Менеджмент в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы социально-культурного менеджмента;
- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;
- исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере;
- изучить функции менеджера социально-культурной сферы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………….5

1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента……………………………………………....………………………5

1.2 Менеджмент в социально-культурных учреждениях…………………………………………..………………………….9

1.3 Арт-менеджмент…………………………………………………………….10

1.4 Менеджмент выставок и презентации…………………………………….12

1.5 Типы менеджеров……………………………………………………………13

1.6 Особенности деятельности менеджера СКД………………………………14

1.7 Профессиональное мышление менеджера…………………………………17

1.8 Этика взаимоотношений менеджера с представителями…………………20

1.9 Этика отношений: менеджер-менеджер……………………………………21

Глава 2. Практика социально-культурного менеджмента……………………………………………………………………25

Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении………………………………………………………………………25


Заключение……………………………………………………………………..34

Литература……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРАНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный 

экономический университет»

 

Кафедра экономики и менеджмента  телевидения и киноиндустрии

 

                                      Курсовая работа по дисциплине

 

МЕНЕДЖМЕНТ

                    Тема: «Менеджмент в социально-культурной сфере»

 

Выполнил:       Емуранова Екатерина Павловна

                                             (Фамилия И.О.)

студентка группы 5601

 

Подпись: _________________________________

 

Преподаватель:   Саратовцев Юрий Иванович

(Фамилия И.О.)

Должность:   Профессор

уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата: ________________

 

Подпись: _________________________________

 

Санкт-Петербург

                                                    2013

 

                                                 Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретические  основы менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………….5

 

1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента……………………………………………....………………………5

 

1.2 Менеджмент в социально-культурных учреждениях…………………………………………..………………………….9

 

1.3 Арт-менеджмент…………………………………………………………….10

 

1.4 Менеджмент выставок  и презентации…………………………………….12

 

1.5 Типы менеджеров……………………………………………………………13

 

1.6 Особенности деятельности менеджера СКД………………………………14

 

1.7 Профессиональное мышление менеджера…………………………………17

 

1.8 Этика взаимоотношений менеджера с представителями…………………20

 

1.9 Этика отношений: менеджер-менеджер……………………………………21

 

Глава 2. Практика социально-культурного менеджмента……………………………………………………………………25

 

Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении………………………………………………………………………25

 

 

Заключение……………………………………………………………………..34

 

Литература……………………………………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

      По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.

      Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения.

       Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы  такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более  очевидно другое обстоятельство –  нарастание требований к менеджментной  компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.

Задачи:

- раскрыть теоретические  основы социально-культурного менеджмента;

- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;

- исследовать особенности  менеджмента в социально-культурной сфере;

- изучить функции менеджера  социально-культурной сферы;

Предмет исследования: менеджмент социально-культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере.

1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента.

Менеджмент - один из видов  управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

Механизмы менеджмента  в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов.

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения  жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит  от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Управление социокультурной  деятельностью - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут  быть непосредственными - материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными — бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.Хотя и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.

Итак, управлять можно  предприятиями, производящими музыкальные  инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреждений культуры.

Управление социокультурной  деятельностью - это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных, социокультурных цепей.

Специфические особенности  управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Оптимальная модель управления социокультурной деятельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатировать и признавать "множественность культур", но при этом объявлять о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры.

Возможные пути дальнейшего  развития культуры могут быть найдены  при решении ряда концептуальных управленческих проблем.

1)  Роль государства  в области культуры должна  базироваться, в первую очередь, на признании множественности субъектов  культурной  политики.  Необходимо создание системы коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия согласованного взаимодействия на основе партнерско-договорых отношений, включающей представителей различных формирований, творческих работников, потенциальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит перейти от вертикально-линейных принципов руководства культурой к принципам саморазвития.

2)  Новая управленческая  философия может быть основана  на отношении в сфере культуры  как к "открытой системе", ее успешное развитие во многом  будет зависеть от способности адаптироваться в новой социально-экономической ситуации. В этих условиях учреждения и системы управления отрасли должны быть нацелены на выявление новых проблем и выработку новых решений.Открытость культуры предполагает наличие социокультурных ориентиров выбора направлений культурного развития общества.

3)  Обновление функций  управления, переход к "партнерским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимодействия    предопределяется    "многоукладностью"    культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятельности. Основной принцип новой культурной политики - от управления к системе регулирования.

4)  С возникновением  нового общественного и государственного механизма формирование модели управления создает предпосылки изменения типа управления и структуры функций управления культурой с возрастанием функций опережающего управления   над   оперативно-диспетчерской;   перспективного развития сферы культуры; региональной дифференциации культурной политики, поддержки локальных структур социокультурной деятельности; развития национально-территориальных культурных общностей, землячеств, клубов, общин и т.д.

Таким образом, социокультурная  деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых  выступают федеральные, региональные (субъекты федерации) и районные органы управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.

Вместе с тем, социокультурная  деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется человеческим фактором, межличностными коммуникациями, характером взаимодействия людей как субъектов социокультурных отношений.

Планирование как определяющая функция менеджмента не может  не включать в себя все другие функции  управления, поскольку: организация  предполагает назначение рабочих задач,их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.

Таким образом, все функции  менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков.

В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования.

1.2 Менеджмент  в социально-культурных учреждениях.

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.

Информация о работе Менеджмент в социально-культурной сфере