Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей спортивного менеджмента.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- изучение сущности спортивного менеджмента;
- анализ качества спортивного менеджмента и конкурентоспособности спорта;
- рассмотрение практики развития спортивного менеджмента зарубежными специалистами.
Введение 3
1. Менеджмент в спорте 5
1.1. Сущность спортивного менеджмента 5
1.2. Особенности финансирования в индустрии спорта 8
2. Качество спортивного менеджмента и конкурентоспособность спорта 11
2.1. Понятие качества менеджмента спорта 11
2.2. Конкурентоспособность спорта 14
2.3. Сообщество спортивных менеджеров 17
3. Спортивный менеджмент и практика развития спорта 19
3.1. Выводы и предложения зарубежных специалистов 19
3.2. Зарубежный опыт управления массовым спортом 24
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Значение менеджмента в современной спортивной жизни неуклонно возрастает. Особого внимания он требует в условиях "переходных" экономик с еще не устоявшимися новыми формами организации спорта.
За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации спорта, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств - с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен «научиться» самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Для обучения по профессии спортивных менеджеров огромное количество вузов и прочих учебных заведений организуют курсы и занятия, служащие целью научить будущих менеджеров устраивать спортивный процесс. Это профессия является на данный момент одной из наиболее престижных, потому что приносит огромные доходы и очень востребована в современном обществе.
Как известно, деятельность бывшей системы советского спорта в основном обеспечивалась за счет государственного бюджета. На сегодняшний день страна перешла к другим реалиям. Потеряны сотни спортивных сооружений и баз, которые раньше были на дотации государства. Сегодня прежняя экономическая схема финансирования спорта не может в полной мере удовлетворить запросы многих спортивных организаций, тренеров и спортсменов.
Немаловажную роль в повышении конкурентоспособности российского спортивного менеджмента призваны сыграть профессиональные объединения, сообщества.
Подчеркивая актуальность данной темы можно сказать, что за последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования.
Объектом данной работы является менеджмент в спорте.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей спортивного менеджмента.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
- изучение сущности спортивного менеджмента;
- анализ качества спортивного менеджмента и конкурентоспособности спорта;
- рассмотрение практики развития спортивного менеджмента зарубежными специалистами.
При написании работы был использован широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как менеджмент, теория управления, спортивный менеджмент, зарубежная практика развития спорта. Основные методологические аспекты, которые послужили базой для исследования, изложены следующими авторами: Колесниковой И.А, Переверзина И.И, Томич М. и других.
Использовался также материал периодических изданий – статьи журналов «Современная конкуренция», «Теория и практика физической культуры», «Менеджмент в России и за рубежом» и другие, посвященные основам менеджмента и управления в спорте.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников.
1. Менеджмент в спорте
1.1. Сущность спортивного менеджмента
Отрасль хозяйства, коей является «физическая культура и спорт», представляет собой деловое пространство, где индивидуальные предприниматели удовлетворяют широкий круг требований потребителя. Он развивается огромными темпами, и это не только как таковая организация и проведения всевозможных соревнований, но и смежные с этим рекламные, производственные сферы. Как пример - организации, занимающиеся изготовлением спортивной символики, аксессуаров для самих спортсменов, таких как всевозможное спортивное оборудование, форма, инвентарь и прочее.
Огромное количество крупных компаний тем или иным образом соприкасается со сферой спорта. И это не только рекламные компании. Прекрасно известно, что такие мировые производители, как Renault, Ferrari, Toyota и другие компании выдвигают свои автомобили на гонках формулы 1 и других состязаниях.
Достаточно широкое распространение индивидуальная предпринимательская деятельность получила в таких областях и сферах спорта, как теннис, аэробика, бодибилдинг, шейпинг, восточные единоборства, спортивные танцы.
По сути своей спортивный менеджер занимается теми же вещами, что и обычный менеджер, то есть организует процесс, но только со спортивной спецификой. Он занимается теми организационными вопросами, о которых сам спортсмен думать не должен, не должен на них отвлекаться от своих тренировок и подготовки к соревнованиям.
Для обучения по профессии спортивных менеджеров огромное количество вузов и прочих учебных заведений организуют курсы и занятия, служащие целью научить будущих менеджеров устраивать спортивный процесс. Это профессия является на данный момент одной из наиболее престижных, потому что приносит огромные доходы и очень востребована в современном обществе.
За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации спорта, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств - с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен «научиться» самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Многим специализированным организациям (и не только в России) пока еще не хватает знаний и убежденности в том, что сегодня без ориентированных на рынок действий невозможно успешно работать, в том числе в спорте. Следует, однако, отметить, что с годами традиционные маркетинговые стратегии не всегда оказываются выигрышными, необходима их адаптация к изменившимся внешним условиям, точнее - индивидуализация маркетинговой деятельности. Одним из направлений которой и является маркетинг взаимоотношений.1
Переход России к новым экономическим условиям особенно негативно сказался на деятельности многих спортивных организаций. В предыдущие годы спорт, как известно, полностью финансировался государством и профсоюзами, не испытывая при этом серьезных трудностей. Наряду с государственными структурами успешно функционировали многочисленные ведомственные спортивные общества и клубы, большинство из которых не занималось самостоятельной коммерческой деятельностью, приносящей какие-либо доходы. С полной уверенностью можно сказать, что в ближайшее время рассчитывать на достаточное ресурсное обеспечение спорта со стороны государства не следует. Более того, переход на территориальный (региональный) принцип управления спортом еще больше обострил эту проблему. Сегодня, когда каждый регион вправе сам определять основные направления спортивной политики, объем финансирования и так далее, исходя из местных особенностей, традиций, наличия спортивных сооружений, их форм собственности, принимая также во внимание имеющийся значительный дефицит местных бюджетов, - прогнозировать серьезные успехи было бы бессмысленно.
Между тем у населения большинства стран Западной Европы за последние годы значительно возрос интерес, как к собственной спортивной активности, так и к пассивному потреблению спорта в качестве болельщиков, зрителей.
Тот факт, что профессиональная деятельность в спорте приносит огромные прибыли - общеизвестно (контракты и гонорары спортсменов и тренеров, оплата услуг менеджеров, юристов). Но это справедливо лишь для ведущих в экономическом отношении стран, Россия пока к числу таковых не относится, и скоропалительные попытки «сканировать» зарубежные модели управления спортом без соответствующей экономической базы обречены на провал. Можно привести массу примеров, когда профессиональная команда, клуб или целая лига прекращали свою деятельность спустя несколько месяцев после образования. Большинство из имеющихся сегодня профессиональных спортивных организаций испытывают проблемы ресурсного обеспечения, их будущее весьма туманно, а источники финансирования - «тайна за семью печатями», и можно только догадываться об их истинном происхождении. В настоящее время никто не возьмется предположить - станут ли наши спортивные организации и клубы солидными и преуспевающими коммерческими предприятиями или их ждет такое же жалкое существование, как сейчас.
То, чему Россия только учится, в европейских странах существует уже давно. Например, в Британии уже нет такой профессии, как главный тренер. Человек, руководящий действиями команды на поле, параллельно принимает непосредственное участие в деятельности всего клуба.
В России почти во всех сферах эволюционные изменения происходят с задержкой в десяток или более лет. И вряд ли это должно удивлять, ведь физкультурное образование - максимум в багаже абсолютного большинства отечественных тренеров, имеющих лишь отдаленное представление о том, что под этим самым менеджментом на самом деле подразумевается. По-другому, в отличие от Запада, строится и клубная структура, совершенно из других источников поступает прибыль.2
Но и в Москве в последние годы стали появляться специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой будущих спортивных, в частности, футбольных, менеджеров. Интерес к ним с самого начала оказался достаточно большим.
Рынок обучения спортивному менеджменту развивается настолько динамично, что на нем складывается даже некая конкуренция. Впрочем, имея совпадающие направления, учреждения находят свои ниши.
1.2. Особенности финансирования в индустрии спорта
Как известно, деятельность бывшей системы советского спорта в основном обеспечивалась за счет государственного бюджета. На сегодняшний день страна перешла к другим реалиям. Потеряны сотни спортивных сооружений и баз, которые раньше были на дотации государства. Сегодня прежняя экономическая схема финансирования спорта не может в полной мере удовлетворить запросы многих спортивных организаций, тренеров и спортсменов.
Закономерно, что низкие зарплаты тренеров, недостаточное внимание к нуждам спортсменов (экипировку спортсмены иногда покупали себе сами), бесспорно, влияли на результаты спортивной подготовки. То, что сейчас в спорт приходит большое финансирование (резко повысилось финансирование со стороны государства и компаний - партнеров спортивных федераций), надеемся, позволит совершить серьезный прорыв: это и реконструкция старых и строительство новых современных спортивных сооружений, и приобретение федерациями и спортивными клубами современного оборудования, разработка методик, финансирование поездок на международные соревнования, участие спортсменов в коммерческих стартах (как правило, они требуют определенного финансового взноса).
Финансирование, действительно, во многом влияет на спортивные достижения: и на уровень подготовки спортсменов, и на завоевания соответствующих позиций на соревнованиях.
При этом сохраняется и государственное финансирование спорта, которое, безусловно, зависит от тех позиций, которые спортсмены занимают в тех или иных видах спорта. То есть чем больше медалей завоевала спортивная федерация, тем большее финансирование ей выделяется. Но это связано только с государственным финансированием, финансированием Олимпийского комитета России. Что касается партнеров спортивных клубов, то они, как правило, выбирают либо известные виды спорта, обладающие большой аудиторией (футбол, баскетбол, хоккей), для решения своих маркетинговых задач, либо определенные виды спорта, отвечающие внутренней идеологии компании, задачам развития ее бренда.
Сегодня много говорится о коммерциализации спорта, и российского в первую очередь. Коммерциализация спорта - это плюс, если она идет на пользу развития спорта. Существует пример, который был связан с коммерциализацией Олимпийских игр: очень долгое время, до прихода в Международный Олимпийский Комитет (МОК) Хуана Антонио Самаранча, проведение Олимпийских игр пребывало в плачевном состоянии, терялся интерес к Олимпийским играм, в связи с многочисленными скандалами терялся имидж Олимпийского комитета. И поскольку проведение соревнований такого уровня требует больших средств, МОК с трудом покрывал убытки.
С началом коммерциализации, изменением маркетинговой политики Международного Олимпийского Комитета, привлечением крупных денежных средств, партнеров ситуация стала меняться, начались скандалы с представителями МОК, которых обвиняли в получении взяток за поддержку того или иного города будущей Олимпиады, скандалы с назначениями в спортивных федерациях, покупка-продажа должностей. После этого были приняты меры, которые позволили МОК сохранить свое лицо и бренд олимпийского комитета. Бренд Олимпийских игр стал очень ценен, неся в себе ценности спорта и честной игры.
Можно заметить, что на всех Олимпийских играх во время спортивных событий в месте проведения соревнований нет ни одной рекламы, она размещается только вокруг стадиона. Можно сказать, что Олимпийский игры выдержали этап массового привлечения денег, сохранили идеалы массового спорта, а эти деньги стали работать на развитие спорта.
Что касается российского спорта, то коммерциализация пока не является основой выстраивания гармоничных отношений спортивных федераций с коммерческими компаниями и наоборот. Встречались и чрезмерно высокие требования со стороны этих компаний, которые объективно вредили подготовке спортсменов, встречались и нарушения со стороны федераций, которые считали необязательным для себя выполнять требования контрактов, по котором они получали финансирование для проведения соревнований, подготовки и приглашения спортсменов. Перегибы, безусловно, были и есть, но в настоящее время накоплен достаточно большой международный опыт, и, осмыслив его, Россия сможет достаточно быстро справиться с негативными сторонами коммерциализации.
2. Качество спортивного
конкурентоспособность спорта
2.1. Понятие качества менеджмента спорта
Сегодня штатные сотрудники спортивных организаций и волонтеры занимаются вопросами перевозки людей и транспортировки багажа, аренды, расселения, обслуживания, подготовкой спортивных сооружений, контактами с прессой, спонсорами и властями, продажей билетов, рекламой и множеством других дел, перечислить которые практически невозможно.