Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа
Раскрывая содержание первого блока данного алгоритма, студент должен:
1) представить характерные черты основных конкурентных стратегий (широкой минимизации издержек, широкой дифференциации, сфокусированной минимизации издержек, сфокусированной дифференциации, и стратегии оптимальных издержек), раскрыв следующие их показатели:
- стратегические цели;
- основа конкурентного преимущества;
Z - фактор=0,12Х1+0,0144Х2+0,03Х3+
где Х1;Х2;Х3;Х4;Х5 как в предыдущей формуле.
Если Z - фактор ³ 2,99 - риск минимален, при £ 1,81 риск высок.
Идея SWOT - анализа заключается в следующем:
а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности;
б) развитие сильных сторон фирмы с учетом ее ограниченных возможностей.
SWOT - анализ обычно проводят в несколько этапов.
На первом этапе глубоко изучаются сильные стороны организации, ее конкурентные преимущества в областях
На втором этапе изучаются слабости фирмы. (низкая прибыльность, плохая стратегия, недостаточный имидж, неудовлетворительный маркетинг, курс валют и т.д.).
На третьем этапе изучаются факторы макросреды (политические, экономические, технологические, рыночные и др. с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме)
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т.п.)
На пятом этапе согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.
По результатам анализа составляется SWOT - матрица, которая приведена на рис. 3.
При-
Внутри веде- Силы (S) Слабости (W)
фирмы ние
1
в соот- 2
ветст-
....
вие
Вне Возможности (О) Угрозы (Т)
фирмы
1
Рисунок- 3 SWOT - матрица
После заполнения матрицы необходимо проанализировать связи между силами и слабостями, возможностями и угрозами. Как силы переходят в возможности и как слабости переходят в угрозы.
Например: S1-O1 – внутренние силы… дают возможности фирмы на рынке…
По всем этапам необходимо дать письменную оценку.
Для анализа дальней внешней среды используется так называемый PEST- анализ. (Политика, Экономика, Социум, Технологии).
Таблица 8- PEST-анализ
Политика
|
Экономика
|
Социум
|
Технология
|
Для анализа организации с помощью РЕSТ-анализа необходимо оценить значимые тенденции в отрасли, влияющие на реализацию общей (корпоративной или бизнес единицы) стратегии. После заполнения таблицы необходимо сделать обобщение и выводы.
Для анализа стратегической позиции на рынке используется модель Shell/DPM - многофакторная модель анализа стратегических позиций конкретных бизнесов.
Горизонтальная ось – многофакторная оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса.
Вертикальная ось – интегральное многофакторное измерение привлекательности отрасли.
Перспективы отрасли бизнеса
Лидер вида бизнеса |
Стратегия усиления конкурентных преимуществ |
Удвоить объем производства или свернуть бизнес |
Стратегия роста |
Продолжать бизнес с особой осторожностью |
Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать бизнес |
Стратегия генератора денежной наличности |
Стратегия частичного свертывания |
Стратегия свертывания бизнеса |
Конкурентоспособность бизнеса 0
Матрица Shell/DPM Рис. 4.
Для анализа необходимо определить, к какой части данной матрицы относиться конкретный бизнес и почему? Описать, используя переменные из таб.9.
Таблица 9- Переменные для стратегического анализа
Переменные, характеризующие конкурентоспособность предприятия (ось Х) |
Переменные, характеризующие привлекательность отрасли (ось Y) |
Относительная доля рынка |
Темпы роста отрасли |
Охват дистрибьюторской сети |
Относительная отраслевая норма прибыли |
Эффективность дистрибьюторской сети |
Цена покупателя |
Технологические навыки |
Приверженность покупателя торговой марке |
Ширина и глубина товарной серии |
Значимость конкурентного преимущества |
Оборудование и |
Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли |
Эффективность производства |
Технологические барьеры для входа в отрасль |
Кривая опыта |
Значение договорной дисциплины в отрасли |
Производственные запасы |
Влияние государства в отрасли |
Качество продукции |
Влияние поставщиков в отрасли |
Научно-исследовательский потенциал |
Уровень использования отраслевых мощностей |
Экономия масштаба производства |
Заменяемость продукта |
Послепродажное обслуживание |
Имидж отрасли в обществе. |
На основании определенного места в матрице сделать вывод, учитывая данные таблицы 10 и информацию о Вашем предприятии.
Таблица 10- Справочные данные о возможной стратегии
Позиция в матрице |
Возможные стратегии |
Лидер бизнеса Отрасль привлекательна и предприятие имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка - высокие; слабых сторон предприятия, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается. |
продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей |
Стратегия роста Отрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Такое предприятие является одним из лидеров, находящемся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильный с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента |
стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса |
Стратегии генератора денежной наличности Предприятие занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность предприятия высока, а издержки низки |
Бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода предприятия. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход. |
Стратегия усиления конкурентных преимуществ Предприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация предприятия достаточно высоки (почти такие же как и у отраслевого лидера), то предприятие может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли |
Инвестировать, если бизнес-область стоит того, делая при этом необходимый детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка |
Продолжение- Таблицы 10
Позиция в матрице |
Возможные стратегии |
Продолжать бизнес с осторожностью Предприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у предприятия не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли |
инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения. |
Стратегии частичного свертывания Предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Никаких особо сильных сторон и фактически никаких возможностей к развитию у предприятия нет; рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли) |
поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, предприятие будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса. |
Удвоить объём производства или свернуть бизнес Предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли. |
инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка улучшить конкурентные позиции такого предприятия посредством атаки по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что предприятие способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия “удвоение”. В противном случае, стратегическим решение должно быть решение оставить данный бизнес. |
Продолжать бизнес с осторожностью или частично свёртывать производство Предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли. |
никаких инвестиций; всё управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес |
Стратегия свертывания бизнеса Предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли |
поскольку компания, попадающая в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше. |