Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 18:50, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассматриваться межличностные отношения, совместимость и срабатываемость в группе, и влияние указанных факторов на формирование психологического климата данного коллектива. Цель: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива. Объект исследования: факторы успешной деятельности группы. Предмет исследования: основные способности людей, определяющие их эффективность выполнять командные роли в группе. Совокупность задач:
1) Провести теоретические исследования понятия «социальная группа», «межличностная совместимость», «совместная деятельность» и «психологический климат» в отечественной и зарубежной литературе.
2) Подобрать соответствующие цели исследования, метод и методики. Сформировать на базе показателя срабатываемости две референтные группы.
3) Провести эмпирические исследования выявления степени межличностной совместимости и психологического климата коллектива.
4) Обозначить основные психологические детерминанты оказывающих влияние на психологический климат группы, совместимость и срабатываемость членов конкретно взятого коллектива.
5) Провести анализ полученных данных, сделать обобщающие выводы и заключения.
Введение………………………………………………………………………...…5
1 Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе…………………………………………………..……8
1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы…………8
1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе…18
2 Анализ методик по оценке социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива……………..28
2.1 Организация проведения исследовательской работы и методики исследования……………………………………………………………………28
3. Предложения и рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды………………………………………………..………50
3.1 Рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды………………………………..50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………….…….56
Приложение ……………………………………………………………….…...57
Задание на выполнение курсовой работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Социальная психология управления»
студенту Плетенус О.В. Группа (шифр)__БУП-312__Вариант №______
Тема: «Методы оценки работать в группе»
Содержание, объем и график выполнения:
Название раздела |
Количество страниц |
График выполнения (недели) |
Введение |
2 |
1-2 |
Раздел 1. Лидерские качества человека |
10 |
3-4 |
1.1. Содержание понятия «лидерство» и «лидер» |
3-4 | |
1.2. Основные лидерские качества человека |
3-4 | |
Раздел 2. Анализ методик по оценке лидерских качеств человека на примере студенческой группы БУП-312 |
15-18 |
4-5 |
2.1. Определение методик по оценке основных лидерских качеств человека |
4-5 | |
2.2. Проведение практического
исследования по оценке |
4-5 | |
Раздел 3. Предложения по совершенствованию оценки лидерских качеств человека |
10 |
6-8 |
3.1. Предложения по выбору количества лидерских качеств человека для оценки |
||
3.2 Предложения по выбору
методик оценки лидерских |
||
3.3 Предложения по развитию лидерских качеств у студентов |
||
Заключение |
2 |
9 |
Список использованных источников |
1-2 |
9 |
Приложения |
не нормировано |
6-9 |
Общий объем |
35-40 |
Сроки сдачи на проверку: ________ Сроки защиты:_________
Основные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004
2.Базаров Т.Ю. Управление ᴨерсоналом развивающейся организации. М., 2006.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 2003
4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Громова О. Н., Мишин В. М. Организация управленческого труда. М., 2003.
6. Деʜᴎϲова А. Материальное стимулирование
управленческих проектных
7.Инновационный менеджмент /
8. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления ᴨȇрсоналом. - М.: ГАУ, 2003.
9.Красовский Ю.Д. "Организационное поведение" - "Юнити" 2006г.
10.Моисеев О.Д. "Формирование структуры в организациях" - "Инфра - М"2007г.
Дата выдачи задания ______________________________
Руководитель ______________________________
(подпись)
Задание к исполнению принял __________________________
(подпись студента)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе…………………………………………………..……8
1.1 Социально-психологическая
характеристика понятия группы…
1.2 Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе…18
2 Анализ методик по оценке социально-психологического климата группы и особенностей межличностных отношений внутри коллектива……………..28
2.1 Организация проведения исследовательской
работы и методики исследования………………………………………………
3. Предложения и рекомендации и предложения
по совершенствованию эффективности команды………………………………………………..………
3.1Рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности команды…………………………………………….. …………………………..50
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….…….56
Приложение ……………………………………………………………….…...
Введение
Актуальность выбранной темы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений и совместной деятельности человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Поэтому особенно важно, чтобы эти отношения и совместная деятельность носили максимально плодотворный характер. А, как известно условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, а именно характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение – во многом влияют на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
В данной курсовой работе будут рассматриваться межличностные отношения, совместимость и срабатываемость в группе, и влияние указанных факторов на формирование психологического климата данного коллектива.
Цель: изучение степени влияния совместимости и срабатываемости в группе на психологический климат данного коллектива.
Объект исследования: факторы успешной деятельности группы.
Предмет исследования: основные способности людей, определяющие их эффективность выполнять командные роли в группе.
Совокупность задач:
1) Провести теоретические исследования понятия «социальная группа», «межличностная совместимость», «совместная деятельность» и «психологический климат» в отечественной и зарубежной литературе.
2) Подобрать соответствующие цели исследования, метод и методики. Сформировать на базе показателя срабатываемости две референтные группы.
3) Провести эмпирические исследования выявления степени межличностной совместимости и психологического климата коллектива.
4) Обозначить основные психологические детерминанты оказывающих влияние на психологический климат группы, совместимость и срабатываемость членов конкретно взятого коллектива.
5) Провести анализ полученных данных, сделать обобщающие выводы и заключения.
Гипотеза исследования: низкий уровень межличностной совместимости является закономерным следствием несрабатываемости в группе, и влечет за собой неблагоприятный психологический климат внутри коллектива.
Методики сбора и обработки информации:
Полученные данные о влиянии межличностной совместимости и срабатываемости в группе на формирование психологического климата в данном коллективе позволяют прогнозировать степень результативности совместной деятельности людей уже на первичном этапе комплектования рабочей группы, и соответственно использоваться при формировании групп или подборе дополнительного персонала в уже сформированные коллективы.
1Теоретико-методологический анализ межличностной совместимости и срабатываемости в группе.
1.1 Социально-психологическая характеристика понятия группы.
Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии.
Интерес исследователей к проблемам группы обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.
Развитие социально-психологической науки подвело исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. Психический склад индивида, его личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.
Исследования групп ориентированы на различные сферы социально-психологической деятельности, и, в частности, призваны способствовать повышению эффективности функционирования организации в целом.
В процессе развития социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», при этом было сформулировано большое количество различных, порой весьма различающихся между собой дефиниций. В своих попытках определить суть малой группы авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса [1, 20, 31, 32].
В современной психологии термин «группа» является широким и многозначными. Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая может быть выделена на основе различных признаков. В большинстве случаев речь идет о малой группе, в состав которой может входить от 2 до 30 человек, степень близости ее членов выступает в качестве основного критерия для объединения людей в малую группу. В контексте данной работы я буду рассматривать именно малую группу, как рабочий коллектив.
Как уже было сказано ранее, в отечественной и зарубежной психологической литературе термину «малая группа» даны весьма разнообразные определения. Их существенное отличие состоит в различных подходах к рассмотрению понятия малой группы. Проанализировав всё разнообразие определений можно выделить четыре основные категории.
То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.
Если подходить к рассмотрению малой группы, как некой изолированной от мира общности, функционирующей по своим, особым законам, в таком случае изложенные выше представления о ней следует признать вполне оправданными. Но группа не изолирована от социального мира, она вписана в него, и ее присутствие в нем является фактом, фиксируемым другими (группами или отдельными индивидами). Группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле всевозможных взаимодействий, влияний, противодействий и т.п. [45].
В еще большей степени связь малой группы с обществом заключена в её трактовке как малой социальной группы, то есть как элементарного звена структуры социальных отношений, своеобразной функциональной единицы в системе общественного разделения труда. В этом случае в дополнение к представленным выше характеристикам малой группы, можно сказать, что речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 191].
Однако, данное определение, в принципе задающее верное направление анализа малой группы, тем не менее, является в известной мере односторонним. В данном случае не получается раскрыть психологические признаки группы, скрытые за словосочетанием «непосредственные личные контакты». Отсюда, в связи с весьма сложной природой малой группы вполне резонно напрашивается вывод о необходимости двупланового подхода к ее трактовке, а именно:
- со стороны социальной составляющей;
- со стороны психологической составляющей.
Итак, отправным моментом в анализе малой группы является трактовка ее как звена системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов. Их развитие, опосредствованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.