Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Научно-методические принципы подбора персонала………...4
1. Системный подход к организации подбора персонала………….….5
2. Профессиография в подборе персонала……………………………...7
Глава 2 Подбор и приём на работу……………………………………...9
2.1. Планирование кадров………………………………………….…….9
2.2. Подбор кандидатов……………………………………………….….9
2.3. Методы подбора персонала на вакантные должности……………12
2.4. Отбор персонала в организацию…………………………………...15
Глава 3 Практическая часть………………………………………...……21
3.1.Плюсы и минусы методов подбора кадров………………………...21
3.2.Прием на работу на примере отеля «Ателика»……………………37
Заключение………………………………………………………………..44
Литература………………………………………………………………..45
Чаще
встречается другое, когда набор
требований к кандидату достаточно
цельный и четкий, но при этом
есть несоответствие между ними и
предлагаемыми условиями труда
и вознаграждением. Источники информации
о состоянии рынка труда
Минусы: весьма дорогостоящее удовольствие; не дает полной картины для всего рынка труда.Лучше всего применять для центральных вакансий и топ-менеджеров.
Сайты по трудоустройству при подборе персонала.
Плюсы данного источника: очень много детальной информации; можно делать собственные срезы информации по нужным критериям. Минусы: требует затрат на обработку информации; не полностью объективная информация. Лучше всего применять для общего взгляда на рынок труда и оценки конкуренции.
Газеты и журналы по подбору персонала.
Плюсы данного источника: аналогично сайтам по трудоустройству; больше простых вакансий. Минусы: аналогично сайтам по трудоустройству; меньше информации; сложнее обрабатывать. Лучше всего применять для оценки состояния рынка труда по простым вакансиям.
Кадровые клубы и мастерские
Если на кадровой мастерской заявлена тема по состоянию рынка труда, то информацию можно получить там. Плюсы данного источника: вся работа перекладывается на организаторов кадровой мастерской, можно представить свои требования к информации. Минусы: темы мастерской меняются, и не всегда попадает данная тема. Лучше всего применять при условии предварительного согласования темы и требований к информации.
Адекватная оценка кандидатов. И наконец, у нас есть четкое представление о вакансии и адекватные требования к кандидатам с учетом состояния рынка труда. Как среди множества предложений соискателей выбрать именно тех, кто самым оптимальным образом подходит на данную вакансию? Для этого есть целая серия различных методов оценки. Резюме
.Как правило, первое впечатление о кандидате складывается на основе резюме – документа, где в краткой форме обозначены опыт работы и образование, знания и навыки, личные качества кандидата.
При чтении резюме стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. Указана ли интересующая позиция (должность) или цель, если да, то насколько четко. Расплывчатые фразы о перспективной и высокооплачиваемой работе часто говорят о неоформившемся интересе и представлении о работе.
2.
Описание опыта работы
3. Образование: как основное, так и дополнительные курсы или тренинги. Образование и опыт работы в идеале должны гармонично дополнять друг друга. При перекосе в сторону образования можно говорить об отсутствии навыка практического применения знаний, и эти знания могут оказаться бесполезными.
4. Хобби, увлечения и личные качества практически не несут смысловой нагрузки, и упор на эти пункты может свидетельствовать об отсутствии позитивных моментов в квалификации кандидата.
5. Общая форма резюме: насколько четко и структурированно изложена информация, грамотность и другие вроде бы мелочи.
Плюсы данного метода: требует минимум времени и ресурсов, можно проводить заочно.
Минусы: дает самое общее впечатление о кандидате, только фактические данные, причем указанные самим кандидатом. Лучше всего применять в качестве первого среза, для первичного отсева наиболее неподходящих кандидатов. Анкета компании по сути, это то же резюме, но структурированное по вопросам под требования данной компании и данной вакансии.
Плюсы данного метода: возможность узнать именно те фактические данные (со слов кандидата), которые интересуют компанию; можно проводить заочно.
Минусы: те же, что у резюме, плюс дополнительное время на заполнение анкеты.
Лучше всего применять для первичного отбора кандидатов при условии достаточно большого количества претендентов. Собеседование при подборе персонала.Собеседование обычно строится в форме серии вопросов-ответов на различную тематику, в основном касающихся опыта работы и квалификации кандидата. При этом наиболее значимую информацию можно получить как раз при неожиданных вопросах или повторах, они-то как раз и показывают действительное положение дел. Примеры дополнительных вопросов, которые можно задавать соискателям:
1. Почему Вы ушли (собираетесь уходить) с последнего места работы?
2. Расскажите, пожалуйста, о Ваших последних и наиболее удачных проектах.
3.Что для Вас значит "работа в команде"?
4.
Приходилось ли работать в
условиях ограниченного
Собеседование по телефону
Плюсы данного метода: живое общение, которое требует минимум времени и ресурсов.
Минусы: не видно кандидата (нет визуальной информации).Лучше всего применять для первичного отбора кандидатов; является достаточно важным при подборе секретарей и других специалистов, в обязанности которых входят телефонные переговоры.
Собеседование при личной встрече
Плюсы данного метода: живое общение, личная встреча с кандидатом. Минусы: относительная сложность организации встречи, особенно при согласовании времени встреч со многими кандидатами; может исказить инфомацию при субъективном впечатлении от человека. Лучше всего применять для основного отбора до 5-6 кандидатов, или при ограниченном количестве претендентов; особенно важно для подбора людей в команду. Тестирование профессиональный знаний и умений
Для простых операций есть и можно придумать огромное количество тестов. Например, владение ПК, набор текста и грамотность – просто посадить человека за компьютер и попросить набрать несколько фраз. Для более сложных ситуаций, например, знание ОС Windows 2000 на уровне администрирования, это не так просто, но можно специально разработать профессиональные тесты.
Плюсы данного метода: дает максимально объективную картину о реальных знаниях и навыках кандидата.
Минусы: для сложных функциональных обязанностей требует специальных разработок тестов, а в некоторых случаях (например менеджмент) такой тест вряд ли можно создать. Лучше всего применять для проверки технических знаний и навыков для простых операций либо для вакансий, которые часто появляются (в этом случае разрабатывается либо покупается специальный тест).
Тестовое задание
Одним из вариантов тестирования профессиональных знаний и умений является тестовое задание: вполне реальная задача из тех, что предстоит решать будущему сотруднику, на выполнение которого достаточно одного-двух дней.
Плюсы данного метода: проверяется результативность работы кандидата, его профессиональные навыки, можно проводить удаленно. Минусы: при проведении удаленным способом сложно проконтролировать самостоятельность работы кандидата, требует времени. Лучше всего применять для сложных профессиональных знаний и навыков, для профильных специалистов.
Психологическое тестирование .На сегодняшний день в Интернете и печатных изданиях есть огромное количество психологических тестов разного уровня глубины и качества. К сожалению, большинство из них тестируют представление человека о самом себе, то есть как он сам о себе думает. Впрочем, даже в этом случае результаты теста могут оказаться полезными, если брать их за отправную точку при тестировании кандидата, например, наблюдать за его реакцией при ответе на те или иные вопросы, на результаты теста, какие вопросы он задавал по тесту и так далее.
Плюсы данного метода: позволяет увидеть некоторые черты личности кандидата.
Минусы: не всегда объективен, приносит напряжение для кандидата и тем самым искажает информацию, результаты современем могут меняться. Лучше всего применять при подборе людей в команду, или если помимо профессиональных качеств требуются определенные черты личности. Соционическое тестирование
Методы соционики позволяют провести экспресс-тестирование основных психологических черт личности, причем именно неизменных, базовых черт. Результатом соционического тестирование является принадлежность кандидата к тому или иному соционическому типу, и четкая характеристика основных его проявлений, в том числе соответствие предполагаемой должности. При тестировании также руководителя и команды, в которой предстоит работать кандидату, позволяет спрогнозировать развитие межличностных отношений, возможные сложности.
Плюсы данного метода: выявляет неизменные черты личности, прогноз межличностных отношений в команде.
Минусы: для проведения соционического тестирования нужен специально подготовленный специалист, при низком уровне специалиста возможны ошибки тестирования. Лучше всего применять для формирования команды, а также при наборе людей с перспективой роста, профильных специалистов на ключевые позиции.
Наблюдение в неформальной обстановке
Наблюдение в неформальной обстановке дает информацию о естественном поведении человека в ситуациях отдыха. Организовать наблюдение можно по-разному, один из вариантов – зарезервировать отдельный день или полдня и пригласить кандидата на прогулку, за город, в кафе и т.д. Даже зная, что это по сути отбор на работу, человек не сможет в течение целого дня поддерживать искусственно созданный имидж, и когда-нибудь расслабится. Исключение составляют специально подготовленные агенты, но этот вариант вряд ли стоит принимать во внимание в обычных ситуациях.
Плюсы данного метода: возможность увидеть кандидата "как он есть", что позволяет спрогнозировать его поведение через 2-3 месяца работы, когда пройдет испытательный срок.
Минусы: требует достаточно много времени и средств, а также хорошей психологической подготовки наблюдателя. Лучше всего применять для ключевых позиций, при выборе из нескольких кандидатов, или для принятия решения по единственному кандидату.
Деловая игра, тренинги
Тема тренинга или деловой игры может быть любая, и лучше более простая. За один день тренинга люди узнают друг друга ближе и точнее, чем за несколько лет работы рядом.
Плюсы данного метода: наиболее эффективный способ реально узнать человека "как он есть", прочувствовать, как он впишется в команду, увидеть его сильные и слабые стороны. Минусы: довольно дорогостоящий метод при заказе тренинга сторонней компанией, свои же менеджеры по персоналу редко владеют навыками проведения тренингов. Лучше всего применять для формирования команды, при подборе руководителей в уже сложившийся коллектив.
Пробный день работы
В течение одного дня кандидат тесно общается с коллективом и руководителем, принимает участие в решении некоторых производственных задач будущего места работы, выполняет типичные задачи. Пробный день работы следует оплачивать, иначе репутация компании может снижаться. Плюсы данного метода: возможность проверить кандидата на практике, в тесном сотрудничестве.