Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:01, доклад
Менеджмент знаний (knowledge management) стал бурно развиваться в 90-х годах прошлого века. Это было связано со сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества, а также продолжающейся научно-технической революцией, в основе которой лежит использование новейших информационных технологий во всех областях человеческой деятельности.
Менеджмент знаний (knowledge management) стал бурно развиваться в 90-х годах прошлого века. Это было связано со сменой приоритетов в бизнесе и жизни общества, а также продолжающейся научно-технической революцией, в основе которой лежит использование новейших информационных технологий во всех областях человеческой деятельности.
Наиболее
прибыльным и привлекательным
направлением для вложения
В
условиях постиндустриального
Все
это привело к четкому
На современном этапе развития рынка и общества интеллектуальный капитал - основная ценность организации и решающий фактор в конкурентной борьбе. Оценка, накопление и развитие интеллектуального капитала и, главное, управление им для достижения целей организации стали настоятельной задачей для ведущих мировых компаний.
Менеджмент знаний (МЗ) - управление интеллектуальным капиталом. Его задачи:
достижение поставленных целей организации за счет роста интеллектуального капитала и эффективного его использования;
повышение эффективности принимаемых решений;
создание предпосылок для появления инноваций;
использование бенчмаркинга во всех сферах деятельности;
обучение и мотивация сотрудников;
повышение эффективности процессов проектирования, изготовления, закупок и маркетинга.
Система
менеджмента знаний (СМЗ) - совокупность
взаимодействующих и
МЗ
в большей степени носит
СМЗ предполагает не только сбор и целенаправленное использование информации на благо предприятия, но и предоставление его работникам широких возможностей в самосовершенствовании, получении признания и самореализации, что, по Маслоу, является вершиной мотивации.
Структура менеджмента знаний
Первая
декомпозиция - СМЗ порождает решения,
подсказки, информацию к
Весь набор данных, информации и знаний может быть разбит на внешнюю, внутреннюю и корпоративную информацию
Внешней информацией и данными могут, к примеру, быть:
информация из Интернета;
печатные издания, библиотечная информация;
отчеты о посещении выставок, конференций и семинаров;
отчеты о переговорах с заказчиками;
результаты внешних аудитов;
внешние стандарты, правовые и нормативные акты, касающиеся деятельности организации и практика их применения;
собеседование с нанимаемыми сотрудниками;
результаты бенчмаркинга;
патентная информация;
оценки поставщиков;
оценки заказчиков;
маркетинговая информация;
документация заказчиков.
Внутренней
информацией и данными могут
быть любые сведения, получаемые
в результате внутренней
Если
организация входит в
корпоративные инструкции и директивы;
отчеты и переписку с вышестоящими организациями;
информацию о
корпоративных программах, стратегии,
результатах корпоративной
опыт организаций,
рекомендованный для
информацию о заказчиках и партнерах;
информацию о публикациях;
информацию о дискуссиях и семинарах и т. д.
Вторая
декомпозиция представляет
.
Под процессами управления
В
качестве поддерживающих
Улучшающими
процессами могут быть, например,
самооценка предприятия,
Третья декомпозиция - всю внутреннюю информацию, данные и знания можно разделить на документированную, т. е. полученную из официальных документов, и скрытую (tacit), которая находится в голове сотрудника организации или в его личных архивах.
Четвертая декомпозиция - документированная информация, т. е. технологическая документация, документация контроллинга, правила (например, проектирования, документооборота, процедуры, инструкции), экспериментальные данные, рекламации и данные о сбоях.
Цели. Создание СМЗ должно вытекать из общих целей организации и быть связано с целями второго уровня в различных сферах деятельности. Оно должно повышать способность организации генерировать и развивать оригинальные и полезные идеи и решения .
Структура
запроса. Чтобы СМЗ могла
На
первом этапе внедрения МЗ
требуется ревизия
Отсутствие
достаточной мотивации,
Ввод
недокументированных знаний. Недокументированные
знания, как правило, имеют самую
большую ценность для МЗ, и
в то же время они наименее
доступны для коллективного
Недокументированные
знания составляют страховой
фонд работника организации,
Правила
ввода недокументированных
Под принудительными правилами
понимаются установленные
обязательную отчетность (конференции, выставки, контакты с заказчиком);
определение ответственности за пополнение базы знаний и ее мониторинг;
обязательную регистрацию оригинальных расчетных методик и программ, используемых при проектировании и изготовлении;
регистрацию переписки с заказчиком.
СМЗ и процессы
создания и распределения знаний
не могут эффективно работать без
соответствующей
Для его эффективной деятельности необходимо:
формальное назначение;
наделение функциональными правами и обязанностями по отношению ко всем сотрудникам;
определение правил мониторинга;
разработка критериев оценки эффективности;
разработка методик, определяющих, что входит в интеллектуальный капитал и ноу-хау.
МЗ предполагает желание делиться полученными знаниями, достигая синергетического эффекта, и, следовательно, требует более высокого уровня мотивации, чем просто денежное вознаграждение.
Здесь
должны применяться такие
МЗ
может предоставить
Признание. Более сильным
Поэтому
МЗ должен включать элементы,
позволяющие сотрудникам
Люди,
как правило, не отдают свои
личные знания в общую "
Здесь
могут оказать содействие
Активное
участие в МЗ должно
Внедрение
МЗ обычно находится в сфере
деятельности менеджера по
МЗ базируется на ключевых
направлениях деятельности
маркетинге;
производстве;
инжиниринге;
бенчмаркинге;
информационных технологиях;
менеджменте качества;
управлении персоналом.
Основным
препятствием при внедрении МЗ
чаще всего будут низкая
Современный университет по своему годовому финансовому обороту, по размерам, по объему и стоимости основных средств, по структуре ничем не отличается от крупных предприятий производства или сферы услуг. Университет, который не имеет системы менеджмента, соответствующей самым современным требованиям мирового рынка, не может эффективно и востребованно создавать новые знания и управлять ими.
Университет, как правило, имеет большую инновационную составляющую нежели объекты промышленности, и более интенсивно развивается, так как услуги, которые он предоставляет, должны опережать своей новизной и практической апробацией индустрию производства и сферы услуг, в противном случае специалисты, которых университет выпускает, останутся невостребованными. Более того, высшая школа должна также научить своего выпускника всем приемам инновационного менеджмента, чтобы, придя в рынок, этот выпускник динамично развивал предприятие, на котором он стал трудиться, и сам постоянно и динамично развивал свои знания и умения.