Методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить основные методы менеджмента. Достижение цели включает рассмотреть следующие задачи.
- раскрыть сущность менеджмента;
- рассмотреть менеджмент как науку;
- раскрыть основные категории менеджмента;
- рассмотреть методы менеджмента, как одну из категорий менеджмента, объект исследования.

Содержание

Введение 4
1. Сущность менеджмента в организации, менеджмент как наука. 5
2. Основные категории менеджмента их классификация и характеристика 8
3. Методы менеджмента 11
3.1 Методы управления функциональными подсистемами организации 12
3.2 Методы выполнения функций менеджмента 12
3.3 Методы подготовки и принятия управленческих решений 13
3.4 Методы воздействия на коллективы и отдельных работников 13
3.5 Методы решения задач управления 13
4. Практическая часть 16
4.1 Ситуация для анализа 16
4.2 Анализ ситуации 17
5. Заключение 22
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

2.06.2011 МеТоДы МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

  2) стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

3)  оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

«Виды менеджмента – это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления» «[27, c. 425]».

Существует следующая классификация видов менеджмента:

- Общий менеджмент рассматривает вопросы управления организации в целом.

- Функциональный менеджмент затрагивает вопросы управления определенными сферами деятельности (производства, маркетинг, финансы, кадровый)

- По признаку содержания нормативный, стратегический, оперативный.

нормативный менеджмент - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;

стратегический менеджмент  - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала

успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;

оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. Основные категории  менеджмента представлены на  рис. 2

 

Рисунок 2 – Категории менеджмента

 

 

3. Методы менеджмента

 

«Методы менеджмента это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации, совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организаций целей» «[27,c.426]». Рассмотрим  конкретные методы менеджмента (метод функциональной подсистемы организации, методы выполнения функций менеджмента, методы подготовки решений, методы воздействия на коллективы, методы решения задач управления, методы моделирования процесса, специальные инструментальные методы).

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжении систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на поставку и реализацию целей.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более  эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденции  к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всех их совокупности путем классификации по определенным критериям.

Характеризуя методы управления, необходима раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентированна на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма воздействия на конкретную сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задач и создания стимулирующих условий) воздействия.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. «Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности» «[27, c.427]».

3.1. Метод управления функциональными подсистемами организации – эта группа методов связана со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ , как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.д. «Методы, применяемые в соответствующих структурных подразделениях, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их достижения» «[27, с.426]».

3.2. Методы выполнения функций менеджмента – в основе этой группе менеджмента положено представление процесса управления как процесса выполнения совокупности взаимосвязанных функций менеджмента. Здесь различают методы целеполагания, планирования, организации, контроля и др.

3.3. Методы подготовки и принятия управленческих решений - это описание процесса управления с позиции процесса принятия решений. В соответствии с этим методы этой группы подразделяются на (методы подготовки и обоснования решений, методы выбора решений, методы реализации решений).

3.4. Методы воздействия на коллективы и отдельных работников – в том числе (экономические методы, организационно-административные методы, социально-психологические)

3.5. Методы решения задач управления – в том числе (методы моделирования процессов, методы системного анализа, специальные инструментальные методы и пр.). Моделирование в менеджменте – процесс построения и исследования моделей управления организацией.

Под моделью понимают идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы и наиболее существенные связи и отношения исследуемого объекта.

Цель моделирования – получение новой, т.е. не зафиксированной в исходных данных, информации об исследуемых объектах.

Наиболее распространенные виды моделирования в менеджменте (экономико-математическое, моделирование на основе системного анализа, имитационное моделирование). Экономико – математическое моделирование позволяет сформулировать проблему в виде математической задачи.

Принципиально можно выделить пять основных типов экономико – математических моделей, основанных на использование соответствующего математического аппарата и достаточно широко применяемых в теории и практике менеджмента это (модели математического программирования, модели теории графов, балансовые модели, модели теории вероятности и математической статистики, модели теории игр).

Методы системного анализа (СА) используются для решения слабо структурированных проблем, характеризующихся существенной неопределенностью. В соответствии с основной идеей СА, состоящей в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представителей, модели СА делят на (формальные модели, эвристические, использующие обобщенный опыт и интуицию специалистов. 

Инструментальные методы менеджмента – система методик, правил и процедур (инструментов) решения задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Выбор конкретного метода решения той или иной задачи менеджмента осуществляется в соответствии с характером управленческого решения, принятым в организации стилем руководства а так же структурой коммуникационных сетей и информационного обеспечения системы менеджмента в организации. Рис. 3

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 Методы менеджмента

 

 

 

 

4. Практическая часть

     4.1 Ситуация для анализа

 

Директор отдела продаж принял на работу нового руководителя отдела рекламы, гражданина Д. Он воспринял взгляды гражданина Д. как многообещающие и возлагал на него большие надежды

К сожалению, при первых же больших рекламациях выяснилось, что гражданин Д. ни в формулировках, ни в графическом изображении не показал изобретательности. И осуществленные мероприятия не показали существенного результата.

Директор отдела разочарован и больше всего потому, что в отношении своих коллег не очень-то бережно поступил, источая преждевременные похвалы гражданину Д. Но чтобы устранить подобную ошибку, он решает сам включиться в рекламное дело.

Он изучает специальную литературу и становится консультантом гражданина Д. Это отнимает много времени, он должен пренебрегать своими собственными обязанностями.

1.      Назовите причины сложившейся ситуации;

2.      Определить методы менеджмента;

3.      Предложите пути выхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Анализ ситуации

Все причины эффективного делегирования подразделяются на две группы:

1) причины, по которым руководитель не желает делегировать полномочия;

- недоверие к исполнителям

- уверенность руководители в себе

- руководитель не подготовит исполнителей к решению более сложных задач

- отсутствие эффективной системы контроля за работой подчиненных

- отсутствие способностей руководить

2) причины, по которым исполнители не желают принимать полномочия;

- отсутствие у подчиненного информации и ресурсов, необходимых для выполнения заданий

- боязнь критики за совершенные ошибки

- боязнь ответственности за полученные результаты, легче спросить у руководителя, чем самому решать проблемы

- отсутствие системы вознаграждения за решение более сложных задач

Существует две концепции передачи полномочий:

1) «классическая концепция» заключается в том, что передача задач и полномочий осуществляется от вышестоящих уровней управления к нижестоящим уровням управления и далее к исполнителям.

2)   «концепция принятия организационных полномочий»

Согласно этой концепции полномочия – это информация, на основе которой подчиненный (исполнитель) определяет, что он должен сделать в рамках задач организации. Если подчиненный не соглашается с требованиями руководителя, то передача задач и полномочий не происходит.

Если  подчиненный соглашается с требованиями руководителя, то происходит передача задач и полномочий.

Таким образом, обе концепции показывают, что полномочия ограничены и имеют предел.

В данном случае здесь используется концепция классическая, концепция передач задач и полномочий которая проявляется у полномочий Директора он отдал приказ делегировать задачи и полномочия  гражданину Д. для  разработки проекта.

Далее процесс делегирования нарушается, здесь проявляются обе группы применение со стороны руководителя неэтичных поведений по отношению к другим коллегам. Со стороны  гражданина Д. отсутствия знаний и разработки стратегий в данном проекте.

«Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, который принимает на себя ответственность за их выполнение». И подразумевает несколько групп:

- Со стороны руководителя

- Со стороны исполнителя

И существуют еще методы менеджмента которые задействованы здесь:

1) административные

2) социально-психологические

3) экономические

В данном случае это методы воздействия на коллективы и отдельных работников подразумевают метод социально – психологический.

«Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две ос­новные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека), психологические мето­ды, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека)» [2, с. 32].

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии лю­дей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокуп­ности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психо­логических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Элементы, регулируемые с помощью социологических методов, включают:

Информация о работе Методы менеджмента