Методы маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение современных методов проведения маркетинговых исследований, задачи работы следующие:
изучение основных понятий: «маркетинговое исследование», «маркетинговая информация»;
анализ классификации методов маркетинговых исследований, их характеристика;
изучение новых методов маркетинговых исследований и их преимуществ.

Содержание

Введение
1. Маркетинговые исследования: общие понятия
1.1. Понятие маркетингового исследования, его типология и основные задачи
1.2. Понятие маркетинговой информации, ее типы и источники
2. Методы маркетинговых исследований
2.1. Методы сбора вторичных данных
2.2. Методы сбора первичных данных
2.2.1. Методы сбора качественной информации
2.2.2. Методы сбора количественной информации
2.2.3. Mix-методики
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)
 

Глубинное интервью целесообразно  использовать вместо фокус-группы если:

        1. тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем;
        2. интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;
        3. невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время.
 

Достоинством  такого метода является возможность получения  более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе.  
 

     Анализ  протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.  

     Респонденту предлагают представить  себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять решение. После этого он должен словесно описать  все факторы и  аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при  применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда — название метода), представленные респондентами. 

     Анализ  протокола применяется  для составления  модели принятия решения. Как правило, этот метод используется при анализе решений:

  • принятие которых распределено по времени, — например, при решении о покупке дома. В этом случае исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на отдельных этапах;
  • процесс принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку, люди обычно не задумываются относительно этой покупки, и анализ протокола дает возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.
 

    2.2.2. Методы сбора количественной информации 
     

     Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто»  и «сколько».

Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно  информацию по ограниченному  кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.

     Основные  методы количественных исследований:

    1. опрос
    2. аудит
 
 

     Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

     Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения.  

     Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:

  • разработка, проверка и тиражирование анкеты;
  • формирование выборки;
  • инструктаж интервьюеров;
  • проведение опроса и контроль качества данных;
  • обработка и анализ полученной информации;
  • составление итогового отчета.
 

Опросы  могут различаться:

  • по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
  • по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
  • по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
  • по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

    Как правило, чаще опросы различают по способу  контакта с респондентом. 

      Личное  интервью (face-to-face) - опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации. 

      Телефонный  опрос - один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам. 

          Почтовый опрос - метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки. 
     

      Retail Audit (аудит розничной торговли) — это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.  

      Анализ  результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния  и движения рынка  в целом, так и тенденций по его отдельным позициям — структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д.

      Исследование  по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, непосредственно само исследование и последующую обработку и анализ данных.  

      Аудит розничной торговли позволяет получить информацию о том, какие марки продукта представлены в продаже, насколько они  доступны, по какой цене и в каких объемах продаются. При помощи этих данных можно:

    • определить объем и доли рынка;
    • провести сравнительный анализ различных товаров и различных участников рынка;
    • выявить незанятые ниши и разработать новые продукты;
    • скорректировать позиционирование существующей и разработать основу позиционирования новой продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.3. Mix-методики 
     

      Mix-методики — смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.

    Основные  виды mix-методик:

  1. hall-тесты;
  2. home-тесты;
  3. mystery shopping.
 

     1.  Hall-test - метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара. 

     Для проведения hall-теста  представители потенциальных  потребителей приглашаются в специальное  помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара. Выделяют следующие типы тестирования:

  • «слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование;
  • «оценочное» (один товар) и «сравнительное» (несколько аналогичных товаров).
 

   Данный  метод применяется:

  • для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения;
  • при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании;
  • для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы).
 

   Преимуществом методики является возможность  предъявления и оценки не только визуальной информации, но и  аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной, вкусовой. 
 

   2.  Home-test - метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету.

   Home-test во многом схож  с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней). 

   Респондентам, относящимся к  целевой группе, предлагают протестировать в  домашних условиях какой-либо продукт или несколько  продуктов (обычно это  продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.

   Через несколько дней использования  данного товара респондент отвечает на вопросы  анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда — по сравнению с другими продуктами).  

   Метод home-тестов используется для:

    • решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе;
    • проверки восприятия потребительских свойств товара;
    • выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей;
    • определения оптимальной цены товара и других характеристик.
 

   Преимуществом home-теста является то, что тестирование товаров происходит в тех же условиях, в которых они используются обычно. 
 

   3.  Mystery Shopping - метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).

   При продаже услуг  качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.). 

   Оценка  качества обслуживания производится на основании  предварительно разработанных  критериев, путем  личного посещения либо по телефону.

   Первым  делом разрабатывается  подробный план —  какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким  критериям, на что  нужно обратить особое внимание (если в  организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно  основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей.

   Специально  подготовленные люди, полностью соответствующие  характеристикам  целевого потребителя  на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet.

   По  результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.). 

   Такой метод применяется  для:

    • мотивации персонала: по результатам мониторинга на основе Mystery Shopping вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата.
    • фокусировки тренинга: результаты Mystery Shopping позволяют выявить конкретные недостатки в обслуживании клиентов и сфокусировать тренинги именно на этих направлениях.
    • оценки эффективности тренингов: результаты мониторинга позволяют выявить качественные изменения в поведении персонала после проведения тренингов.

Информация о работе Методы маркетинговых исследований