………….. |
23 |
3.3. |
Советы менеджеру…………………………………… |
25 |
3.4. |
Тест на развитие лидерских качеств………………………………… |
27 |
Заключение…………………………………………………… |
30 | |
Цитированная литература………………… |
31 |
Введение
Сегодня тема лидерства
очень популярна: проводится масса
дискуссий, научных исследований, теме
лидерства посвящаются
Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?
В повседневной жизни часто путают термин «менеджер» и «лидер», но это различающиеся понятия.
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которая трудно поддается исследованиям.
Целью курсовой работы является изучение поведения менеджера в качестве лидера.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.дать определение менеджеру и лидерству;
2.показать качества, которыми должен обладать менеджер и лидер;
3.дать сравнительную
характеристику менеджера и
4.дать советы менеджеру,
который хочет стать
Понятие «менеджер»
Слово «менеджер» пришло к нам с Запада и сейчас неотъемлемо от нашей жизни. Термин менеджер имеет много определений.
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.[7,с.363]
Менеджер по О.С. Виханскому и А. И. Наумову - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.
Качества менеджера[3,с.260]:
Следовательно, менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением талантливо и эффективно руководить трудовым коллективом, наиболее полно использовать творческие способности каждого из работников, обеспечивая тем самым гибкое реагирование на требования заказчиков.
Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца.[6.с.530].
Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей конкретных подразделений в организации, и именно это определяет их служебное поведение.
Каждая отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры, равно как и представители других профессий, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей.
В своих работах Генри Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в различной степени (Табл.1).
Эти роли классифицированы в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Опираясь на проведенные многочисленные исследования, Минцберг указывает, что роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают его сферу взаимодействия с людьми. Межличностные роли делают руководителя пунктом сосредоточения информации, что придает ему информационные роли, и превращает его в центр обработки информации. Исполняя межличностные и информационные роли, руководитель играет также роли, связанные с принятием решений:предпринимателя, распределителя ресурсов, устранителя нарушений, ведущего переговоры от имени организации.
Таблица 1
Роль |
Описание действий |
Примеры из практики управления, требующие
активизации соответствующей | ||
Межличностные роли | ||||
|
Символический глава организации,
выполняющий обязанности |
Церемониалы, ходатайства, представления, проведение приемов, все другие действия, обязываемые руководящей должностью. | ||
|
Мотивация подчиненных, взаимодействие с ними, подбор и подготовка работников |
Практически все управленческие действия с участием подчиненных | ||
|
Установление сети контактов с руководителями и специалистами других подразделений и организаций, а также информирование подчиненных об этих контактах |
Деловая переписка, участие в совещаниях, с представителями других подразделений (организаций). | ||
Информационные роли | ||||
|
Целенаправленно ищет, получает и
накапливает разнообразную |
Обработка поступающей корреспонденции, периодические осмотры, ознакомительные поездки, посещения информационных семинаров и выставок. | ||
5. Распространи-тель информации (передатчик)
|
Передает информацию, полученную как из внешних источников, так и от подчиненных, всем заинтересованным лицам внутри организации. |
Распространение информационных справок, дайджестов, выступления с обзорами, проведение бесед, информирование подчиненных о достигнутых договоренностях. | ||
6. Представитель (рупор организации) |
Передает информацию о планах, нынешнем состоянии, результатах работы подразделений (организаций) внешним лицам и органам. |
Подготовка и рассылка информационных писем, участие в заседаниях с отчетами о проделанной работе. | ||
Управленческие роли (роли связанные с принятием решений) | ||||
7. Предприниматель (инициатор) |
Ищет возможности для |
Участие в заседаниях с обсуждением
и принятием перспективных | ||
8. Устранитель проблем (стабилизатор) |
Заботится об организации, вносит коррективы в действия, берет ответственность на себя, когда возникают факторы, угрожающие существованию и нормальной деятельности организации. |
Обсуждение и принятие решений по стратегическим текущим вопросам, связанным с поиском путей выхода из кризисных ситуаций. | ||
9. Распределитель ресурсов |
Определяет, как будут расходоваться материальные, финансовые и трудовые ресурсы организации |
Составление и утверждение графиков, планов, смет, бюджетов, контроль за из исполнением. | ||
10. Ведущий переговоры (посредник) |
Представляет организацию на всех значительных переговорах. |
Ведение переговоров, установление официальных контактов между организацией и другими фирмами. |
Все перечисленные 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера деятельности конкретной организации.
Не все авторы согласны
с Минцбергом в части его определений
и классификаций управленческог
Описание ролей менеджера по О.С. Виханскому и А. И. Наумову :
Менеджер выполняет общие функции управления:
1) Планирование.Это процесс разработки цели организации и мероприятий, направленных на достижение этой цели. Бывает оперативное и стратегическое управление. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. 2)Организация. Это разделение задач, намеченных в процессе планирования, между рабочими организации, то есть построение организационной структуры. Кроме формирования структуры организации эта функция ещё и обеспечивает её всем необходимым (персонал, денежные средства, средства производства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе формируются условия для достижения более эффективных результатов.
3)Мотивация. Это процесс стимулирования/пробуждения людей и коллектива в целом к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создаёт наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». Процесс мотивации предполагает создание для работников условия/возможности для удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
4)Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организации своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Образ идеального менеджера разных стран
В США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума, честность, логичность, техниковооруженность, широта познаний, перспективность, коммуникабельность, цельность характера, лидерство, способность делегировать власть, ораторские способности, умение принимать решения, твердость, умение сосредотачиваться, умение воспитывать, чувство юмора, умение слушать, желание слушать, объективность, организаторские способности.
Национальные особенности играют важную роль в формировании идеального образа менеджера.
Качества, вошедшие в первые две десятки важнейших в образе идеального менеджера Англии, отличаются не только своей последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет следующий вид : способность делегировать власть, коммуникабельность, доступность, умение слушать, авторитетность, компетентность, техниковооруженность, честность, твердость, заинтересованность в людях, позитивность, решительность, юмористичность, широта способностей, продуктивность, дружелюбие, прилежание, общительность, знание специальности, отсутствие болтливости.
Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа с менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера- умение и навыки межличностного общения; 36% опрошенных на первое место поставили неординарность; 10%-жизненный опыт; 8%-техническую компетентность; 4% -авторитет; 1%-внешние данные.
По мнению финских специалистов, менеджер должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.