Методика проведения стратегического анализа деятельности фирмы и выбор направлений и путей ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Раскрывая содержание первого блока данного алгоритма, студент должен:
1) представить характерные черты основных конкурентных стратегий (широкой минимизации издержек, широкой дифференциации, сфокусированной минимизации издержек, сфокусированной дифференциации, и стратегии оптимальных издержек), раскрыв следующие их показатели:
- стратегические цели;
- основа конкурентного преимущества;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Стратегическому.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Z - фактор=0,12Х1+0,0144Х2+0,03Х3+0,006Х4+0,999Х5,

где Х12345 как в предыдущей формуле.

Если Z - фактор ³ 2,99 - риск минимален, при £ 1,81 риск высок.

  • После подсчета показателей необходимо сделать вывод об устойчивости и риске инновационной деятельности фирмы. 
    9. Проведение SWOT - анализа.

  • Идея SWOT - анализа заключается  в следующем:

    а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;

    б) развитие сильных сторон фирмы с учетом ее ограниченных возможностей.

    SWOT - анализ обычно  проводят в несколько этапов.

    На первом этапе глубоко изучаются сильные стороны организации, ее конкурентные преимущества в областях

    На втором этапе изучаются слабости фирмы. (низкая прибыльность, плохая стратегия, недостаточный имидж, неудовлетворительный маркетинг, курс валют и т.д.).

    На третьем этапе изучаются факторы макросреды (политические, экономические, технологические, рыночные и др. с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме)

    На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т.п.)

    На пятом этапе согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.

    По результатам анализа  составляется SWOT - матрица, которая  приведена на рис. 3.

                                      Превращение


                   При-


    Внутри  веде-             Силы (S)                         Слабости (W)


    фирмы   ние           1                                       1

                  в соот-        2                                       2

                   ветст-           ....                                    ....

                   вие       


    Вне                        Возможности (О)           Угрозы  (Т)    

    фирмы                  1                                        1

                                              2                                        2

                                             ....                                      ....

     

     

    Рисунок- 3  SWOT - матрица

     

    После заполнения матрицы  необходимо проанализировать связи  между силами и слабостями, возможностями  и угрозами. Как силы переходят  в возможности и как слабости переходят в угрозы.

    Например: S1-O1 – внутренние силы… дают возможности фирмы на рынке…

    По всем этапам необходимо дать письменную оценку.

     

  • 10. Анализ  дальней внешней среды.

  •  

    Для анализа дальней  внешней среды используется так  называемый PEST- анализ. (Политика, Экономика, Социум, Технологии).

     

    Таблица 8- PEST-анализ

     

     

    Политика                                             Р

     

    1. Выборы (президента, государственной думы).
    2. Изменение законодательства.
    3. Отношения Вашей организации с правительством и федеральной властью в целом.
    4. Государственное влияние в отрасли, доля госсобственности.
    5. Государственное регулирование конкуренции в отрасли.
    6. и пр.

    Экономика                                                          Е

     

    1. Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад), динамика ВВП.
    2. Инфляция.
    3. Динамика курса валют.
    4. Динамика ставки рефинансирования.
    5. Инвестиционная активность.
    6. Динамика занятости.
    7. Платежеспособный спрос населения.
    8. Экспортно-импортная политика по продукту организации.
    9. Основные издержки организации (энергоносители, транспортировку, сырье и комплектующие, коммунальные издержки)
    10. и пр.

    Социум                                                S

     

    1. Изменения в базовых ценностях.
    2. Изменения в уровне и стиле жизни.
    3. Экологический фактор.
    4. Здоровый образ жизни.
    5. Отношение к работе и отдыху.
    6. Отношение к образованию.
    7. Демографические изменения.
    8. Изменения в структуре доходов, расходов.
    9. Изменения в основных потребительских предпочтениях на продукт организации.
    10. и пр.

    Технология                                                         Т

     

    1. Государственная технологическая политика.
    2. Значимые тенденции в области НИОКР.
    3. Новые патенты.
    4. Скорость изменения и адаптации к новым технологиям
    5. Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации.
    6. и пр.

     

    Для анализа организации  с помощью РЕSТ-анализа необходимо оценить значимые тенденции в отрасли, влияющие на реализацию общей (корпоративной или бизнес единицы) стратегии. После заполнения таблицы необходимо сделать обобщение и выводы.

     

  • 11. Анализ стратегической позиции на рынке.

  •  

    Для анализа стратегической позиции на рынке используется модель Shell/DPM - многофакторная модель анализа стратегических позиций конкретных бизнесов.

    Горизонтальная ось  – многофакторная оценка конкурентного  статуса конкретного бизнеса.

    Вертикальная ось –  интегральное многофакторное измерение  привлекательности отрасли.


    Перспективы отрасли бизнеса                    

    Лидер вида бизнеса

    Стратегия усиления конкурентных преимуществ

    Удвоить объем производства или  свернуть бизнес

    Стратегия роста

    Продолжать бизнес с  особой осторожностью

    Продолжать бизнес с  осторожностью или частично свертывать бизнес

     Стратегия генератора денежной наличности

    Стратегия частичного свертывания

    Стратегия свертывания бизнеса


    Конкурентоспособность бизнеса          0


     Матрица Shell/DPM  Рис. 4.

     

    Для анализа необходимо определить, к какой части данной матрицы относиться конкретный бизнес и почему? Описать, используя переменные из таб.9.

     

     

    Таблица 9- Переменные для стратегического анализа

     

    Переменные, характеризующие  конкурентоспособность предприятия (ось Х)

    Переменные, характеризующие привлекательность отрасли (ось Y)

    Относительная доля рынка

    Темпы роста отрасли

    Охват дистрибьюторской сети

    Относительная отраслевая норма прибыли

    Эффективность дистрибьюторской сети

    Цена покупателя

    Технологические навыки

    Приверженность покупателя торговой марке

    Ширина и глубина  товарной серии

    Значимость конкурентного  преимущества

    Оборудование и месторасположение

    Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли

    Эффективность производства

    Технологические барьеры  для входа в отрасль

    Кривая опыта

    Значение договорной дисциплины в отрасли

    Производственные запасы

    Влияние государства  в отрасли

    Качество продукции

    Влияние поставщиков  в отрасли

    Научно-исследовательский  потенциал

    Уровень использования  отраслевых мощностей

    Экономия масштаба производства

    Заменяемость продукта

    Послепродажное обслуживание

    Имидж отрасли в обществе.


     

  • Какие можно предложить варианты развития стратегии?

  • Каковы отличия нашего положения с основными конкурентами?

  • Оформите данную таблицу в виде двух таблиц с ответами на вопросы для Вашей фирмы.

  •  

    На основании определенного  места в матрице сделать вывод, учитывая данные таблицы 10 и информацию о Вашем предприятии.

     

    Таблица 10- Справочные данные о возможной стратегии

     

    Позиция в матрице

    Возможные стратегии

    Лидер бизнеса Отрасль привлекательна и предприятие имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка - высокие; слабых сторон предприятия, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.

    продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей

    Стратегия роста Отрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Такое предприятие является одним из лидеров, находящемся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильный с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента

    стараться сохранить  занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса

    Стратегии генератора денежной наличности Предприятие занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность предприятия высока, а издержки низки

    Бизнес, попадающий в  эту клетку, является основным источником дохода предприятия. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.

    Стратегия усиления конкурентных преимуществ Предприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация предприятия достаточно высоки (почти такие же как и у отраслевого лидера), то предприятие может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли

    Инвестировать, если бизнес-область  стоит того, делая при этом необходимый  детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка


     

    Продолжение- Таблицы 10

     

    Позиция в матрице

    Возможные стратегии

    Продолжать  бизнес с осторожностью Предприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у предприятия не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли

    инвестируйте осторожно  и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.

    Стратегии частичного свертывания Предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Никаких особо сильных сторон и фактически никаких возможностей к развитию у предприятия нет; рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли)

    поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, предприятие  будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса.

    Удвоить объём  производства или свернуть бизнес Предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли.

    инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка  улучшить конкурентные позиции такого предприятия посредством атаки  по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что предприятие способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия “удвоение”. В противном случае, стратегическим решение должно быть решение оставить данный бизнес.

    Продолжать  бизнес с осторожностью или частично свёртывать производство Предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.

    никаких инвестиций; всё управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес

    Стратегия свертывания  бизнеса Предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли

    поскольку компания, попадающая в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше.

    Информация о работе Методика проведения стратегического анализа деятельности фирмы и выбор направлений и путей ее совершенствования