Методологические основы управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
Методологические основы управления персоналом организации….....6
Концепция управления персоналом………………………………….6
Состав и структура персонала предприятия………………………...9
Методы управления персоналом………………………………….....12
Подбор персонала………………………………………………………...14
Проведение собеседований при приеме на работу………………..17
Цели и этапы адаптации……………………………………………...18
Оценка персонала……………………………………………………..20
Развитие и профессиональное обучение персонала………………..23
Корпоративная культура……………………………………………..25
Мотивация персонала……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………....31
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

        

    Введение……………………………………………………………………......3

  1. Методологические основы управления персоналом организации….....6
    1. Концепция управления персоналом………………………………….6
    2. Состав и структура персонала предприятия………………………...9
    3. Методы управления персоналом………………………………….....12
  2. Подбор персонала………………………………………………………...14
    1. Проведение собеседований при приеме на работу………………..17
    2. Цели и этапы адаптации……………………………………………...18
    3. Оценка персонала……………………………………………………..20
    4. Развитие и профессиональное обучение персонала………………..23
    5. Корпоративная культура……………………………………………..25
  3. Мотивация персонала……………………………………………………..27
  4. Заключение………………………………………………………………....31

Список использованной литературы………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление персоналом очень важно для всех организаций - малых и больших, некоммерческих и коммерческих и промышленных. 
Нет людей - нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Конкретная ответственность  за общее руководство трудовыми  ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально  подготовленных работников отделов  кадров, обычно в составе штабных  служб. Для того чтобы такие специалисты  могли активно содействовать  реализации целей организации, им нужны  не только знания и компетенция в  своей конкретной области, но и осведомленность  о нуждах руководителей низшего  звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики  управления трудовыми ресурсами, его  механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков.

Управление персоналом – область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.

В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.

Управление персоналом включает в себя:

1. Поиск и адаптацию  персонала:

    • Поиск персонала
    • Знакомство с компанией, правилами

2. Оперативную работу  с персоналом:

    • Обучение и развитие персонала
    • Оперативная оценка персонала
    • Управление бизнес - коммуникациями
    • Мотивацию персонала и его оплату
    • Организацию труда

3. Стратегическую (только  долгосрочную) работу с персоналом:

    • Управление корпоративной культурой

Управление персоналом – одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента.

Деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

В настоящее время  можно наблюдать всё большую  ориентацию управления на социальную сторону, на интересы работника. Задачи и приоритеты в управлении кадрами  предприятия требуют увязки принимаемых  решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей – коллектива предприятия.

На смену широко распространенной практике работы с  кадрами, используемой в условиях командно-административной системы, и ориентированной на потребление  рабочей силы в условиях стабильной занятости, а также жёстких организационных  структур, пришли новые модели управления, предусматривающие:

    • создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;
    • использование мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
    • формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;
    • гибкое и адаптивное использование «человеческих ресурсов», повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.

Успешное развитие фирмы связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми. /1/

Актуальность данной работы заключается в том, что  в современных условиях, именно вопрос  управления персоналом является актуальным для любого предприятия.

Основной целью  данного курсового проекта является рассмотрение теоретических аспектов  в области управления персоналом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методологические  основы управления персоналом  организации

 

1.1Концепция управления персоналом

 

Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно - практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает:

  • разработку методологии управления персоналом
  • формирование системы управления персоналом
  • разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом: предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом: предполагает формирование целей,

функций, организационной  структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в  процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом: предполагает организацию найма, отбора,  приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно–профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее  время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей  в организации:

Первый — иерархическая  структура организации, где основное средство

воздействия — это отношения  власти - подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй — культура, т. е. вырабатываемые обществом, организацией,

группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки  поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без  видимого принуждения.

Третий — рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле -

продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия  — понятия достаточно сложные  и на практике

редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков  и облик экономической ситуации в организации.

В ряде организаций формируются  системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.

Система управления персоналом организации — система, в которой  реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему общего и линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Подсистема общего и линейного  руководства осуществляет: управление

организацией в целом, управление отдельными функциональными  и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Подсистема управления и  учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала.

Подсистема управления трудовыми  отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами.

Подсистема обеспечения  нормальных условий труда выполняет такие

функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической  эстетики, охраны труда и окружающей

среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных  лиц.

Подсистема управления развитием  персонала осуществляет: обучение,

переподготовку и повышение  квалификации, введение в должность  и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале.

Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами.

Подсистема развития организационной  структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства. /7/

 

1.2. Состав и структура  работников предприятия

 

Персонал предприятия  представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, которая направлена на получение прибыли или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей. В рыночных условиях необходимый профессионально – квалификационный состав работников каждого предприятия формируется с учетом действующих на рынке труда и производства законов спроса и предложения. Величина рыночного спроса на те или иные виды продукции и услуги служит основой планирования необходимой для их производства потребности рабочей силы, работников соответствующих категорий.

На отечественных предприятиях, в организациях и фирмах различных  форм собственности всех работников принято подразделять на две большие группы:

  • промышленно – производственный персонал (рабочие, инженерно-технические работники и служащие, а также ученики)
  • непромышленный персонал (работники, занятых в транспортном хозяйстве, жилищно-коммунальном обслуживании, сфере социального обеспечения и других непроизводственных подразделениях)

Информация о работе Методологические основы управления персоналом организации